search
main
0

Единый, но не единственный. Будет ли выбор у российских школьников?

В Государственной Думе РФ под председательством депутата Олега Смолина прошел «круглый стол» «Единый государственный экзамен: заявленные цели и ожидаемые последствия», инициатором которого выступил Совет директоров школ России. Как отметил, открывая дискуссию, Олег Николаевич, каждый год вокруг единого государственного экзамена вырастает блок скандалов, тему ЕГЭ обсуждали на многих парламентских слушаниях, «круглых столах» и конференциях, но в лучшую сторону ситуация практически не меняется. Министерство образования и науки РФ и руководство Рособрнадзора не слышат оппонентов. А претензий у них немало – и к технологии проведения ЕГЭ, и к самому содержанию экзамена. Эти претензии в очередной раз высказали участники «круглого стола» – директора школ, представители вузовской общественности, профсоюза и выпускники.

ЕГЭ, считает Олег Смолин, пока еще не катастрофа, но уже в следующем году, когда закон о едином государственном экзамене вступит в полную силу, может ею стать. До сих пор к двойке, полученной на экзамене, прибавляли один балл, и в аттестат шла тройка. Как только в следующем году будет ликвидирована система «плюс один», предупреждает депутат, половина детей рискуют вместо аттестата получить «волчий билет».

Как это предотвратить? Олег Смолин предлагает внести изменения в законодательство и предоставить выпускникам возможность выбирать итоговую форму аттестации. Единый экзамен, уверен Олег Николаевич, не должен стать единственным. Тем более что в России до сих пор не создана авторитетная и не зависимая от федеральных образовательных властей комиссия для подведения итогов эксперимента. «Мы еще раз обратимся к представителям правительства с предложением создать такую комиссию, – говорит Олег Смолин. – Если правительство этого не сделает, мы вынуждены будем создать ее сами. И пока независимая комиссия не подвела итоги эксперимента и не пришла к внятным выводам, нельзя вводить ЕГЭ как обязательный экзамен для всех. Нужно либо отсрочить введение закона в действие хотя бы до 2011 года, либо поддержать законопроект о добровольности единого государственного экзамена, подготовленный группой депутатов».

Вносится депутатами Государственной Думы Смолиным О.Н., Мельниковым И.И., Кондауровым А.П.

Проект № 455479-4

18.07.2007

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в статьи 15, 16 и 28 Закона Российской Федерации «Об образовании» и статьи 11 и 24 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

Внести в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2000, № 30, ст. 3120; № 33, ст. 3348; 2002, № 26, ст. 2517; 2003, № 2, ст. 163; № 28, ст. 2892; 2004, № 10, ст. 835; № 35, ст. 3607; 2006, № 1, ст. 10; № 45, ст. 4627; 2007, № 1, ст. 21; № 2, ст. 360; № 7 ст. 838) следующие изменения:

1) в статье 15:

а) абзац третий пункта 4 дополнить предложением «По желанию обучающегося он вправе пройти государственную итоговую аттестацию в традиционной форме устных или письменных испытаний»;

б) пункт 4.1 дополнить предложением «По предметам «литература», «история» и предметам образовательной области «обществознание» единый государственный экзамен не проводится»;

2) в пункте 3 статьи 16:

а) абзац второй изложить в следующей редакции:

«Конкурс в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования проводится на основании результатов вступительных испытаний по общеобразовательным предметам, соответствующим направлению подготовки (специальности), на которое осуществляется прием»;

б) абзац третий признать утратившим силу;

в) абзац четвертый изложить в следующей редакции:

«По желанию абитуриента вместо результатов вступительных испытаний при проведении конкурса могут учитываться результаты единого государственного экзамена. Государственным образовательным учреждениям высшего профессионального образования может быть предоставлено право при проведении конкурса учитывать по предметам профильной направленности исключительно результаты вступительных испытаний. Перечень указанных образовательных учреждений утверждается Правительством Российской Федерации»;

3) в подпункте 11.3 статьи 28 слово «дополнительных» исключить.

Статья 2. Внести в Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 35, ст. 4135; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 1, ст. 10; 2007, № 1, ст. 21; № 2, ст. 360; № 7, ст. 838) следующие изменения:

1) в статье 11:

а) абзац первый изложить в следующей редакции:

«Прием в государственные и муниципальные высшие учебные заведения проводится по заявлениям лиц, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний»;

2) в статье 24:

а) в пункте 2:

подпункт 10 изложить в следующей редакции:

«утверждение порядка и критериев отбора, а также перечня высших учебных заведений, которые при проведении конкурса вправе учитывать по предметам профильной направленности исключительно результаты вступительных испытаний»;

подпункт 11 признать утратившим силу;

б) подпункт 14 пункта 3 изложить в следующей редакции:

«установление порядка приема граждан в высшие учебные заведения и порядка перевода обучающихся из одного высшего учебного заведения в другое».

Президент Российской Федерации

Пояснительная записка к проекту федерального закона

«О внесении изменений в статьи 15, 16 и 28 Закона Российской Федерации «Об образовании» и статьи 11 и 24 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

Целью введения единого государственного экзамена является обеспечение равенства возможностей и повышение объективности оценки знаний при реализации гражданами конституционного права на получение на конкурсной основе бесплатного высшего профессионального образования. Он также призван сэкономить усилия и время обучающихся, поступающих в высшие учебные заведения непосредственно по завершении освоения ими образовательной программы среднего (полного) общего образования, или после военной службы по призыву.

Однако среднее общее образование не является лишь условием поступления в высшие учебные заведения и носит самостоятельный и самоценный характер, обеспечивая общекультурное развитие личности, ее социализацию и интеграцию в общество. Обучающийся, закончивший освоение образовательной программы среднего общего образования, вовсе не обязательно нацелен на продолжение образования. В данном случае представляется целесообразным предоставить ему право выбора формы государственной итоговой аттестации: единый государственный экзамен или традиционная форма устных или письменных испытаний, при которой он увереннее себя чувствует и испытывает меньший стресс, чем при ЕГЭ.

При обсуждении законопроекта по введению ЕГЭ в Государственной Думе руководитель Рособрнадзора В.А. Болотов заметил, что дискуссия по формату сдачи единого государственного экзамена по вопросам гуманитарного блока продолжается. В дискуссии принимают участие ученые Московского государственного университета, Российской академии наук, Российского государственного гуманитарного университета. Дискуссия ведется четвертый год, отрабатываются новые формы. Окончательное решение по проведению ЕГЭ по предметам гуманитарного цикла будет принято, когда профессионалы дадут однозначный ответ – да или нет. Таким образом, поскольку вопрос о проведении ЕГЭ по предметам гуманитарного цикла до сих пор остается спорным, предлагается в настоящее время установить в законе, что по предметам «литература», «история» и предметам образовательной области «обществознание» единый государственный экзамен не проводится, а после завершения научной дискуссии по данному вопросу при необходимости принять на законодательном уровне иное решение.

Поскольку при поступлении абитуриентов в высшие учебные заведения необходимо, прежде всего, максимально учитывать их интересы, законопроект предполагает использование результатов единого государственного экзамена при поступлении в высшие учебные заведения сделать правом абитуриента, но не обязательным требованием условий конкурса. Для вузов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и для поступления в которые по предметам профильной направленности предъявляются повышенные требования, законопроект устанавливает возможность учитывать исключительно результаты вступительных испытаний.

Олег Смолин, заместитель председателя Комитета по образованию

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте