search
main
Топ 10
Вниманию выпускников: как узнать результаты ЕГЭ Сергей Кравцов: с 1 сентября все детсады будут работать по единой федеральной программе Кузбасский десятиклассник стал советником главы Минпросвещения В Ярославской области троих выпускников удалили с ЕГЭ по математике Сферум подводит итоги учебного года: сервисом пользуются почти 9,6 млн учеников и учителей В российских колледжах появится около 500 учебных программ В Липецкой области выбрали лучшего учителя-дефектолога Новая система образования: запрет на обучение в магистратуре с непрофильным бакалавриатом Советники по воспитанию приступят к работе в школах и колледжах с 1 сентября Саратовские педагоги получат премию за стобалльников Московский педагог Александр Оджо рассказал, как найти подход к молодому поколению Трех челябинских школьников удалили с ЕГЭ по русскому языку Одаренные школьники Сочи получили именные премии Победитель хакатона «Умный кампус» получил сертификат на 25 млн рублей Глава Минпросвещения наградил педагогов Калужской области В Госдуме предложили сделать высшее образование для многодетных бесплатным Глава Минпросвещения: до 15 лет детям не стоит пользоваться интернетом Михаил Мишустин заявил, что физики и математики очень нужны стране Проект программы воспитательной работы представило «Движение первых» Родителям российских школьников рассказали о важности трудового воспитания
0

Единство и борьба противоположностей

Записки Виктора Болотова

Про необходимость создания единого образовательного пространства сегодня говорят очень много. И главный аргумент в пользу этого пространства – истории про бедную Машу или бедного Сережу, которые волею судеб были вынуждены переехать из одного региона в другой, а в новой школе вдруг оказалось, что там учатся по совсем другим учебникам и совсем другим программам, из-за чего новички сразу же становятся аутсайдерами.

Однако давайте посмотрим на эту проблему под иным углом. Если в одной и той же школе, в одной и той же параллели ученика переведут из класса «Д» в класс «А», разве не станет это для него таким же стрессом или даже трагедией? Ведь требования к детям из этих классов вполне могут быть очень разными, поскольку, как известно, в один класс нередко набирают самых умных, в другой – обычных, в третий – тех, кто остался. Поэтому требование ввести для всех единую программу и единый учебник не является гарантией сохранения единого образовательного пространства, так как по этим учебникам и программам работают разные учителя, которые по-разному преподают для разных детей.
Любой разумный учитель, хотим мы этого или нет, обычно выделяет в каждом классе три группы учащихся – сильных, слабых и середнячков. При этом 90 процентов времени он работает именно с середнячками, остальные же либо «сами справятся», либо «уж на троечку-то наскребем». Так вот, нормальный педагог любой учебник всегда будет использовать только как опору, а основной массив дидактических и методических материалов привлечет со стороны, в зависимости от контингента, с которым имеет дело. Поэтому вряд ли можно всерьез говорить о том, что нам необходима унификация учебников и программ, без которой невозможно сформировать единое образовательное пространство. Даже если завтра решат, что всем учителям нужен вообще всего один-единственный учебник, все равно учителя будут работать с разными детьми по-разному.
С другой стороны, совершенно справедливо требование привести все к единому знаменателю, как минимум в том, чтобы ученики одного и того же класса из Калининграда и Магадана, Ставрополя и Нарьян-Мара понимали друг друга и имели полное право к концу года получать не менее того объема знаний, умений и навыков, который закреплен госстандартами. Это важно и для сохранения преемственности поколений, чтобы бабушки и дедушки, родители и дети оперировали едиными культурными и историческими понятиями.
Но каким образом это сделать? Только предъявлением ко всем учащимся единых требований по итогам обучения, пусть и с разделением на базовый и профильный уровни. Все ученики нашей страны, которые находятся в этом едином образовательном пространстве, должны на выходе получить единый джентльменский набор компетенций, знаний, умений и навыков. Будет больше – хорошо, но никак не должно быть меньше того, что определено и закреплено в нормативных актах. В этом смысле обязательный ЕГЭ по математике и русскому языку действительно выровнял ситуацию в целом по стране, поскольку он основан именно на единых КИМах и проводится по единым для всех требованиям.

Поэтому не стоит делать культа ни в разнообразии, ни в единообразии подходов. Гармония возможна в грамотном сочетании одного и другого.

NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ – научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте