Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Учитель года

Единственный и неповторимый!

Учительская газета, №31 от 04 августа 2020. Читать номер
Автор:

Лицеисты города Иванова гордятся своим педагогом

Максим Владимирович ШЕПЕЛЕВ, заместитель директора ивановского лицея №67, был известен в педагогическом сообществе задолго до своей победы на областном этапе конкурса «Учитель года». Его много лет знают как председателя регионального отделения Ассоциации учителей и преподавателей химии, как председателя аттестационной комиссии учителей и преподавателей химии на первую и высшую квалификационные категории, как доцента кафедры общеобразовательных дисциплин Института развития образования Ивановской области. С 2013 года он возглавляет областную экспертную комиссию по проверке письменной части ОГЭ по химии, является одним из авторитетных экспертов по проверке письменной части ЕГЭ по химии.

Пример нашего конкурсанта стандартным никак не назовешь. Победа на самом престижном профессиональном конкурсе стала для Максима Владимировича не поворотным пунктом в карьере, как обычно происходит с большинством финалистов, а лишь закономерным итогом очередного жизненного этапа, еще одной победой в длинной череде остальных, тоже весьма внушительных и значимых. Я не буду перечислять их все, поскольку место в газетном очерке ограниченно. Скажу лишь о самой недавней: персональный сайт учителя www.shepelevmax.com стал победителем в конкурсе учительских сайтов. Конкурс прошел в этом году, и конкурентов было ни много ни мало 157! На сайт советую заглянуть всем, не только химикам. Здесь многое можно почерпнуть и взять на заметку. Максим Владимирович давно ведет собственный сайт и регулярно его обновляет, но не скрывает, что довел его до совершенства во многом благодаря конкурсу «Учитель года».

Кстати говоря, именно на базе сайта нашего учителя в этом году успешно прошла в онлайн-формате X Всероссийская научно-методическая конференция «Инновационные идеи и методические решения в преподавании химии». На мой взгляд, этот факт говорит сам за себя, свидетельствует о расширении масштаба ресурса, о его переходе на качественно иной уровень. При этом Максим Владимирович долгие 10 лет является сопредседателем организационного и программного комитетов данной конференции. Не многие учительские сайты используются как онлайн-площадки для научной работы и обсуждения профессиональных проблем. Так что сайт был признан лучшим вполне заслуженно.

Но как ни важна для читателя внешняя, официальная, оценка деятельности, она почти не дает журналисту материала для характеристики героя. За наградами и регалиями человека трудно разглядеть. Поэтому гораздо больше мы доверяем личному общению и искренним отзывам учеников и коллег.

О Максиме Владимировиче выпускники нынешнего года отзываются восторженно: «Максим Владимирович всегда поможет разобраться в самой трудной теме, умеет заинтересовать каждого на своем уроке. На уроках рассказывает не только необходимую теорию в ключе, понятном для учеников, но и приводит интересные факты из истории и жизни, используя простую лексику и яркие сравнения». «Во всем проявляется его внимательное отношение к ученикам. Он верит в каждого из нас…» «Нам нравятся его позитив и юмор, инициативность и креатив, с которыми он подходит к занятиям, но в то же время серьезность, когда дело касается достоверности каких-либо «химических» сведений». «Максим Владимирович замечательный учитель, которого ценят и уважают и дети, и родители…» – это лишь некоторые отзывы.

Александра Сергеева, выпускница позапрошлого года, решила пойти по стопам учителя. Признается, что поступила на факультете фундаментальной и прикладной химии Ивановского государственного химико-технологического университета, вдохновившись примером Максима Владимировича. Для Александры решающими стали именно его личностные качества:

– Хочу отметить, что Максим Владимирович очень чуткий и добрый учитель. К каждому ученику свободно находит подход, заинтересовывает детей с первых минут урока. Если вдруг ребята что-то не поняли, в перемену всегда можно подойти к нему и спросить, проконсультироваться. За те два года, которые Максим Владимирович вел у меня курс химии, я поняла, что химия – очень интересный и нужный предмет. Именно благодаря его труду я смогла выбрать сферу своей будущей деятельности, за что очень благодарна.
Хочется верить, что через несколько лет в Иванове появится еще один прекрасный учитель химии, что эстафета не прервется.

Ведь и сам конкурсант получил ее в свое время от своих учителей. Он выбрал профессию сообразно внутренней склонности (признается, что очень рано почувствовал тягу к педагогическим наукам). Но, возможно, все сложилось бы не так гладко, если бы Максим Владимирович не встретил на своем пути настоящих профессионалов, любящих детей и преданных своему делу. С огромной благодарностью вспоминает он своего учителя химии, кандидата химических наук, почетного работника общего образования РФ Ивана Павловича Гуськова, который преподавал у него в старших классах. Под руководством Ивана Павловича Максим Владимирович стал победителем и призером муниципального, регионального и зонального этапов олимпиады по химии. Именно благодаря учителю мальчишеское увлечение химией переросло в серьезное изучение предмета. Опытный и много знающий педагог смог дать пытливому старшекласснику прочный фундамент, позволивший без труда учиться на химфаке, окончить магистратуру, а потом и аспирантуру Ивановского государственного химико-технологического университета, получить ученую степень кандидата наук. Кстати говоря, своей научной деятельности Максим Владимирович не прерывал, хотя, уже учась в магистратуре, начал преподавать в школе, совмещая учебу с работой. Можно не сомневаться, что и докторскую степень мой герой скоро получит – он с детства привык добиваться поставленных целей. За это Максим Владимирович благодарит свою бабушку, которая не только всегда поощряла его природную любознательность, но и последовательно развивала трудолюбие и ответственность, приучала доводить начатое до конца. Очень рано Максим Владимирович понял, что любая мечта может реализоваться, если точно рассчитать шаги и твердо идти по намеченному пути. Когда в 9‑м классе он решил, что непременно станет учителем, и поделился своими планами с классным руководителем – учителем физики Еленой Валентиновной Соколовой, она стала его отговаривать: «Зачем тебе такая сложная и неблагодарная работа? Ты отлично сможешь проявить себя в другом деле!» Но когда увидела, что никакие доводы не действуют, стала помогать, привлекать будущего учителя к преподаванию, доверяла объяснение материала младшим школьникам. Под чутким руководством Елены Валентиновны он вел уроки физики, и это было нетрудно, ведь он был успешным учеником во всех предметах. Полученная уже в старших классах практика очень помогла в дальнейшем. Очень рано Максим Владимирович понял, что все ученики разные, что в одном классе могут оказаться дети не только с разными способностями, с различной концентрацией внимания, но и совершенно неодинаковым интересом к предмету. Но работать можно и нужно со всеми, это он тоже понял очень рано и никаких иллюзий не питал…

Несмотря на то что лицей №67 занимает верхнюю строчку рейтинга учреждений образования Ивановской области по качеству образования и результатам, достигнутым в олимпиадах школьников, как в средних, так и в старших классах можно встретить самых разных детей – как любознательных и мотивированных, так и не очень. Классы в лицее разного профиля – физико-химического и социально-экономического. Кто-то из старшеклассников изучает химию углубленно, кто-то – на базовом уровне. Но все ученики Максима Владимировича, несмотря на выбор профиля, относятся к химии с глубоким почтением. Потому что в каждом классе Максиму Владимировичу удается вызвать интерес к своему предмету, показать ее красоту и важную цивилизационную роль, на примерах продемонстрировать тесную связь химии с жизнью, подчеркнуть огромное значение химии в жизни отдельного человека, в жизни общества. Наш конкурсант очень благодарен своему учителю истории и обществознания, ныне директору лицея №67, заслуженному учителю РФ Елене Борисовне Дмитриевой за то, что она в свое время смогла привить своим ученикам, и Максиму Владимировичу в частности, ценность знаний об общественных науках, о тесной их связи с химией, физикой и т. д.

Конечно, как и любому увлеченному педагогу, ему приятнее и интереснее работать с теми, кто горит предметом, кто нацелен на научный поиск и почти наверняка выдаст неплохой результат на олимпиаде, научной конференции или экзамене. Но никогда не отмахивается от ребят, не слишком прилежных или не имеющих в силу объективных причин твердой базы, если они вдруг выбирают на ОГЭ химию. И сам никогда не отказывается от подготовки к ОГЭ и ЕГЭ так называемых сомнительных и безнадежных, и своим коллегам объясняет, что именно экзамен – единственный шанс, когда ребенок сможет наконец освоить не понятый ранее материал. И грех этим шансом не воспользоваться. Пусть он не получит высокого балла, но и средний балл для такого ученика – Эверест. И пусть он его покорит, пусть зауважает себя! Именно так можно изменить отношение ребенка к себе и учебе.

В практике Максима Владимировича и его коллег, о каждом из которых можно было бы написать очерк (у каждого есть уникальные наработки и достижения в профессиональной сфере), немало историй, когда дети, считавшиеся лентяями, менялись на глазах, если видели заинтересованность педагога в себе, в своих знаниях. Конечно, на учителя в таких случаях ложатся двойная нагрузка и повышенная ответственность, но тот, кто убежден, что результат того стоит, не задумывается о трудозатратах. Это к слову о сверхзадаче учителя, о понимании самой сути профессии. Ведь, как правило, всю жизнь мы, бывшие ученики, помним и благодарим именно тех, кто помог нам поверить в себя, преодолеть лень, сомнения и комплексы.

Наверное, никто не будет спорить с тем, что вера ученика в свои силы значительно важнее, чем отметки, которые современные родители, а за ними и дети, ставят едва ли не выше знаний. Одну из своих задач Максим Владимирович видит именно в том, чтобы правильно расставить приоритеты у учеников и их родителей. В погоне за отметками нельзя терять сути образования как процесса формирования личности, создания условий для наиболее успешной самореализации каждого ученика. По мнению Максима Владимировича, процесс познания может и должен приносить ребенку большее удовлетворение, чем внешняя (и не всегда объективная) оценка. Прогресс должен быть, считает он, но у каждого свой, индивидуальный, как и образовательная траектория.

Будучи сотрудником регионального Института развития образования и членом нескольких экспертных комиссий, он очень рад, что в Ивановской области перестали сравнивать между собой школы с изначально разными возможностями, как материальными, так и кадровыми, поскольку это сравнение было некорректным и унизительным по сути. Педагоги, которые работают в глубинке при самых ограниченных материальных ресурсах, порой на одном энтузиазме, напротив, по его мнению, достойны благодарности и особого уважения. В городских школах большая помощь, как материальная, так и организационная, эмо­циональная, идет от родителей. И это не может не сказываться на результатах.

При всех своих замечательных свойствах личности и педагогических талантах Максим Владимирович остается живым человеком. И ему знакомы минуты сомнений и недовольства собой. Он не скрывает, что ему бывает обидно, когда в ответ на его простой вопрос, следующий после долгих и подробных объяснений, нет ни одного ответа. В этой тревожной для учителя тишине слышится равнодушие. Каждый учитель знает, насколько оно неприятно. К счастью, у нашего учителя описанное бывает редко.

– Какими уроками вы бываете довольны? По каким признакам вы понимаете, что урок удался? – спрашиваю я у Максима Владимировича, зная, что настоящий учитель, как и истинный поэт, – сам свой строгий суд…
– Наверное, как и все предметники, – по реакции учеников. Когда я вижу, что они слушают меня с горящими глазами, не торопятся уходить после звонка, задают умные вопросы, искренне говорят «спасибо!», тогда понимаю, что работаю не зря.

Вера АБРАМОВА, Иваново, Ивановская область


Комментарии

Нужно ли изменить модель итогового сочинения для одиннадцатиклассников?
  • Итоговое сочинение нужно отменить совсем или заменить его диктантом 47%
    184 голоса 47%
    184 голоса - 47% из всех голосов
  • У сочинения вообще не должно быть модели - это вид творчества 38%
    146 голосов 38%
    146 голосов - 38% из всех голосов
  • Нет, существующая модель сочинения актуальна до сих пор 9%
    34 голоса 9%
    34 голоса - 9% из всех голосов
  • Да, нынешняя модель уже устарела 6%
    24 голоса 6%
    24 голоса - 6% из всех голосов
Всего проголосовало: 388
Ноябрь 18, 2020 - Ноябрь 24, 2020
Опрос закрыт
Архив опросов
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt