До конца учебного года остается все меньше и меньше – и соответственно близится пора выпускных экзаменов. Тем временем федеральные предметные комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов ЕГЭ продолжают рассказывать о том, какие содержательные и структурные новшества ожидают выпускников школ этого года на экзаменах. На этот раз речь шла о ЕГЭ по обществознанию, которое уже не первый год является у российских школьников излюбленным предметом по выбору. О том, какие изменения предполагаются в ЕГЭ по обществознанию в этом году, а также о том, как избежать ошибок и сдать экзамен хорошо, в ходе круглого стола в РИА Новости рассказали представители ФКР по обществознанию, а также учителя истории, обществознания и права.
– Обществознание наиболее востребовано. Более половины выпускников сдают этот экзамен. Связано это с тем, что его результат пригодится при поступлении на значительное число специальностей: от экономических до педагогических. С другой стороны, обществознание является предметом понятным, жизненно применимым – что создает ощущение, что экзамен будет простым. Тем не менее это иллюзия. Высокие результаты показывают здесь немногие. И в то же время невелико число тех, кто получает здесь минимальные баллы, – подчеркнула заместитель руководителя ФКР по обществознанию Ольга Котова.
Сегодня по предварительным данным более 50% будущих выпускников рассчитывают сдавать именно этот экзамен – поэтому особенно важно узнать, что ждет, по сути, каждого второго школьника. Впрочем, по словам специалистов, каких-то значительных изменений в ЕГЭ по обществознанию этого года не предполагается, а модель экзамена будет сохранена в полном объеме.
– Мы сторонники постепенных преобразований. Учитель и ученик должны за год суметь научиться работать с учетом новых требований. Но не изменять экзамен вовсе тоже нельзя. По итогам ЕГЭ мы проводим исследование, чтобы понять, какие задания утратили актуальность, что доставляет наибольшие трудности, а что, наоборот, решается легко. Какие вообще можно вносить изменения? Например, можно перераспределить объемы заданий в блоках. Сейчас в части А у нас осталось 20 заданий – и одновременно были несколько увеличены две другие части, предполагающие более сложные интеллектуальные действия для решения задач. Также имеет место трансформация заданий, которые, скажем так, выработали свой ресурс. Например, есть задачи, которые могут дифференцировать выпускников по уровню подготовки. У нас таким было задание В5, и мы его усложнили в этом году. Кроме того, несколько изменились и критерии оценивания заданий С8 и С9. Теперь, например, задание С9 будет оцениваться в рамках 3 баллов, – охарактеризовала изменения руководитель федеральной предметной комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию, член-корреспондент Российской академии образования Анна Лазебникова.
Тем не менее, несмотря на все усоверешенствования, направленные на то, чтобы улучшить экзамен, проблемы с подготовкой все равно имеются. Однако они связаны отнюдь не с самим экзаменом, а с установками современных учащихся.
– Основная проблема при подготовке – отсутствие мотивации, и с годами она лишь падает. Дети хотят многого – учиться в престижных вузах, занимать высокие должности. Но желания достигать этого постепенно нет, нет желания прикладывать усилия. Сегодня проблем с подготовкой у тех учеников, которые хотят и могут учиться, быть не должно: есть большое число пособий, практикумов, педагоги достаточно рано узнают обо всех изменениях в ЕГЭ. Надо лишь захотеть выучить, подготовиться. К сожалению, в московских школах на обществозанание выделен всего 1 час в неделю, и это, конечно, создает определенные трудности, – отметила учитель истории, обществознания и права ГОУ СОШ № 1062 Лариса Иркова.
Фото автора
Комментарии