search
main
0

Единый не значит единственный. Школьный учебник истории напишут с учетом всех точек зрения

После выступления Владимира Путина на заседании Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям образовательное сообщество никак не может успокоиться. Еще бы, ведь глава страны якобы открыто заявил о возвращении к тому, от чего мы ушли, – к созданию одного-единственного учебника истории, в котором детям преподнесут события былого с единственно верной и официально утвержденной властями точки зрения. Между тем президент имел в виду не совсем то, что ему приписали. Об этом, в частности, шла речь на прошедшем в РИА «Новости» круглом столе на тему «Учебники истории: новое прочтение».

Руководитель Комитета Госдумы по образованию Александр Дегтярев напомнил, что буквально президент сказал следующее: «Возможно, стоит подумать о единых учебниках истории России для средней школы, рассчитанных на разные возрасты, но построенных в рамках единой концепции, в рамках единой логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех ее этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого». Иными словами, главная задача на сегодняшний день – создать эту самую единую концепцию, в рамках которой могут существовать несколько учебников разных авторов или групп авторов. При этом не должно быть так, чтобы одни и те же события либо трактовались с совершенно разных, в том числе взаимоисключающих, позиций, либо полностью отвергались или игнорировались. – Это особенно актуально в условиях существования у каждого субъекта Федерации возможности писать свои учебники в рамках регионального компонента, – подчеркнул директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян. – Как показывает практика, в этих книгах нередко встречаются весьма спорные утверждения и категоричные высказывания, которые откровенно противопоставляют один российский народ, религию или нацию другим.  По мнению Чубарьяна, есть принципиальная разница между историей как наукой и историей, преподаваемой в школе. Ученые, например, основываясь на тех или иных фактах, имеют право выстраивать сколь угодно смелые теории, высказывать гипотезы, но делать это они должны не в учебниках, а в научных журналах или в профессиональных сообществах, на семинарах, конференциях. Для учеников же нужны книги, в которых должны содержаться исключительно достоверные и многократно перепроверенные сведения, которые заслуживают того, чтобы их передавали из поколения в поколение. На сегодняшний день не только детям, но и взрослым порой невозможно отделить реальность от вымысла или намеренного искажения.  В Интернете, в журналах, газетах и книгах опубликовано громадное количество самых невероятных версий одного и того же исторического события. И, к сожалению, многим публикациям люди верят гораздо более охотно, чем научным статьям, поскольку они написаны очень интересно, захватывающе, нередко выдавая желаемое за действительное. – Но и из этого можно сделать прагматичный вывод: учебники нового поколения необходимо сделать столь же интересными, похожими на всю эту историческую беллетристику или ненаучную фантастику, чтобы дети охотно читали их, – считает Чубарьян. При подготовке упомянутой президентом единой концепции важно подключить к обсуждению не только ученых, но также представителей различных исторических обществ, вузовских и школьных преподавателей, причем сделать обсуждение ключевых проблем истории максимально открытым. Таких проблем, по мнению директора Института всеобщей истории, не так много. В частности, что касается отечественной истории, больше всего разногласий вызывают три темы: происхождение Древнерусского государства, история Великой Отечественной войны и новейшая история (последние 20 лет). Однако, уверен Александр Оганович, компромисс все-таки возможен.Директор Института российской истории РАН Юрий Петров считает, в основе создания единого учебника должны быть заложены довольно простые принципы. – На уроках истории мы должны воспитывать в детях уважение к своей стране, причем делать это, описывая не только героические победы и достижения, но также поражения, проигранные войны и мрачные страницы нашей летописи, – уверен Юрий Александрович. Он напомнил, что наша страна, пожалуй, единственная, где детям преподают как отечественную, так и мировую историю. В США, например, кое-где ограничиваются преподаванием истории только своей страны, а кое-где – всего лишь истории своего штата. Когда верстался номерНе успели улечься страсти вокруг высказывания Владимира Путина по поводу создания единых учебников истории, как  Владимир Владимирович выступил с новой инициативой. Он поддержал идею учебного пособия по военной истории России для средней школы. Оказалось, с предложением создать соответствующий учебник к нему обратились члены Общероссийской общественной организации «Российское военно-историческое общество». Невольно удивляешься такому пристальному вниманию главы государства к учебникам истории, вдобавок возникает множество вопросов: кому будет поручено создание такого учебника, на кого он будет рассчитан, когда выйдет в свет? Означает ли это появление в школьном расписании нового учебного предмета – военная история или учебник будет изучаться на факультативах? И вообще появится он или это очередной повод для общественной дискуссии?P.S. «Единый учебник истории появится через год», – заявил  министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте