search
main
0

Эффект синергии. Кластеры в образовании: от Александра I до наших дней

Не секрет, что образование сегодня переживает глубокий системный кризис. Решить проблемы современного и будущего образования в рамках традиционных методологических подходов уже невозможно. Один из способов решения этой проблемы – кластерный подход.О том, как он может работать в образовании, и шла речь на круглом столе «Дорожная карта» создания педагогического инфраструктурного кластера на базе МПГУ: ключевые идеи, приоритеты, задачи».

Модератором круглого стола стал директор института «Высшая школа образования» МПГУ Михаил Гончаров. С главным докладом выступила старший преподаватель института «Высшая школа образования» МПГУ Наталия Сабанина. Наталия Рафаэлевна рассказала об основных направлениях формирования новой образовательной модели университета, ориентированной на опережающую подготовку кадров для социальной сферы. Для ее создания необходимы не только разработка новых вариативных моделей подготовки кадров и внедрение новых образовательных технологий и форм организации учебной и научно-исследовательской деятельности, но и в первую очередь создание модели педагогического научно-образовательного кластера. Оказывается, впервые к кластерному подходу в России пришел еще молодой император Александр I, который выдвинул более чем 200 лет назад идею перестройки государственной системы – создание министерств. «Среди преобразований того времени – учреждение так называемых учебных округов – попытка структурирования и «топологизации» культурно-образовательного и духовного пространства российского общества. На территории Российской империи были организованы шесть образовательных округов, возглавляемых попечителями – членами Главного управления училищ, ответственных перед министерством», – отметила Наталия Сабанина. По мнению Наталии Рафаэлевны, современная политика создания образовательных (университетских) консорциумов, повышения статуса региональных университетов как центров образования, науки и культуры – кластерный подход – по праву может рассматриваться продолжением прерванной в 1917 году традиции. Причем главным отличием образовательных кластеров от учебно-производственных комплексов (образовательных округов), существовавших в нашей стране в советское время, является рыночный механизм управления ими, который создается снизу по инициативе самих учреждений профессионального образования и предприятий. В то время как учебно-производственные комплексы управлялись сверху по командно-отраслевому принципу.Наталия Рафаэлевна в своем докладе также обозначила семь основных приоритетов программы развития МПГУ: формирование и развитие человеческого потенциала, создание образовательных сред, повышение эффективности управления, развитие фундаментальных междисциплинарных и трансдисциплинарных исследований, воспитание на основании ценностей, проявленных в культуре, создание проекта распределенной системы образовательных учреждений и, наконец, создание профессионального педагогического экспертного сообщества с международным участием для разработки моделей профессиональной подготовки педагогов для всех уровней образования и интеграции университета в мировое научно-образовательное пространство. Примечательно, что на базе Российского гуманитарного университета, Государственного академического университета гуманитарных наук и Московского педагогического государственного университета создан консорциум ведущих гуманитарных университетов России. Причем МПГУ выступает в роли координатора инфраструктурных кластеров.- Образовательный кластер достаточно новая инициатива, – подчеркнула Наталия Сабанина. – Чтобы образовательный кластер эффективно функционировал, необходим ряд условий. Среди них – задачи государственной политики, региональные потребности общества, социальный заказ работодателей, сложившаяся конъюнктура рынка образовательных услуг, психологическая готовность и доверие всех сторон инновационной деятельности, наличие ресурсного центра и управляющей системы, координирующей основные направления учреждений – участников образовательного кластера, существующий опыт взаимодействия в решении общих задач, наличие технологической и научной инфраструктур…По мнению Наталии Сабаниной, основным преимуществом кластерной модели развития является эффект синергии между участниками кластера. Объединение усилий предпринимателей, органов управления, субъектов инвестиционной и инновационной деятельности, мер государственной поддержки на определенной территории дает значительные пре­имущества в конкурентной борьбе, способствует рационализации производственно-рыночных процессов, перераспределению рисков и проведению гибкой политики, необходимой в условиях быстро меняющейся конъюнктуры. Такое объединение усилий в развитых странах показало высокую эффективность.Главный вывод, который делают участники круглого стола: создание кластеров значительно повышает эффективность экономической политики. Во-первых, в рамках кластеров делается акцент на вопросах повышения конкурентоспособности не только отдельных предприятий, а всей производственной цепочки, включая поставщиков, смежников, исследовательские и образовательные организации (кластерный подход стимулирует поддержку коллективных проектов).Во-вторых, кластерный подход предполагает эффективное использование механизмов государственно-частного партнерства, делая акцент на поддержке со стороны государства коллективных проектов исходя из потребностей самого бизнеса, что значительно повышает эффективность расходования бюджетных средств.Справка «УГ»Кластер – объединение нескольких разнородных элементов, которое рассматривается как целое, обладающее качественно новыми свойствами по отношению к его составляющим.Это интересноВпервые термин «кластер» ввел в научный обиход американский экономист Майкл Юджин Портер. В его классическом определении «кластер» – это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу. В Европе активное введение кластерной политики в образование началось в 1990‑е годы. Во Франции наиболее активно развиваются кластеры по совершенствованию экосистем. В США считают перспективным развитие междисциплинарного подхода для создания специально интегрированных экосистем, что поможет снять барьеры, замедляющие инновационные процессы в технологиях обучения.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте