search
main
0

Единый учебник истории будет

​Александр ЧУБАРЬЯН, директор Института всеобщей истории, председатель Комиссии по разработке единой концепции учебников истории, академик Российской академии наук: – Почему, собственно, вдруг возникла идея и необходимость сегодня говорить о новом или новых учебниках нашей отечественной истории? Вообще это общемировой процесс, cейчас по всему миру идет обсуждение национальных систем образования и идеи создания каких-то новых поколений учебников. Я был на двух заседаниях Совета Европы в Стамбуле и Осло, на которых обсуждали, каким должен быть европейский учебник по истории. В процессе подготовки нашей концепции учебника я ознакомился с тем, как обстоит дело в Азии, Китае, Японии, где учебникам сейчас тоже уделяется очень большое внимание.

За эти полгода работы над концепцией нашего учебника истории было проведено огромное количество заседаний, встреч, я думаю, это очень важный общественный элемент нашего сознания, за свою довольно долгую биографию я никогда не видел такого общественного интереса к учебной литературе для средней школы, столько  самых разных точек зрения, что, думаю, связано с несколькими причинами. Во-первых, в самых различных сегментах нашего общества произошло осознание, что история – важная, если не важнейшая, часть формирования общественного самосознания, формирования нашей российской идентичности. Во-вторых,  история признана как важнейший фактор воспитания подрастающего поколения, которое начинается со средней школы. Хотя некоторые коллеги нигилистически воспринимали и воспринимают слово «воспитание» применительно к средней школе, эта функция не уходит и не меняется, так было и так есть. В-третьих, мы все знаем, что у нас довольно полярные точки зрения на нашу историю, которые иногда или часто связаны даже не с содержанием самой истории, а с политической практикой сегодняшнего дня, с теми идеологическими спорами и дискуссиями, которые идут у нас, как говорят, и слева, и справа. Еще причина – одно из достижений наших прошедших 20 лет –  вариативность образования,  которая имела и плюсы, и минусы, как и все в нашей жизни. Когда учителю истории в школе предлагают на выбор как пример вариативности более 100 учебников, то это профанация. Зная нашу школу и вообще  любую практику, невозможно представить себе, чтобы учитель мог даже ознакомиться с этими учебниками, не говоря о чисто конкретной, прагматической стороне дела  –  их надо купить школе. Поэтому школа, как правило, ориентировалась и сейчас ориентируется на несколько исторических линеек учебников, которые уже привычны, которые купили и которые действуют, причем  я даже сказал бы, что не такие они  уж и плохие.Все это вместе взятое, видимо, и побудило обратиться к идее единого учебника. Эта идея была высказана Президентом РФ, после его поручения началась работа. Я был участником этого дела и хочу сказать, что у нас была главная задача – попытаться создать такую концепцию, которая была бы неким приближением к общественному консенсусу, то есть чтобы мы поняли, что история, историческая наука, преподавание истории может быть шагом к стабилизации, к консолидации общества, а может быть шагом к расколу, к противостоянию.Мне кажется, что сегодня  важная задача состоит в том, чтобы преподавание истории, по крайней мере в средней школе (я не беру монографические работы, вообще состояние науки), было  фактором бесспорной консолидации, может быть, даже ценой отказа отдельных авторов от тех точек зрения, которые они исповедуют в своей монографической практике. Надо понимать специфику школьного преподавания истории, которая имеет и воспитательную функцию,  решать проблему консенсуса.  Вторая задача – выделение тех острых моментов, собственно, вокруг которых и развернулась дискуссия. Есть перечень трудных вопросов, за которые нас и меня лично страшно ругали и продолжают ругать. Но я должен сказать, что когда мы запросили учителей,  те прислали перечень вопросов, некоторые из них не трудны для науки, уже  имеют определенный консенсус, но сложны для преподавания. Я понимаю наших учителей, которые занимаются этой практикой.  Вокруг этих сложных вопросов и шла дискуссия,  мы предложили вариант концепции учебника, это не значит, что он апробирован всеми, хотя должен сказать, что в тысячах откликов на концепцию вначале были ворчание, брюзжание, ругательства, а на последней стадии практически  состоялось одобрение и принятие положений концепции.Мы  должны исходить из того, что все-таки географически Россия принадлежит и Европе, и Азии, она цивилизационно находится и там и там, это  влияет на нашу ментальность, на всю нашу культуру. Россия – самостоятельная, самодостаточная цивилизация и страна, это должно быть главным смыслом нашего курса истории в средней школе. В связи с этим, мне кажется, нужно изменить немножко и географию в школе, ведь наше пространство – серьезная вещь, влияющая на исторические процессы, которые все время происходили в стране. Теперь нам надо подумать о синхронизации с курсами всеобщей истории, во всяком случае мы сейчас делали группу, которая расширит изучение в школе не только Европы, но и Азии, Востока в целом, покажет нашим школьникам роль Востока в мировой цивилизации. Это должно привести к изменению курса литературы, но самое главное – к изменению курса обществознания, я  думаю, он должен быть больше историческим. Это должен быть простой курс,  дающий учащимся знание Конституции РФ, общества, в котором мы живем, избирательной системы, политической системы, прав и ответственности граждан, в частности молодого поколения, чтобы они понимали, что такое основы права, основы философии и основы экономики. Больше, я думаю, нечего требовать от этого предмета.В целом, я думаю, что дискуссия, которая проходила по поводу единого учебника истории, была очень полезной, она оказала и еще окажет влияние на нашу науку, ведь  учебники в большей мере не учитывают последних достижений науки. Главная задача –  внести этот элемент не только в учебник, но и в пособие, которое мы готовим, в брошюры, чтобы показать те перемены, которые происходят в науке, наши крупные открытия, которые сделаны и нашими, и зарубежными учеными. В центре должно быть понимание нашей российской идентичности, нашего собственного положения в мире,  это действительно должно стать содержанием будущего или будущих новых учебников.Ирина ТАРАДАНОВА,  заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации:- 30 октября  2013 года на заседании рабочей группы была утверждена концепция нового учебного методического комплекса по отечественной истории, в которую включен историко-культурный стандарт. В настоящее время, для того чтобы продвинуть и продолжить работу, разработана и проходит процесс согласования «дорожная карта» по реализации концепции, а также разрабатывается план мероприятий по ее популяризации.В 2014 году Российское историческое общество совместно с Минобрнауки РФ  и Российским военно-историческим обществом планируют проведение конкурса на создание завершенной предметной линии учебников по истории России с 5-го по 11-й класс в печатной и электронной формах, а также учебно-методических пособий двух видов для учителей для преподавания на базовом и углубленном уровнях, содержащих материалы по методике преподавания истории, особенно в части наиболее дискуссионных вопросов.Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам встречи с разработчиками концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, состоявшейся 16 января 2014 года, на заседании Научно-методического совета по учебникам Министерства образования и науки РФ, а у нас теперь такой совет создан впервые,  было принято решение об изменении порядка формирования Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию в образовательном процессе образовательных учреждений, которые имеют госаккредитацию, о внесении изменений в порядок, который уже сейчас утвержден приказом №1047, в части экспертизы учебников истории, уже включенных в Федеральный перечень учебников, на соответствие содержания концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Это будет касаться как вновь подаваемых учебников для включения в Федеральный перечень, так и проведения ревизии в отношении тех учебников, которые уже включены в Федеральный перечень, в случае несоответствия рекомендация выносится об исключении таких учебников из Федерального перечня.Таким образом, будет проведена синхронизация позиций, с тем чтобы адаптировать новые подходы, которые выработала рабочая группа, с той реальной ситуацией, которая у нас сейчас есть, идет корректировка КИМов по ЕГЭ, то есть это все решается в комплексе.Таким образом, новые подходы к изучению истории  дали новый толчок, стимул, для того чтобы провести модернизацию не только школьного исторического образования, но и других предметов,  в частности истории и других гуманитарных дисциплин.Николай БОРИСОВ, заведующий кафедрой истории России до начала ХIХ века исторического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова:История – целый мир, часть идеологии, одно из оснований для самоидентификации человека. Я думаю, что учебник истории должен быть, с одной стороны, объективным, с другой стороны,  должен учить уважению к своему народу, к своей стране, своему государству через понимание. Понимая русскую историю, закономерности развития нашей страны, человек начинает уважать свою страну, а там, глядишь, и до любви недалеко. Сначала надо научить человека понимать свою страну, а дальше уже он сделает свой гражданский выбор, по крайней мере этот выбор будет осознанным. Я думаю, что историю очень важно излагать доступным, ярким языком, очень важно, чтобы человек читал учебник истории с интересом, чтобы он не просто выполнял повинность, которую ему дал учитель, –  прочитать какой-то параграф, а чтобы ему было интересно заглянуть,  что будет дальше, полистать этот учебник, посмотреть на то, как развивались события.Историк –  создатель учебника должен уметь писать, к сожалению, у нас историков нигде не учат ни писать, ни говорить, хотя по большому счету две главные задачи историк должен решать в своей жизни – хорошо писать и хорошо и убедительно говорить, у нас много чему учат на историческом факультете, но, к сожалению, там нет ни курса русской литературы, ни курса стилистики, ни курса ораторского искусства. Поэтому хромает сама подготовка историков, и в соответствии с этим хромают определенным образом и те тексты, которые они пишут, эти тексты получаются суховатыми, мертвыми, они интересны только узкому кругу людей.Для  школьников, особенно для школьников 7-8-го класса, да и для старших тоже, очень важно показывать историю через людей, показывать героев нашей истории (а наша история богата героями), показывать подвиги. Учебник должен идти в школу в сочетании с целым комплектом, во-первых, документальных фильмов, набор фильмов необходим по отечественной истории, во-вторых,  с вспомогательными материалами, которые позволяют разобраться, то есть должен быть набор хороших карт по истории. У нас с историческими картами вообще беда, мы  даже студентам часто не можем показать хорошие карты просто потому, что их нет.Мне еще кажется важным, что учебник истории – только один из путей приобщения человека к истории,  магистральный путь – создание такого историко-культурного пространства,  где человек чувствовал бы себя частью истории,  это и названия улиц, и названия домов, и многое другое. Во всяком случае, я думаю, что наши историки в состоянии создать хороший увлекательный учебник, и надеюсь, что это будет сделано. Сергей МИРОНЕНКО, директор Государственного архива Российской Федерации:Сегодня есть достаточно широкий спектр мнений о том, каким должен быть современный учебник истории. Тут очень важное значение имеет слово  «правда», ведь воспитывает только  правда.  Мне все время не хватало антигероев, история ведь не состоит только из героев, если мы будем мифологизировать историю,  получится мифологизированная история.  История любой страны, не только нашего Отечества, – это история и радостей, и побед,  в то же время история неудач и поражений, поэтому  должна быть мера в изложении нашей отечественной истории, если  мы будем писать только о героических страницах, то не поймем истории нашей страны, а главное – донести до подрастающего поколения понимание исторического процесса, взаимосвязанности исторического процесса, взаимозависимости различных его этапов. Мы очень много говорим о патриотизме, возрождаем какие-то военные игры, «Зарницу», но, с моей точки зрения, воспитание патриотизма – это малая родина: история своего села, своего района, области, семьи, здесь  корни патриотического воспитания, та зарождающаяся любовь к родному пепелищу, о которой говорил великий Александр Пушкин.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте