search
main
0

Единство символа и вещи. Молодежный центр правовой культуры и прав человека

Тема «Морфология мифа». Задачи. Учащиеся должны: познакомиться с принципами организации действительности в мифе, усвоить, что враг – необходимая и очень важная часть архаического мифа; заметить сходство современных социальных и культурных мифов и архаической мифологии; получить навыки анализа различных типов текстов.

Основная смысловая структура уроков

1. Основные черты мифологического мышления: «очеловечивание» действительности, объяснение происходящего через сакральную историю, нераздельность вещи и символа. Миф как форма сплочения коллектива. Основные типы мифов: антропологические, космологические, эсхатологические, мифы о происхождении вещей (этиологические).

2. Оппозиции как принцип построения мира: «свой – чужой», «враг – друг».

3. Время и пространство в мифе. Циклическое время, трехчленная модель организации пространства. Прошлое как основной объект мифологизации.

4. Миф и ритуал. Магия как повторение действий богов и героев.

5. Основные роли в мифологии: демиург, первопредок, трикстер, шаман, культурный герой.

6. Основные мифологические образы: земля, вода, огонь, зеркало. Числовая символика.

Понятия: антропоморфизм, антропогонический миф, архетип, демиург, космогонический миф, космос, культурный герой, оппозиции, первопредок, социальный миф, тотем, хаос, циклическое время, эсхатологический миф, этиологический миф.

Ход уроков

Тематика следующих двух уроков курса достаточно сложна и насыщенна. Для иллюстрации основных черт мифа, помимо текстов архаических мифов, необходимо подобрать и другие материалы. Тем самым мы сможем продолжить основную мысль первого занятия: миф занимает важное место и в структуре мышления современного человека.

Из соображений политкорректности мы рекомендуем как можно более осторожно обращаться с религиозными мифами. В нашем варианте занятия используются четыре основных типа текстов. Есть собственно мифы разных стран и народов (естественно, в изложении европейских и российских авторов). Сказки и фольклор как особый тип текстов, представляющих собой «умерший миф» – миф, в который перестали верить. Сказки являются очень мощным инструментом сохранения коллективной памяти, трансляции культурных архетипов и мифологических схем. Тексты авторских литературных произведений должны показать, что в современном мире приемами мифологизации пользуются вполне сознательно. Использование статей и материалов, демонстрирующих современные социальные и политические мифы, позволяет указать на связь между современными и архаическими мифами.

1. Организация работы с текстами

В начале занятий ребятам раздаются тексты, в которых тем или иным образом проявляются различные черты мифологического мышления. Задача каждого – внимательно изучить свой текст. После каждого смыслового блока учитель может попросить тех, кто обнаружил в своих текстах ту или иную черту, кратко пересказать текст и объяснить, каким образом она проявляется в нем. По ходу объяснения можно на доске заполнить соответствующую таблицу с упоминанием текстов. Понятно, что в каждом тексте могут ярко проявляться сразу несколько черт мифологического мировоззрения, кроме того, ребята могут и сами вспомнить какие-либо примеры из литературы или известных им мифов.

В зависимости от количества учеников эту работу можно сделать командной. В этом случае можно разработать систему подсчета очков. Однако надо иметь в виду, что каждой группе в этом случае нужно дать пакет текстов различного типа, в котором будут как простые мифы, так и фольклор, литературные тексты и современные мифы. Что касается современных мифов, учитель сам может выбрать наиболее актуальные для своей аудитории.

2. Изложение нового материала

Вариант 1. Лекция-беседа. В этом случае урок начинается с проверки домашнего задания. На классную доску выписываются все те черты мифа, которые были отмечены ребятами по итогам анализа текстов с различным употреблением слова «миф».

Затем организуется работа с текстами, после чего учитель излагает материал в форме эвристической лекции-беседы. После каждого смыслового блока учитель просит тех, кто обнаружил в своих текстах ту или иную черту, кратко пересказать текст и объяснить, каким образом она проявляется в нем.

Последнюю смысловую часть, касающуюся основных мифологических образов (так называемых архетипов) и числовой символики, можно разобрать вместе с учениками, на основе всего вышесказанного.

Вариант 2. Урок-замена. В этом случае место учителя занимают ученики, предварительно получившие домашнее задание подготовить выступление по своему смысловому блоку. В качестве основы для своего выступления они могут использовать текст лекции-беседы «Морфология мифа».

После каждого выступления учитель также просит проиллюстрировать то, что говорилось.

Лекция-беседа «Морфология мифа»

Основные черты мифологического мышления. Исторически миф был первой формой представлений человека об окружающем мире. Миф зародился тогда, когда человек еще не выделял себя из окружающей среды и из первобытного коллектива. Эта еще-не-выделенность человека, слияние с природой порождает представление о том, что все вещи в мире взаимосвязаны, слиты, все пребывает во всем. Леви-Строс охарактеризовал мифологическое мышление как бриколаж (фр. bricolage – отскок шара в бильярде), т.е. всеобщее взаимное отражение.

Одно из проявлений – зооморфизм и антропоморфизм мифологических действий. Боги, духи и другие сверхъестественные силы действуют знакомым человеку способом, они так же думают и чувствуют, как человек и животные: раскаты грома – раскаты колесницы небесного бога, молнии, похожие на стрелы, есть стрелы, которые громовержец мечет в гневе.

Миф, безусловно, связан с практическими потребностями первобытного коллектива, пытающегося, с одной стороны, объяснить окружающий мир, следовательно, иметь инструмент для воздействия на него, с другой стороны – поддержать единство первобытной организации. Миф предстает важнейшим средством поддержания порядка в этом коллективе, связывая его членов общими узами кровного родства с помощью мифов. Каждая общность, каждое племя имело свою собственную версию происхождения.

Таким образом, миф объясняет единство первобытного коллектива прецедентом, общей историей происхождения: разные австралийские племена произошли от разных зверей – от серых или красных кенгуру, страусов эму, орлов, диких котов и т.д. Одна из основных черт мифологического мышления заключается в том, что архаический миф излагает некую сакральную историю – историю о творении мира и всех вещей, которые в нем существуют. Явление объясняется некоей историей.

Примечание для учителя. Блестящая литературная имитация этой черты мифологического мышления – сказки Р.Киплинга (откуда у верблюда горб или почему у слона длинный нос, например). В стихотворении Бодлера «Благодеяния Луны» странные пристрастия и невероятная привлекательность возлюбленной поэта объясняются сакральной историей – подаренным в детстве поцелуем Луны. В современных ксенофобских мифах очень часто злобная природа того или иного врага объясняется какой-либо древней историей (например, множество всяких выдумок вокруг древнейшей истории еврейства), затаенной с древних времен злобой и т.д.

Священная история позволяла первобытному человеку обеспечивать порядок в общине, устанавливать строгие табу, преступление которых влечет за собой неизбежные неприятности – например, запрет на инцест (миф об Эдипе).

Современные исследователи классифицируют мифы по классам объясняемых явлений: космогонические мифы (мифы о происхождении всего сущего), антропогонические мифы (мифы о происхождении человека), этиологические мифы (мифы о происхождении отдельных вещей и явлений), теогонические мифы – в развитых мифологиях эти мифы объясняют происхождение богов. Отдельно можно выделять солярные (от греч. «солнце») и календарные мифы, которые объясняют смену дня и ночи, затмения солнца и луны, а также смену времен года.

Примечание для учителя. После разбора какого-нибудь советского текста может быть задан вопрос: почему мифы оказались столь востребованными в новейшую эпоху?

Дело здесь не только в том, что рационально объяснить все явления в мире оказалось невозможно. Новое время подарило человеку свободу, однако зачастую окружающая действительность оставляла его один на один с самим собой. Прежние родовые и цеховые связи распадались, чувство одиночества было особенно тягостным для того, кто не смог преуспеть в этой жизни. Это касалось не только отдельных людей, но и целых народов. Людям важно было почувствовать себя частью великого целого. Именно эти потребности удовлетворяли величайшие мифы XX в. – миф об особой миссии пролетариата и миф об особой миссии арийской расы.

Первобытный человек не различал классы предметов, типы и не выделял признаки, характерные для разных типов предметов. В мифологическом сознании, как говорил Ю.Лотман, каждое слово стремится к тому, чтобы стать именем собственным. Каждый предмет для мифа уникален и в то же время связан с другими предметами. Поэтому в мифологическом сознании наличие у индивида Имени собственного гораздо важнее, чем наличие каких-то постоянных, с нашей точки зрения, признаков. Вот почему называние истинного имени открывает сущность вещи, позволяет открыть ее истинный смысл и воздействовать на нее. Сегодня, когда ребенка называют именем его отца или деда, на него чисто мифологически переносят черты этого отца или деда, думают, что он будет похож на него. Римские папы при восшествии на апостольский престол берут себе имя одного из своих предшественников, тем самым заявляя о своей политике на срок исполнения папских обязанностей.

Кроме того, миф – это единство символа и вещи (так как все заключено во всем), они нераздельны, именно поэтому миф кажется столь поэтичным и столь часто используется художниками и литераторами.

Оппозиции как принцип построения картины мира. Пытаясь соотнести собственное существование с огромным миром, первобытное мышление применяло простейшие приемы, отделяя «я» от «не-я», «верх» от «низа», «прошлое» от «настоящего». Таким образом, все мифологические сюжеты строятся на противопоставлении, применяют так называемые бинарные оппозиции.

С помощью противоположностей определяется место людей в пространстве: верх – низ; правый – левый; близкий – далекий; небо – земля; земля – подземный мир; восток – запад; во времени: прошлое – настоящее; настоящее – будущее; утро – вечер; день – ночь.

Противопоставление характеризовали и более общие жизненные явления: жизнь – смерть; свет – тьма; удовольствие – страдание. С помощью оппозиции определялся статус человека: высший – низший; старший – младший; и, наконец, свой – чужой.

Поскольку все явления в мире были проявлением одного и того же, каждый двучлен соотносился с добром и злом, проявлением порядка (космоса) или первобытного хаоса. Все, что оказывалось знакомым, освоенным, понятным, обозначало проявление доброго, не опасного для человека начала. Все, что таило в себе неизвестность, оказывалось опасным и могло быть проявлением хаоса. Так, женщина могла быть опасна для мира человеческого, поскольку, во-первых, раз в месяц становилась «грязной», во-вторых, ее способность порождать жизнь одновременно означала, что она общалась с миром не-людей (миром предков и потомков), через нее потомки, посланцы не-человеческого мира, приходили в мир человека. Восток во многих мифологиях – место, где находится вход в царство богов, поскольку именно на востоке встает солнце. Запад – место, где солнце каждый день уходит из этого мира, следовательно, именно на западе находится вход в подземный мир. До сих пор в церкви алтарь находится на восточной стороне, а вход – на противоположной, западной стороне. Как правило, на западной стене церкви рисуют картины Страшного суда и сцены из мучений грешников в аду. У многих народов в мифах о происхождении мира действуют два брата-близнеца, один из которых является прародителем всех культурных достижений, создателем всех положительных вещей, от другого же происходит все мировое зло: так, если один является создателем плодородной земли, другой создает на ней неровности.

Необходимость противостоять чужому, хаосу, оградить хрупкий мир человека делает еще более крепким единство коллектива. Коллектив должен быть бдительным. Силы хаоса многолики, они могут превращаться и переливаться, плавно перетекать одна в другую. В любом противостоянии всегда есть сторона Добра и сторона Зла, будь то даже противоположность между правым плечом, за которым сидит ангел-хранитель, и левым, через которое для предотвращения злых козней полагается переплюнуть, так как там сидит бес…

Однако враг с мифологической точки зрения должен быть совершенно иным, точнее, не-человеком, именно тогда на него не распространяются нормы, принятые по отношению к другим людям. Только так могут быть оправданы средства, которые в обычной жизни считались бы неприемлемыми. В архаических мифах враги имеют, как правило, звериный облик: сфинкс, лернейская гидра, змеи, драконы. Впрочем, они могут принимать и человеческий облик, но только с целью обмануть доверчивых обитателей человеческого мира (см. очерк «Миф в изобразительном искусстве» в конце книги). В новейших мифологиях мы, например, встречаемся с выражением «гидра мировой контрреволюции», «фашистская машина» и т.д.

Время и пространство в мифе. Итак, миф делит пространство на мир людей и мир не-людей – то есть, с одной стороны, мир высших сущностей, с другой – мир хтонических существ, ползающих гадов и т.д. В развитых мифологиях, как правило, структура мира трехчастна: на земле находится мир людей, загробный мир и царство темных сил, на небе обитают боги. Однако все-таки глобальное разделение мира на понятное и непонятное остается.

Мир не-людей в ранних мифах – это мир, где живут и действуют тотемические предки. В потустороннем мире все перевернуто с ног на голову, все не так, как в человеческом мире: «На острове Буяне стоит береза вверх ногами…»

Один из самых сильных мифологических образов – образ отражения, зеркала, в котором все перевернуто, все наоборот.

Конечно, раз в мире существуют «сфера влияния» Космоса и область, где безраздельно властвует Хаос, значит, существуют и границы между ними. Граница – еще одна очень важная категория в мифе. Именно она одновременно разделяет и соединяет между собой мир людей и мир не-людей. Граница может открываться в определенное время (например, в полночь, когда «умирает свет», рождается тьма, в полдень, дни солнцестояния, то есть тоже в пограничные времена), и в мир начинают проникать силы Хаоса.

Действие мифологического рассказа происходит в некое доисторическое «первовремя», когда существуют и действуют демиурги, первопредки и культурные герои, в более поздних мифах – боги. Архаическое сознание с помощью этой сакральной истории стремится отделить в этом мире силы Хаоса от сил Космоса, или порядка. Ведь окружающая действительность для первобытного человека таила в себе неисчерпаемое количество опасностей. Миф же повествовал о том, каким образом из первоначального Хаоса появился тот Космос, тот хрупкий порядок, в котором живут человек и его род, следовательно, чтобы отличить полезное для человека от опасного, он должен всего лишь в своей жизни повторять то, что делали первопредки в процессе создания этого мира. Таким образом, реальное время (или профанное время, как его часто называют исследователи мифа) есть повторение того, что было в доисторическом прошлом племени или рода. Все это есть некий ритуал, способный обезопасить человека от сил Хаоса, тьмы, грозящих разрушить хрупкий человеческий мир. И время для первобытного человека представляется циклическим, а любое его действие должно иметь аналог в прошлом: любой поединок есть повторение первого поединка между богами или культурными героями, процесс добывания огня есть повторение того, что было некогда показано культурным героем. Как пишет известный исследователь мифов Мирча Элиаде, в проявлениях своего сознательного поведения «первобытный» архаичный человек не знает действия, которое не было бы произведено и пережито ранее кем-то другим, и притом не человеком.

Миф означает не только мифопоэтический взгляд на окружающий мир, он включает в себя и магию как способ практического воздействия на окружающую человека природную и социальную среду или же его телесный или душевный мир с целью улучшения его положения или состояния в «земных» делах. Земля, на которой ничего не сеяли и которую не пахали, не имеет никакого образца, в этом она подобна первобытному Хаосу, она пребывает в состоянии, предшествующем творению. И перед тем как начать использовать ранее невозделанную землю, необходимо исполнить обряд, повторяющий акт творения.

Магическая обрядность подчиняется двум основным законам:

1) закону партиципации, или закону соприкосновения. Для того чтобы воздействовать на субстанцию, нужно воздействовать на ее часть. (До сих пор некоторые верят в то, что ни в коем случае нельзя выбрасывать просто так ногти или волосы. Они часть нашей субстанции, поэтому черные маги, завладев ими, смогут воздействовать на нас);

2) закону подобия, согласно которому подобное порождает подобное. С точки зрения первобытного человека, все заключено во всем. Рисунок, появившийся на скале, есть еще одно проявление зверя. Если воздействовать на эту часть, можно воздействовать на целое. Изображение человека – это не просто изображение, это часть того человека, которого оно изображает, одна из его форм. Поэтому достаточно проделать какие-то манипуляции с изображением, и нечто произойдет с изображенным человеком, например, если проколоть изображение булавкой, человек умрет. Потому что часть – это то же, что целое, одно из проявлений целого.

Обряды и магия сопровождали человека в самые важные моменты жизни – те самые моменты перехода, когда открываются границы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте