В середине 90-х я работал в одной из школ Зеленограда. В те времена всем нам недвусмысленно намекали, что задача школы – обучать детей, а воспитанием пусть занимается семья. Семья же в ее постперестроечном варианте должна была воспитать свободную личность, готовую реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал, человека, который точно знает, чего он хочет, а что ему претит. Но что делать, если личность эта хочет покурить, а «курение на территории школы категорически запрещено»?
Эта проблема стала камнем преткновения при достижении того самого понимания между семьей и школой. Казалось бы, что же тут непонятного: курение вредит здоровью, а посему запрет вполне обоснован и логически безупречен! Но… Внезапно оказалось, что у родителей на этот счет есть особое мнение.- А мы знаем, что наш ребенок курит! – заявили папа и мама одного старшеклассника, весьма солидные и обеспеченные люди. – Но мальчику ведь уже 16, он взрослый человек и должен сам отвечать за свои поступки. К тому же мы сами курим, и это, как вы видите, никак не сказалось на нашем здоровье и карьере. Поймите, наконец, время глупых запретов прошло, нужно стимулировать развитие ребенка чем-то еще, кроме «нельзя!» и «не пущать!». А если человек сделал свой выбор, его нужно уважать. В конце концов надо воспитывать у людей культуру курения! Очень многое зависит от того, что именно он курит, ведь это не только статус, но и здоровье. Одно дело – какая-нибудь смердящая отечественная папироска, и совсем другое – благородная американская сигарета, в которой, кстати, и вредных веществ гораздо меньше. И мы категорически не согласны с тем, чтобы ребята в мороз и стужу, дождь и ветер бегали курить за угол школы. Это гораздо больше вредит их здоровью, да и престижу образовательного учреждения, согласитесь. А бегать они все равно будут. Или дымить в туалетах. Так не лучше ли организовать все по уму, создать для них цивилизованные условия? С вашей стороны надо просто отвести под это помещение, мы же готовы помочь установить там диваны, пепельницы, урны, сделать хорошую вентиляцию, чтобы ребята были в тепле и комфорте. Подобную точку зрения разделяли, увы, немало граждан, в том числе, как это ни печально, сами учителя. К счастью, руководители системы образования города на подобные провокации не поддались, и в итоге курение в школах так и не было признано явлением нормальным и оправданным. Хотя окончательную точку в этом деле поставили лишь в 2013 году, с принятием Федерального закона №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Но если вы думаете, что настроения в обществе (и педагогическом сообществе) после этого радикально поменялись, то вы серьезно ошибаетесь. Да, сегодня уже вряд ли найдешь в школьном туалете окурки, вряд ли увидишь мальчиков и девочек, открыто дымящих на входе в здание. Ушел в прошлое и запечатленный во многих культовых кинофильмах образ учительской, в которой педагоги вполне могли себе позволить спокойно перекурить между уроками. Тем не менее это отнюдь не означает, что взрослые и дети вдруг стали свято следовать букве закона и сделали территорию школы по-настоящему «бездымной». – Мои друзья на переменах одеваются и бегают покурить за школьную ограду, – рассказывает Таня, выпускница одной из гимназий подмосковного Клина. – Все знают, но ничего не делают. А учителя курят где-то в другом месте. Не знаю точно, где именно, но то, что курят, – это факт, потому что на уроки приходят пропахшими табачным перегаром. Неприятно!- Наши девочки перешли на вайперы, электронные сигареты, – делится Кирилл, ученик 10-го класса одной из школ Мытищ. – Формально это не курение, а вдыхание пара, но директор это тоже запрещает, поэтому они уходят подальше от входа в школу, так, чтобы никто не видел. А учителя предпочитают дымить по старинке. Где? Да у трудовика в подсобке! Все знают, но молчат. – А что делать? – в свою очередь спрашивает преподаватель географии одной из школ Екатеринбурга, пожелавший остаться неизвестным. – Я курильщик с 23-летним стажем, на моих профессиональных способностях это никак не сказывается, то есть я исправно даю детям знания и делаю это очень хорошо, никто не жалуется. А то, что курю, так это мое дело, никого конкретно я не травлю дымом, только себя. И нас таких в школе несколько, но где именно мы курим, не скажу. Хотя у нас тоже есть права, как мне кажется. – Я знаю всех своих курящих учеников и учителей, – говорит директор одной из школ Смоленска. – Знаю, где и когда они курят: дети – за территорией, педагоги – в раздевалке у физрука. Что касается ребят, то тут ничего не поделаешь, родители в курсе и сами не в силах изменить ситуацию. А по поводу коллег… Разве я могу сказать учителю с 30-летним стажем, чтобы он перестал курить, если он это делает максимально незаметно для всех? Или ему, почтенному человеку, тоже бегать за околицу вместе с пацанами? Если он не покурит, то будет нервным, несобранным, а то, глядишь, возьмет и уйдет вовсе! А кем я его заменю? …Так что же мы имеем в итоге? Неужели очередную фикцию, имитацию заботы о подрастающем поколении, попытку изобразить воспитательный процесс с оговорками вроде тех, что «все люди равны, но некоторые люди равны более, чем другие»? Или подобные «компромиссы» – это некая попытка мягкого саботажа российского законодательства, либеральный намек на то, что не надо всех грести под одну гребенку, каждый человек уникален, у каждого есть свои достоинства и недостатки, а потому к любому гражданину (школьнику и педагогу) нужен индивидуальный подход, пресловутый ключик?..
Комментарии