Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Взгляд

Вадим Мелешко, Москва: Эффект Матильды. Ваши достижения могут быть приписаны кому-то ещё

Дата: 23 сентября 2020, 15:32
Автор:

Когда заслуги одного человека присваивает себе другой, это обычно называют плагиатом. Но как назвать ситуацию, когда человек не сам себе присваивает чужую славу, а ему её приписывают? Оказывается, у этого феномена есть своё имя – ЭФФЕКТ МАТИЛЬДЫ.

Вадим Мелешко

Данный термин был введён сравнительно недавно, в 1993 году, историком науки Маргарет Росситер, однако само явление было описано в конце позапрошлого века суфражисткой и аболиционисткой Матильдой Джослин Гейдж, имя которой и было таким образом закреплено в этом эпониме.

В узком понимании эффект Матильды сводится к систематическому отрицанию какого-либо серьёзного вклада женщин в науку, замалчиванию их заслуг и приписыванию их достижений мужчинам. В самом деле, если посмотреть на список изобретений, изменивших наш мир, окажется, что подавляющее количество их авторов – представители сильного пола. И лишь очень небольшое количество женщин было удостоено права войти в историю, благодаря тем или иным оригинальным идеям. Так, например, признано, что астролябию изобрела гречанка Гипатия Александрийская; циркулярную пилу – американка Сара Табита Бэббит; полипарафенил-терефталамид, более известный как кевлар – полька Стефани Луиза Кволек; систему секретной связи, ставшую основой Wi-Fi – австрийка Хеди Ламарр и так далее. Среди прочих женских изобретений, прочно вошедших в нашу жизнь – автомобильные “дворники” и глушитель, силикон, нистатин, перископ, консервы, рефрижератор, барабан стиральной машины, пакет с прямоугольным дном и многое другое.

Но, в точном соответствии с эффектом Матильды, в Интернете можно встретить огромное количество публикаций, где бы все эти “мифы” развенчивались буквально по пунктам. Дескать, ничего подобного, астролябию изобрёл Птолемей, стиральную машину вместе с барабаном – Джеймс Кинг, вклад Кволек в создание кевлара сомнителен, ибо там работала целая группа химиков-мужчин, и так далее.

Матильда Джослин Гейдж

Широко известна народная мудрость, согласно которой “за каждым успешным мужчиной стоит мудрая женщина”. А значит, если женщина что-то и придумала сама, она вполне может просто подарить эту идею своему супругу, другу или любимому, который доведёт её (идею) до ума. А уж кому достанутся лавры – дело третье. К тому же, как считают многие прекрасные дамы, “муж – голова, жена – шея”, следовательно, задача женщины – направить кипучую энергию мужчины в нужное русло, создать для него условия для работы и помогать, в том числе, советами. В этом смысле успех мужчины – это и её успех тоже, а может, как раз именно и её одной успех. Кто здесь на самом деле изобретатель, а кто всего лишь автор идеи – выяснить порой бывает крайне сложно.

Но если учесть, что в обществе может существовать совершенно чёткая установка “изобретать способны только мужчины”, отстоять свои права женщинам невероятно трудно, даже в странах победившего феминизма и демократии.

Так, всем известно, что авторами теории двойной спирали ДНК являются американец Джеймс Уотсон совместно с британцами Френсисом Криком и Морисом Уилкинсом. В 1962 году им была присвоена Нобелевская премия по физиологии и медицине с формулировкой “за открытия, касающиеся молекулярной структуры нуклеиновых кислот и их значения для передачи информации в живых системах”. Всё это так, вот только вместе с этими учёными работала и англичанка Розалинд Франклин, вклад которой в общее дело был, поистине, огромен, и без неё вряд ли им удалось что-либо сделать. Однако, по каким-то непонятным соображениям, в список авторов открытия и, соответственно, лауреатов Нобелевской премии она не попала. Лишь 25 лет спустя Уотсон в своей книге “Двойная спираль” признал, насколько важным для них всех было сотрудничество с Франклин в исследовании ДНК. Хотя и по сей день некоторые считают, что премию дали именно тем, кто её заслужил.

Но это, как я уже говорил, узкое понимание эффекта Матильды. Широкое же помогает освоить куда большие просторы. Например, отрицание решающей роли СССР в победе над фашизмом и приписывание наших побед кому-то ещё – это, как говорится, “из той же оперы”. Точно так же выглядят и попытки умалить заслуги наших учёных, писателей, музыкантов заявлениями типа “да всё это тупо украдено у других, тут нет ничего своего!” Подобную позицию можно было бы посчитать порождением больного разума, однако в социальных сетях сплошь и рядом встречаются целые сообщества, посвящённые “выведению на чистую воду” тех великих людей, которыми мы всегда гордились. И под длиннющими списками изобретений, которые, якобы, принадлежат отнюдь не русским и не советским людям, а американцам, немцам, французам, израильтянам и иже с ними, множатся гневные комментарии.

Как ни странно, во всё это “великолепие” очень гармонично вписывается в главный тренд последних лет: чтобы восстановить справедливость, нужно просто-напросто назначить одних виновными, а других – достойными. Мало среди изобретателей женщин – не надо заморачиваться в поисках реальных открытий, сделанных ими, куда проще приказать расширить этот список до необходимого, включив туда тех, кого надо. Мало среди лауреатов и победителей конкурса, соревнования, олимпиады представителей того или иного народа или расы – надо сделать, чтобы их было больше. В том числе, и за счёт того, чтобы других стало меньше. Мало собственных открытий – можно поставить под сомнение приоритет всех прочих, что автоматически позволяет достижения одних приписать другим. И так далее. Согласитесь, будет обидно, если чьё-либо имя появится в списке не за конкретные заслуги его обладателя, а просто потому, что он – афроамериканец или гей.

Ну и, разумеется, эффект Матильды в его самом примитивном понимании – это классическое учительское “я не верю, что эту работу написал ты сам, наверняка списал откуда-нибудь или тебе кто-нибудь её помог сделать!”

Как с этим бороться? Пожалуй, только гласностью и открытостью в сочетании с грамотным использованием законодательства, в том числе, международного. Когда человек придумывает что-либо гениальное и просто дарит это людям, не требуя ничего взамен, не оформляя патентов или авторских свидетельств, нужно быть готовым, что обязательно найдётся какой-нибудь “автор”, который припишет всё себе. И, что самое грустное, ему поверят, его начнут возвеличивать и восхвалять. А если он не просто подсуетится, но ещё и запатентует чужое открытие, то сможет на законном основании заявлять, мол, это МОЁ. Хотя, как мы уже говорили, нередко бывает иначе – заслуги одних приписывают другим.

Любопытно, что нечто, подобное эффекту Матильды, было описано немецким романтиком Эрнстом Теодором Амадеем Гофманом в сказке “Крошка Цахес, по прозванию Циннобер”. Напомню, там добрая фея решила помочь маленькому злому уродцу, но сделала это весьма оригинально: люди перестали замечать изъяны его внешности и характера, более того, ему начали возносить похвалы за все те добрые дела, которые сделал кто-то другой, и, наоборот, винить других за всё то плохое, которое сделал он.

Как говорится, “сказка – ложь, да в ней намёк”. Но свои права таки нужно уметь отстаивать. Иначе ими воспользуется кто-то другой.


Комментарии

Нужно ли изменить модель итогового сочинения для одиннадцатиклассников?
  • Итоговое сочинение нужно отменить совсем или заменить его диктантом 47%
    184 голоса 47%
    184 голоса - 47% из всех голосов
  • У сочинения вообще не должно быть модели - это вид творчества 38%
    146 голосов 38%
    146 голосов - 38% из всех голосов
  • Нет, существующая модель сочинения актуальна до сих пор 9%
    34 голоса 9%
    34 голоса - 9% из всех голосов
  • Да, нынешняя модель уже устарела 6%
    24 голоса 6%
    24 голоса - 6% из всех голосов
Всего проголосовало: 388
Ноябрь 18, 2020 - Ноябрь 24, 2020
Опрос закрыт
Архив опросов
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt