Мы методисты и преподаватели, непосредственно завязанные на подготовке к ЕГЭ через учеников (работа на подготовительных курсах) и учителей (система повышения квалификации). Официальный информационный портал единого государственного экзамена уведомил нас, что «на федеральном уровне во время экзаменов выявлены единичные случаи размещения в Интернете фрагментов КИМов по предметам, которые участники ЕГЭ сдавали 30 мая». Это двойная ложь: случаи были не единичные, а носили массовый характер (по крайней мере в Москве), и публиковались не фрагменты, а целиком КИМы. Они появились в Интернете вечером 28 мая, и ими смогло воспользоваться огромное количество детей. Типичный отзыв: «В 8 утра раздается звонок от ученицы: «КИМы у всего класса, все обмениваются, делятся впечатлениями, улыбаются!» Такого «слива» ЕГЭ не знал за всю свою историю.
Причины произошедшего вызывают споры. Интрига против Ливанова – конспирологическая версия, стремление исполнителей подзаработать – коррупционная. Пусть разбираются правоохранительные органы. Конечно, людей, виновных в произошедшем, надо бы выявить и примерно наказать. Но главный вопрос: что делать дальше?Все противники ЕГЭ испытали необыкновенную радость и душевный подъем. Ожили их надежды на отмену единого экзамена. Сторонники ЕГЭ упали духом. Хотелось бы надеяться, что зря.Введение ЕГЭ вызвало колоссальное сопротивление людей, заинтересованных в сохранении старой системы, настоящий бойкот исполнителей. Между тем существует простой и четкий набор мер, способных существенно повысить качество проведения ЕГЭ, и меры эти давно известны. Чтобы не быть голословными, просто перечислим их из открытого письма редакции журнала «Преподавание истории в школе» Президенту РФ, премьер-министру и министру образования, написанного и опубликованного еще в сентябре 2011 г.:«1. ЕГЭ показал, что необходимо глушение средств связи в пунктах приема экзамена. Отрадно, что министр образования и науки и Рособрнадзор также считают это актуальным (считали в 2011 г.!). Другой важной мерой может стать введение видеонаблюдения в пунктах приема экзаменов (сегодня можно добавить – с организацией онлайн-трансляции, как на выборах).2. Необходимо и дальше ужесточать ответственность за нарушение процедуры сдачи ЕГЭ. Заслуживают внимания предложения об уголовной ответственности за преступления в сфере ЕГЭ.3. К сожалению, результаты ЕГЭ сегодня энергично используются чиновниками для оценки работы учителей, школ и регионов. Это порождает множество злоупотреблений. Мы предлагаем законодательно запретить чиновникам оценивать работу учителей и школ по данному критерию (по крайней мере на ближайшие годы). В современных условиях правильно было бы ввести коэффициент соответствия школьных оценок результатам ЕГЭ (с допустимым отклонением), что поможет хотя бы немного дисциплинировать школьную аттестацию, а учащимся – получить реальную обратную связь. Следует также вернуться к вопросу о переходе от совершенно устаревшей пятибалльной шкалы школьных оценок к десятибалльной шкале, привязанной к формату ЕГЭ.4. Множество вопросов и недоумений по-прежнему порождает шкалирование результатов ЕГЭ. Было бы правильно, если бы напротив каждого задания ЕГЭ стоял его «вес» в тестовых баллах. В таком случае выпускник получил бы возможность разрабатывать индивидуальную траекторию сдачи экзамена, а его результаты вызывали бы меньше недоумений. Неаттестованные смогут пересдать ЕГЭ и получить аттестаты в следующем году, а для желающих следует предусмотреть возможность бесплатных дополнительных вечерних курсов.5. Как известно, лучший способ загубить идею – довести ее до абсурда. Возникает впечатление, что экзамен в формате ЕГЭ собираются вводить на всех ступенях обучения, чуть ли не при переходе из детского сада в школу. Мы призываем к крайней осторожности в этом вопросе.6. Готовится значительное обновление тестовых заданий, в частности по истории и обществознанию, причем без достаточного общественного обсуждения и апробации. Предлагаем на ближайшие 2-3 года не вносить в ЕГЭ существенных изменений и проводить его совершенствование на базе той модели, которая существует сегодня.7. Мы полностью поддерживаем идею создания независимых центров тестирования, которые могли бы по заказам государства, региональных властей и муниципалитетов проводить ЕГЭ и оценку качества образования в целом (в том числе на разных образовательных ступенях). Это очень прогрессивная и перспективная идея, требующая, однако, дополнительных организационных и финансовых усилий. Тем не менее многие обозначенные выше проблемы будут сняты после создания системы таких центров.8. Министерству образования и науки следует беспощадно уволить людей, отвечавших за PR-обеспечение единого государственного экзамена. Ни четкого позиционирования, ни желания оперативно отвечать на вопросы, ни попыток минимизировать «имиджевые риски» – ничего этого мы не видели».Нетрудно убедиться, что практически НИЧЕГО из этого списка предложений сделано не было, а по некоторым пунктам сделано прямо противоположное. Особенно удручает полное отсутствие за 2 года подвижек по независимым центрам тестирования (идея спущена на тормозах), убогие «новации» в КИМах ЕГЭ по истории, ухудшившие их качество, и отсутствие взаимодействия с общественностью. Добавилась и новая проблема – масштабные «сливы» в Сеть. Предлагаем поэтому добавить еще один пункт:9. Число базовых (неперемешанных) вариантов ЕГЭ по истории должно составлять не менее 40-50 (технически и материально это несложно, говорим как люди, принимавшие участие в данной работе). Число перемешанных вариантов может и должно быть в разы больше.Отметим, что в этом году по истории в Центральном регионе было 4 базовых варианта, из которых путем перемешивания заданий (причем крайне неудачного – задания из разных вариантов стали подсказками по отношению друг к другу) получилось 6 вариантов КИМов. За сутки дети смогли более-менее «освоить» все задания. При 40-50 базовых вариантах это окажется физически невозможно, и возможный в будущем «слив» в Интернет за 1-2 дня не будет иметь существенных последствий.Для создания такого количества вариантов понадобится создать большой банк заданий ЕГЭ. Сейчас он явно недостаточен. Сделать это можно за один год, если данное дело не останется монополией Федеральной комиссии разработчиков ЕГЭ по истории. Широко объявленный и проведенный конкурс по закупке соответствующих заданий от специалистов по всей стране позволит за сравнительно небольшие деньги надолго решить проблему заданий ЕГЭ.Также необходимы элементарные технические меры, способные эффективно снизить риск утечек (например, маркировка всех КИМов). На материалах, оказавшихся в Сети, стояла фраза о недопустимости копирования, но никакой защиты от копирования не было, разве так можно?В целом мы по-прежнему убеждены, что ЕГЭ принес больше пользы, чем вреда и идея в своей основе хорошая, здравая. Может быть, именно поэтому многим хочется ее убить?Александр МОРОЗОВ, кандидат исторических наук, доцент, председатель редакционного совета журнала «Преподавание истории в школе»; Энвер АБДУЛАЕВ, главный реактор журнала «Преподавание истории в школе»; Ян СОЛОВЬЕВ, кандидат исторических наук, доцент, заместитель председателя Федеральной предметной комиссии по разработке ЕГЭ по истории в 2006-2011 гг.; Павел ПУЧКОВ, кандидат исторических наук, преподаватель подготовительных курсов ИСАА МГУКомментарийПресс-служба Рособрнадзора:- В связи с информацией о появившихся в Интернете заданиях ЕГЭ 2013 года Рособрнадзор сообщает: проводимый ведомством мониторинг показывает, что интернет-пользователи активно обсуждают и обмениваются информацией об имеющихся в Сети многочисленных материалах, так или иначе касающихся ЕГЭ. Особенно эта активность возрастает в дни проведения экзаменов.Считаем необходимым обратить внимание, что проблема так называемой утечки заданий, как правило, инициируется и искусственно поддерживается теми, кто ежегодно в период проведения государственных экзаменов наживается на теме ЕГЭ, использует этот безотказный прием в качестве рекламного хода для раскрутки своих ресурсов и извлечения прибыли. В этой связи Рособрнадзор предупреждает, что участникам ЕГЭ не стоит определять судьбу своего аттестата, используя при этом непроверенную информацию, полученную из сомнительных источников в Интернете.Кроме того, ежегодная статистика результатов экзаменов не подтверждает предположений о массовом списывании. Рособрнадзор неоднократно напоминал о том, что в соответствии с правилами участникам ЕГЭ на экзамене запрещено иметь при себе и использовать средства беспроводной связи, в т. ч. мобильные телефоны. Соблюдение этого требования должно быть обеспечено органами управления образованием субъектов Российской Федерации непосредственно в пунктах проведения экзамена. Вместе с тем ежегодно выявляются случаи нарушения правил ЕГЭ. Сложившаяся ситуация говорит о том, что не везде в регионах должным образом поставлена работа по организации ЕГЭ. Очевидно, что нарушения процедуры экзамена становятся возможными только при попустительстве организаторов в аудитории. В связи с этим Рособрнадзор призывает региональные органы управления образованием, занимающиеся организацией ЕГЭ на местах, усилить контроль за проведением ЕГЭ и соблюдением всех соответствующих процедур. В этом году уже около 60 участников, выложивших 27 мая во время ЕГЭ по русскому языку фрагменты контрольных измерительных материалов в Интернете и обнаруженных только на федеральном уровне, не получат аттестат. В каждом конкретном случае Рособрнадзор направил запросы в региональные государственные экзаменационные комиссии.Также меры административного воздействия будут приниматься к тем организаторам, кто допустил возможность нарушений на экзамене. Рособрнадзор информирует также, что продолжает сотрудничать с социальными сетями, в которых отмечена наибольшая активность участников во время ЕГЭ. С ними достигнуты договоренности о взаимодействии, раскрывать суть которых Рособрнадзор считает пока неуместным.Рособрнадзор обращается к средствам массовой информации не нагнетать лишний раз обстановку вокруг ЕГЭ во время экзаменов, не тиражировать различные неквалифицированные измышления, тем самым создавая дополнительную бесплатную рекламу сезонным «коммерсантам от ЕГЭ», а также с пониманием отнестись к стрессовому состоянию, в котором во время экзаменов находятся выпускники и их родители. Михаил МОКРИНСКИЙ, начальник Центрального окружного управления образования Москвы:- До прошлого года с позиции директора лицея видел, как шаг за шагом все серьезнее старшеклассники воспринимали подготовку к ЕГЭ. Уже не сам экзамен, а именно свою готовность к нему. Помимо знаний для дальнейшего успеха важен внутренний настрой на высокую планку: не экономить силы, а наработать запас прочности. И такую позицию не могли пошатнуть никакие случаи списывания. В этом году больше вижу ЕГЭ с другой стороны: процедура организации. Люди профессиональны, стремятся обеспечить порядок и доброжелательную атмосферу. Нормальная позиция абсолютного большинства педагогов. На них держится школа, на них держится и проведение ЕГЭ. Со сливами заданий нужно бороться как с любым преступлением. Первое – должна быть неотвратимость наказания. Интернет позволяет вполне точно отслеживать многие действия, особенно связанные с рекламой и массовым распространением, а также позволяет спрогнозировать их повторение, подготовиться. Второе – любой случай списывания направлен на обесценивание усилий честных абитуриентов, точно так же возможно обесценивать и усилия как мошенников (торгующих пустышками), так и тех, кто выкладывает неправедно добытые материалы. Массовое распространение материалов на основе ЕГЭ прошлых лет может превратить поиск единственно правильного комплекта в дополнительную подготовку к экзамену. Бездельник в очередной раз махнет рукой, сомневающийся лишний раз потренируется. Регулярные мониторинги в формате экзамена не худшая привычка для школьника. Он привыкает мобилизовываться и показывать стабильный результат. Пусть мониторинги проводят другие учителя, администрации школ – опыт ребенка должен быть разным. И он сам должен сделать вывод: не стоит рассчитывать на стечение обстоятельств, полагаться надо на себя. Ну а дальше дело статистики – пусть безымянной, но позволяющей отследить скачки индивидуальной динамики. От едва троечных работ в году к итоговой пятерке есть повод к следующему выпуску этого педагога, этой школы подойти с особым вниманием.
Комментарии