После выступления Владимира Путина на заседании Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям образовательное сообщество никак не может успокоиться. Еще бы, ведь глава страны якобы открыто заявил о возвращении к тому, от чего мы ушли, – к созданию одного-единственного учебника истории, в котором детям преподнесут события былого с единственно верной и официально утвержденной властями точки зрения. Между тем президент имел в виду не совсем то, что ему приписали. Об этом, в частности, шла речь на прошедшем в РИА «Новости» круглом столе на тему «Учебники истории: новое прочтение».
Руководитель Комитета Госдумы по образованию Александр Дегтярев напомнил, что буквально президент сказал следующее: «Возможно, стоит подумать о единых учебниках истории России для средней школы, рассчитанных на разные возрасты, но построенных в рамках единой концепции, в рамках единой логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех ее этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого». Иными словами, главная задача на сегодняшний день – создать эту самую единую концепцию, в рамках которой могут существовать несколько учебников разных авторов или групп авторов. При этом не должно быть так, чтобы одни и те же события либо трактовались с совершенно разных, в том числе взаимоисключающих, позиций, либо полностью отвергались или игнорировались. – Это особенно актуально в условиях существования у каждого субъекта Федерации возможности писать свои учебники в рамках регионального компонента, – подчеркнул директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян. – Как показывает практика, в этих книгах нередко встречаются весьма спорные утверждения и категоричные высказывания, которые откровенно противопоставляют один российский народ, религию или нацию другим. По мнению Чубарьяна, есть принципиальная разница между историей как наукой и историей, преподаваемой в школе. Ученые, например, основываясь на тех или иных фактах, имеют право выстраивать сколь угодно смелые теории, высказывать гипотезы, но делать это они должны не в учебниках, а в научных журналах или в профессиональных сообществах, на семинарах, конференциях. Для учеников же нужны книги, в которых должны содержаться исключительно достоверные и многократно перепроверенные сведения, которые заслуживают того, чтобы их передавали из поколения в поколение. На сегодняшний день не только детям, но и взрослым порой невозможно отделить реальность от вымысла или намеренного искажения. В Интернете, в журналах, газетах и книгах опубликовано громадное количество самых невероятных версий одного и того же исторического события. И, к сожалению, многим публикациям люди верят гораздо более охотно, чем научным статьям, поскольку они написаны очень интересно, захватывающе, нередко выдавая желаемое за действительное. – Но и из этого можно сделать прагматичный вывод: учебники нового поколения необходимо сделать столь же интересными, похожими на всю эту историческую беллетристику или ненаучную фантастику, чтобы дети охотно читали их, – считает Чубарьян. При подготовке упомянутой президентом единой концепции важно подключить к обсуждению не только ученых, но также представителей различных исторических обществ, вузовских и школьных преподавателей, причем сделать обсуждение ключевых проблем истории максимально открытым. Таких проблем, по мнению директора Института всеобщей истории, не так много. В частности, что касается отечественной истории, больше всего разногласий вызывают три темы: происхождение Древнерусского государства, история Великой Отечественной войны и новейшая история (последние 20 лет). Однако, уверен Александр Оганович, компромисс все-таки возможен.Директор Института российской истории РАН Юрий Петров считает, в основе создания единого учебника должны быть заложены довольно простые принципы. – На уроках истории мы должны воспитывать в детях уважение к своей стране, причем делать это, описывая не только героические победы и достижения, но также поражения, проигранные войны и мрачные страницы нашей летописи, – уверен Юрий Александрович. Он напомнил, что наша страна, пожалуй, единственная, где детям преподают как отечественную, так и мировую историю. В США, например, кое-где ограничиваются преподаванием истории только своей страны, а кое-где – всего лишь истории своего штата. Когда верстался номерНе успели улечься страсти вокруг высказывания Владимира Путина по поводу создания единых учебников истории, как Владимир Владимирович выступил с новой инициативой. Он поддержал идею учебного пособия по военной истории России для средней школы. Оказалось, с предложением создать соответствующий учебник к нему обратились члены Общероссийской общественной организации «Российское военно-историческое общество». Невольно удивляешься такому пристальному вниманию главы государства к учебникам истории, вдобавок возникает множество вопросов: кому будет поручено создание такого учебника, на кого он будет рассчитан, когда выйдет в свет? Означает ли это появление в школьном расписании нового учебного предмета – военная история или учебник будет изучаться на факультативах? И вообще появится он или это очередной повод для общественной дискуссии?P.S. «Единый учебник истории появится через год», – заявил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов.
Комментарии