Вопрос о введении обязательного ЕГЭ для учителей время от времени становится предметом обсуждения на федеральном уровне. Наступивший учебный год вернул педагогическое сообщество к дискуссии по этому вопросу. Как известно, проверку педагогов на уровень владения своим предметом в формате ЕГЭ некоторые регионы уже практикуют. Такой опыт есть, например, в Татарстане. Взяли его на вооружение и в Дагестане.
Транслировать проверку знаний учителей в федеральном масштабе предложило Минобрнауки России в сентябре этого года Общество защиты прав потребителей образовательных услуг. По мнению председателя организации Виктора Панина, необходимо усложнить правила аттестации школьных учителей, которую они проходят раз в 5 лет. По сути, в таком случае процедура превратится в «ЕГЭ для учителей» с вопросами по профильному предмету. Как сами учителя относятся к этому предложению. «Учительская газета» провела опрос. Мнения педагогов разделились.
– Как в данном случае будет решен вопрос с учителями, чьи предметы нельзя оценить процедурами ЕГЭ – физкультура, ОБЖ, технология, МХК, а это минимум 30 процентов педагогов, – не понимает Андрей Рытченко, директор Краснобаррикадной средней школы Астраханской области. – Как быть с теми, кто работает в системе среднего профессионального образования, и должны ли наши коллеги из университетов так же проходить проверки на профпригодность через тестирование ЕГЭ?
Наталья Носкова, заслуженный учитель РФ, преподаватель МХК омской гимназии № 43, уверена:
– Если педагог – профессионал, ему нечего бояться таких экзаменов. У нас Институт развития образования Омской области несколько лет проводит олимпиаду для педагогов. Правда, такого предмета, как ИЗО и МХК – нет. А учителя, которые являются экспертами на ЕГЭ, давно сами сдают ЕГЭ, получают сертификат, и только тогда допускаются к проверке работ. Знаю, что у них баллы 98-99. И я бы попробовала сдать ЕГЭ по искусству. Даже самой интересно попробовать свои силы!
– А почему бы и нет? – считает Екатерина Гетманенко, учитель русского языка и литературы Ремонтненской гимназии №1 Ростовской области. – ЕГЭ для учителя будет дополнительным стимулом работы над собой, способом самосовершенствования. Я не считаю, что на это уйдет много времени, каждый учитель обязан великолепно знать свой предмет. Если это так, то бояться нечего, если нет – значит нужно восполнить пробелы.
– Несомненно, такого рода задания учитель должен не просто выполнять, а видеть все их сложности, пути и варианты решения, ибо нельзя научить, не учась, – высказывает свою позицию Наталья Головко, учитель русского языка станицы Кущевская Краснодарского края. – Только получается, если проблемой заинтересовались защитники прав потребителей, тогда выпускников педвузов надо аттестовать с учетом специфики школьного ЕГЭ. Считаю, что в дипломе молодого педагога должны быть оценки по шкале 100 баллов, которые будут учитываться при первой аттестации на рабочем месте. А вот опытных учителей так аттестовать нет ни смысла, ни мотивации. Ни для кого не секрет, что в школе есть преподаватели, которые просто закрывают бреши в условиях дефицита специалистов, успешные учителя известны общественности и без ЕГЭ, к ним всегда очередь из желающих заниматься.
Андрей Лиджиев, директор начальной школы-детсада в поселке Нутэпэльмэн Чукотского АО, волнуется о рисках, которые могут возникнуть после введения ЕГЭ для учителей. Далеко не все педагоги, по его мнению, согласятся с такой формой проверки профессионалов:
– В последнее время профессия учителя не является престижной. Прошло то время, когда авторитет педагога был очень высок среди общественности. К тому же средний возраст учителей велик. А молодые учителя приходят на год-два, затем покидают стены школы, разочарованные заработной платой, отношением учеников и родителей. И кто же будет учить наших детей, после того как опытные учителя покинут школы?
Конечно, любой учитель-предметник просто обязан доказывать профпригодность с разумной периодичностью. И нынешняя система аттестации далеко не совершенна:
– Пока кто-то возится с детворой, иные формально работают на портфолио, тратят время на дистанционные конкурсы, а уж уйти от горы бумаг вообще никому не удавалось, одни рабочие программы скольких бессонных ночей стоят, – делится Наталья Головко. – Что до меня, много лет практикую на уроках «контрольные для учителя, когда ученики составляют для меня самые сложные, на их взгляд, задания, и я «играю» против всех юных знатоков разом. Это стимулирует ребят искать интересное, создает атмосферу сотрудничества, где учитель показывает, как идти к решению, делая это сам. Не уверена, что такие приемы подходят для каждого учителя, все мы разные, но знаю точно: сегодня надо работать всем миром на престиж педагогов и школы, а не бросать очередной камень в тех, кто учит, не устраивать очередных проверок, ведь школу и так инспектируют все и вся, а вот помогать не торопятся…От властей хотелось бы больше инициатив и законов, направленных против формализма, бюрократии, образованщины. Надо приветствовать творчество учителей, поощрять их служение делу и детям, помогать методически, учить, совершенствовать, стимулировать… А от бесчисленных проверок учитель устал бояться, это вызывает отторжение, сеет равнодушие и выгорание, а не удовлетворение и радость. Россия всегда славилась учителями, не надо в этом сомневаться, ведь господа-политики тоже вышли из школы, которая дала им такой полет мысли. Свободный учитель воспитает свободную личность. А кого воспитывает учитель, дрожащий от лихорадки вечных проверок?
– Не понимаю: неужели у нас во всех сферах жизни так все хорошо, что все эксперименты и проверки начинаются и заканчиваются школой? Разрыв между высшей и первой категориями копеечный, стимула для развития и творчества нет, учителям приходится больше заниматься бумагами, а не детьми! – говорит Александр Рахно, директор Петропавловской школы Муромцевского района Омской области.
– Большинству моих коллег трудно и даже неприятно осознавать, что для современного общества учитель – носитель не разумного, доброго, вечного, а всего лишь образовательной услуги, – высказывает свою позицию Надежда Князева, учитель начальных классов школы №137 города Красноярска. Может быть, это был пафос, но он помогал нам выживать на смешную зарплату, он давал силы для творчества и энтузиазма. А сейчас потребители хотят, чтобы услуга была высокого качества и для этого надо проверить учителей. Так стремительно меняется общество и так легко компетентность учителя как человека образованного подвергается сомнению! Подвергаются сомнению квалификация выпускников высшей школы, заключения аттестационных комиссий, мнение экспертов, опыт преподавания, в конце концов.
Не думаю, что учителя испугаются этой проверки. Просто унизительно доказывать, что ты не осел. С удовольствием пишу каждый год Тотальный диктант, именно потому что это мой выбор. Но даже результаты Тотального диктанта – сугубо конфиденциальное дело. В нашей школе не хватает учителей. А тем, кто работает, помимо непосредственного преподавания, ежедневно приходится доказывать, что они предоставили качественный товар – составлять отчеты, предоставлять рабочие программы, публиковать свои материалы, дважды в год отправлять в какие-то центры оценки детские результаты, как будто кто-то, кроме самого учителя, может лучше оценить результаты его ученика. Не было этого в моей мечте! Не так я представляла свою будущую профессию, прекрасную и вечную!
Омск-Астрахань-Краснодар-Чукотский АО-Ростовская область-Красноярск
Фото Марии Голубевой
Комментарии