search
main
0

ЕГЭ по роману «Война и мир»: готовимся в театре

Роман «Война и мир» Льва Толстого – одно из самых сложных произведений школьной программы. Зачастую старшеклассники пытаются читать его в сокращенном варианте. Школьников пугает размер произведения – четыре тома, тысяча страниц и сотни персонажей. 

Фото: пресс-служба театра «Модерн»

Впрочем, проникнуться романом, полюбить его можно еще до начала чтения. Достаточно сходить на спектакль «Война и мир», который идет в театре «Модерн».

Сетевое издание «Учительская газета» продолжает рассказывать о спектаклях, поставленных по произведениям русских классиков, которые необходимо прочитать для успешной сдачи ЕГЭ по литературе. Конечно, просмотр спектакля не заменит чтение. Однако поход в театр может мотивировать школьников открыть книгу, чтобы поближе познакомиться с великим произведением.

Путь Петра Безухова от масонства к патриотизму – основная сюжетная линия спектакля

В фойе «Модерна» непривычно много людей. С 3 марта в Москве сняли ограничение по заполняемости концертных залов и театров, в итоге на спектакль были распроданы все билеты. Дамы в вечерних платьях, кавалеры в костюмах…

Столичная публика уже привыкла к театральному дресс-коду, его ввели в «Модерне» еще в 2017 году, под запрет попадают угги и все виды спортивной одежды или обуви.  Впрочем, к вечерним нарядам располагает и сама атмосфера тетра. Переступив порог «Модерна», ты словно попадаешь в другое время и пространство.

Белоснежные колонны, витражи на окнах, на потолке причудливые узоры лепнины. В театральном закулисье по-домашнему уютно и комфортно. Часть гостей расположилась в салоне-библиотеке. Здесь полки с книгами, кожаные диваны и кресла, возле которых стоят аккуратные торшеры. Из кафе доносится живая музыка, пианист играет до самого начала спектакля.

Не успел прозвенеть второй звонок, как в зале уже погас свет. Зрители пробираются к своим местам, в это время на сцене идет православная служба. Батюшка размахивает кадилом, читает молитву. За его спиной стоят певчие, они подходят к краю сцены, словно к образам, крестятся, глядя на зрителей.

Кстати, песни в спектакле вместе с актерами исполняет Государственный академический хор имени А. В. Свешникова. Все это действие освещает тусклый свет мерцающих свечей, чувствуется запах ладана. В этот момент ощущаешь  сопричастность к происходящему и некую неловкость – хочется встать и причаститься.

На церковной службе присутствует главный персонаж романа Пьер Безухов, которого великолепно сыграл актер Александр Колесников. Сразу же после церкви Пьер оказывается на другом обряде, уже масонском. Магистра масонов исполнил талантливый актер Юрий Анпилогов. В ходе церемонии Пьеру объявляют цели масонского ордена. Его главной задачей является сохранение и передача потомству некого таинства, которое якобы передается от самого первого человека на земле.

Готовы ли вы противоборствовать злу, царствующему в мире? – спрашивает магистр у перепуганного Пьера.

В этой сцене Пьер кажется более запутанным. Он пришел за ответами на вопросы, но не получил ничего кроме ложных представлений. Кстати полное название спектакля «Война и мир. Русский Пьер». Именно путь Пьера Безухова от масонства к патриотизму основная сюжетная линия спектакля.

Отдельно хотелось бы отметить художника по свету Антона Исаева. Он словно дирижер светового оркестра управляет прожекторами. Благодаря игре света и теней усиливается трагизм, ощущается накал эмоций.

Фото: пресс-служба театра «Модерн»

Специально для спектакля было создано 423 костюма

После сцены с масонами действие переносит нас в усадьбу Болконских. Мы становимся свидетелями смерти Лизы Болконской. Молодая женщина умирает в родах, подарив супругу – Андрею единственного наследника.

Но князь не рад рождению ребенка (роль красавца Болконского блестяще сыграл актер Александр Толмачев). И лишь знакомство с очаровательной Наташей Ростовой (героиню романа чувственно исполнила Ольга Богомазова) пробуждает у него интерес к жизни.

В начале спектакля Ростова смешлива, юна, по-детски наивна. Вот ее первый бал, Пьер Безухов просит Болконского пригласить Наташу на танец. Дамы в воздушных бальных платьях, кавалеры в мундирах. Специально для «Войны и мир» художник Ирэна Белоусова создала 423 костюма: дворян, крестьян, военных.  В театральных нарядах продумана каждая деталь, вплоть до складок, рюш и пуговиц.

На сцене одно действие сменяет другое,  в спектакле нет длинных скучных монологов. Художественный руководитель театра «Модерн», режиссер Юрий Грымов взял лишь ключевые главы из романа Льва Толстого. После первого бала Наташи мы переносимся на дуэль Безухова и Долохова.

Пьер – неуклюжий, беспомощный, он никогда в жизни не держал оружие. За несколько минут до дуэли секундант объясняет ему, как пользоваться пистолетом. Безухов стреляет первым и случайно ранит своего противника. Он в ужасе от того что выстрелил в человека, и этот переломный момент очень хорошо характеризует главного героя.

После дуэли мы знакомимся с Элен Безуховой. Неверную жену блестяще исполнила актриса Мария Орлова. Элен смеется над Пьером, который рисковал жизнью на дуэли.

 Расстаться, извольте, только ежели вы дадите мне состояние, сказала Элен. Расстаться, вот чем испугали!

Еще больше неприязни вызывает брат Элен Анатоль Курагин (роль виртуозно сыграл Шамиль Мухамедов), который приезжает свататься с Марией Болконской(актриса Марина Дианова). В этой сцене мы видим наигранный лоск Курагина и упрямство старого князя Болконского (князя сыграл замечательный актер Алексей Багдасаров).

Николай Алексеевич то требует закидать обратно снегом расчищенную для гостей дорогу, то кричит на дочку: « Это ты для гостей так убралась, а? Хороша, очень хороша… Уродовать себя нечего и так дурна».

Жесткий характер Николая Алексеевича особенно ярко проявился в ситуации, когда Андрей сообщил ему о намерении жениться на Наташе. Болконский-отец приказал сыну отложить свадьбу ровно на год.

Этот год стал роковым для Наташи Ростовой. Молодая девушка влюбляется в Анатоля Курагина. Андрей Болконский не может простить измену. Мы видим, как в спектакле меняется Наташа. Теперь она избегает всех внешних радостей, ни разу не смеется. Девушку мучает чувство вины за измену князю Болконскому.

Фото: пресс-служба театра «Модерн»

В какой-то момент стираются границы между сценой и зрителями

Появляется чувство сопричастности, начинаешь сопереживать героям  чувствуешь их эмоции. Такого эффекта погружения зрителя в сюжет постановки удалось добиться благодаря и режиссерским приемам.

В какой-то момент стираются границы между сценой  и самим театром. Театральное действие плавно перетекает в зал. Так во втором акте со сцены сошли солисты хора Свешникова. Они пели между рядами, заполнили пространство фойе.

Хор сопровождает «Войну и мир» на протяжении практически всех четырех часов. Во время спектакля звучат разные композиции: Моцарта, Россини, Свиридова, Чеснокова. Присутствует и народная музыка.

При этом нет четких границ начала нового акта, действие начинается сразу же после второго звонка. Зрители то рассаживаются на свои места во время исполнения комической оперы, то приходят на спектакль, когда по сцене ходит Наполеон.

Фойе театра тоже превратилось в сцену. Так во втором антракте, покинув зал, зрители попали в горящую Москву. Вся мебель в саже, повсюду раздавался треск огня. Красный свет в окнах напоминал языки пламени.

В уютном кафе, где посетители час назад слушали музыку, стены почернели от копоти. Перевернутые стулья, хаотично разбросанные вещи, на потолке висели обгоревшие люстры, на полу лежал прожженный ковер. От увиденного становилось жутко.

Еще один ключевой момент спектакля – плен Пьера Безухова. В заточении Пьер знакомится с крестьянином Платоном Каратаевым (роль мастерски исполнил актер Петр Ступин), который делится с барином своим представлением о жизненных ценностях.

Каратаев учит Пьера пониманию того, что жизнь дана человеку, чтобы любить, растить детей. Самые простые истины становятся откровением для Пьера, который сам в конце диалога называет себя не Пьером, а Петром Безуховым.

Фото: пресс-служба театра «Модерн»

Раздается грохот от разрывающихся снарядов, носильщики несут по сцене убитых и раненых. Это действие продолжается несколько минут. В зал глядят сестры милосердия, они фонарями подсвечивают себе путь, с надрывом кричат: «Есть кто живой?».

Самая тяжелая сцена в госпитале, когда Анатолию Курагину ампутировали ногу. Тут же мы видим раненого Андрея Болконского. Он лежит напротив своего вчерашнего врага и протягивает ему руку. В госпитале Андрей встречает Наташу Ростову. Девушка просит прощение, между ними вспыхнули старые чувства. Однако продолжение романа не произошло  князь умирает.

В последней сцене мы видим Наташу Ростову и Петра Безухова. Они сидят за столом друг против друга…

Четыре часа пролетели незаметно. Спектакль оставил какое-то непонятное чувство недосказанности, даже после закрытия занавеса появилось желание увидеть продолжение. Возможно, потому что хотелось подольше побыть в том долгожданном мире, который наступил.

Главное: спектакль не оставил никого равнодушным. Зрители уходили из зала, живо обсуждая ключевые сцены постановки. Многие с восторгом  говорили: «Я такого не видел ни в одном театре!». И это действительно так. «Модерн» умеет удивлять, радовать, дарит яркие эмоции и всегда дает пищу для размышлений.

КОММЕНТАРИЙ

Художественный руководитель театра «Модерн» Юрий Грымов:

Подростков не так просто увлечь чтением «Войны и мира».  Тут на помощь может прийти спектакль. Это уже проверено годами  театральная постановка побуждает к прочтению произведения. Мы попытались сохранить все важные моменты, которые затронуты в романе Льва Толстого. Спектакль с успехом идет три года, его очень хорошо принимают толстоведы. Можно прийти с классом посмотреть спектакль, обсудить его на уроке и постепенно перейти к чтению.

Театр объединяет, я думаю, что это важно в наше непростое время. Важно чувствовать поддержку близких по духу людей, чувствовать, что мы все вместе. Пусть это будет временем для общения, размышлений, для поиска и нахождения ответов на самые сложные вопросы.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Кандидат филологических наук, доцент Удмуртского государственного университета (кафедра современного русского языка, теоретической и прикладной лингвистики). Действующий эксперт ЕГЭ по русскому языку и литературе Ирина Фазиулина:

В ЕГЭ часто встречаются вопросы по роману Льва Толстого «Война и мир». Это могут быть темы на сопоставление с исходным текстом в заданиях 6 и 11. Какое может быть сопоставление? Тема «отцов и детей», в чем перекликаются произведения. Также можно сравнивать образы дворянского сословия.

Завершающее сочинение, которое необходимо написать, находится в задании 12. Здесь несколько тем, специфика их разнообразна от простого ответа на вопрос до сложного анализа отдельных частей произведения. Большое сочинение по «Войне и миру» может быть посвящено темам: «Женские образы», «Жизнь дворянского сословия», «Батальная сцена». Также здесь есть задание, которое предполагает «диалог искусств». Задают обычно вопрос: «Если иллюстрировать «Войну и мир», какие эпизоды вы могли бы выбрать?».

КСТАТИ

С прошлого года в стране стартовала всероссийская культурная программа «Пушкинская карта». Молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет могут оформить специальную банковскую карту платежной системы «Мир». В этом году лимит карты составил 5 тыс. рублей. Список спектаклей, доступных для посещения, можно найти на сайте театров.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте