search
main
0

Джек Монте-Кристо. Психологическая драма «Комната»: когда твой дом – тюрьма

Как вы чувствуете себя, просидев весь день взаперти, не выходя на улицу? А несколько дней? Замкнутое пространство начинает давить и душить, грозит клаустрофобией. А теперь представьте, что вас одного – без всякой вины – закрыли в маленькой комнате. Возможно, навсегда. Как не сойти с ума, не лишить себя жизни? Джой спасло рождение ребенка.

Так начинается камерная канадско-ирландская лента «Комната» Ленни Абрахамсона. История о похищении 17-летней девушки, запертой маньяком в сарае, описанная в одноименном романе Эммы Донохью, одновременно глубокая психологическая драма и самый что ни на есть остросюжетный триллер, ведь главная цель Джой – сбежать или хотя бы спасти сына. «Оскар» просто не смог пройти мимо этой картины, номинировав ее в четырех категориях, в том числе как лучший фильм года.Все, что есть у героини, – это тесная коробка из ободранных стен, в которую умудрились впихнуть ванную, унитаз, плиту, раковину, кровать, два стула, стол, лампу, телевизор и шкаф. Окон нет, только прозрачный люк на потолке, до которого никак не дотянуться. Через него виден кусочек неба – облака, солнце, дождевые капли, листок, принесенный ветром, – и только он дает веру, что мир за пределами этой комнаты существует. Правда, сын Джой, Джек, считает комнату единственным реальным миром. И ему здесь хорошо!Комната одновременно ад и рай. Джой ненавидит свою тюрьму, но сделала все, чтобы сыну было уютно здесь, в его маленькой вселенной, где все неизменно, посчитано и поименовано. («Привет, стул номер раз! Привет, стул номер два! Привет, шкаф!») До поры она оградила его сознание от ужасной правды. Для него другой жизни не существует, за стенами комнаты – сразу космос, а тот самый маньяк, старый Ник – волшебник, достающий продукты и вещи из телека, на экране же придуманная жизнь. Джой – героическая мать: несмотря на отчаяние, читает Джеку книжки, делает с ним гимнастику, смотрит мультики, мастерит нехитрые игрушки.Но сын становится старше, не может же он бесконечно прятаться в шкаф, когда приходит старый Ник… Джой не сломалась – если ей не удалось сбежать самой (она пыталась), то сына она отсюда вытащит! Значит, нужно рассказать ему правду. Проблема в том, что Джеку здесь хорошо и он не желает ей верить. Пятилетний мальчик чувствует то, о чем принц датский у Шекспира только мечтал: «Я мог бы закрыться в скорлупе ореха и счесть себя царем беcкрайнего пространства». Комната – это все, что он видит и знает. Он не хочет ничего иного.Это главное преступление Ника и предел отчаяния для Джой. Она разрабатывает план, заимствованный у знаменитого собрата по несчастью, графа Монте-Кристо, и заставляет сына выполнить его. В этот момент всем родителям-зрителям гарантированы, пожалуй, одни из самых напряженных и нервных минут в жизни. Но эйфория, оттого что обоим героям удалось вырваться из плена, длится недолго…Джек фактически только что родился – комната была продолжением утробы его матери, оберегающей его от огромного, пугающего, шумного мира. Это все равно, что одновременно прозреть, начать слышать и осязать во вполне сознательном возрасте. Потрясение и шок – слишком бледные слова для его случая. Его мир рассыпался вдребезги. Как он признается бабушке, матери Джой: «Комната тянулась во все стороны, и ей не было конца. И там мама всегда была». Теперь все раздроблено, мамы рядом нет, потому что на нее тоже наваливается тяжелая депрессия: как научиться заново жить в мире, после того как семь лет была от него оторвана, попала в заточение, по сути, еще наивным ребенком, а вышла из него взрослой, изломанной личностью, разуверившейся во всем и вся. А тут еще телевизионщица, лезущая в душу с вопросом: почему она не упросила Ника подкинуть ребенка в мир, как только он родился?Смогут ли герои выйти из своей комнаты по-настоящему? Авторы дают эту надежду: мать и сын вновь спасут друг друга и будут жить в этом огромном мире, как скажет Джек, всегда-всегда, пока не умрут…Сами понимаете, эта история держится на двух актерах, играющих мать и сына. Нехитрые стены, и только они вдвоем. Бри Ларсон (Джой) и Джейкобу Трамбле (Джеку) веришь и сострадаешь всем сердцем. Во всяком случае, вы их точно не забудете. 26-летняя американская актриса недавно уже получила заслуженный «Золотой глобус» как лучшая исполнительница главной женской роли и теперь с полным правом претендует на «Оскар». Но особенно впечатляет работа мальчика, к своим девяти годам постигшего глубины драматической игры поболее многих взрослых звездных актеров. Юный канадец уже получил целую россыпь призов кинокритиков, и, честно говоря, несправедливо, что его не номинировали на «Оскар» за лучшую мужскую роль.И конечно, в том, что фильм получился столь эмоционально сильным и безупречным по форме, заслуга режиссера. Ленни Абрахамсон предпочел кинематограф докторской степени по философии в Стэнфордском университете, и сам же от этого явно выиграл. Лично я на «Оскаре» буду болеть именно за него.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте