search
main
0

Дворцовое воспитание

Управление изменениями в историческом антураже Санкт-Петербурга

Общероссийский Профсоюз образования провел в Петербурге управленческую стажировку «Управление изменениями в образовательных учреждениях». Второй год стажировка, организованная в партнерстве с представителями педагогического сообщества Центрального района Северной столицы, проходит в рамках Петербургского международного образовательного форума, что делает ее особенно привлекательной для управленцев из разных регионов страны.

Для открытия стажировки было выбрано уникальное место – Николаевский дворец, который когда-то служил резиденцией великого князя Николая Николаевича, а с 1918 года перешел в распоряжение профсоюзов и теперь известен во всем мире как Дворец труда. Впрочем, многие школы, гимназии, лицеи города находятся в зданиях, имеющих историческую ценность. Такое «бытие» в историческом антураже, как показывает практика, определяет сознание и педагогов, и учеников. Но, несмотря на любовь к истории и умение сохранять традиции, образовательная система Санкт-Петербурга задает тон и формирует тренды инновационного развития.

 

Встреча во Дворце труда

 

Первый день стажировки был посвящен погружению в деятельность Общероссийского Профсоюза образования. В этом году на стажировку приехали руководители школ, детских садов, колледжей, управленцы системы образования и профлидеры из 37 регионов страны.

Встречу во Дворце труда открыл заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Михаил Авдеенко. Он осветил изменения в образовательном законодательстве, итоги общепрофсоюзной тематической проверки-2023, посвященной избыточной отчетности и педагогической нагрузке, а также рассказал о правозащитной деятельности профсоюза в целом.

Председатель межрегиональной организации профсоюза Санкт-Петербурга и Ленинградской области Иван Кайнов после краткого экскурса в историю отметил современные завоевания профдвижения в Северной столице. Вот лишь один факт: МРОТ, установленный в Санкт-Петербурге, сегодня выше федерального, он составляет 25 тысяч рублей.

Межрегиональная организация Профсоюза образования делает акцент на правовом просвещении, выпуская пособия, которые помогают педагогам и другим работникам отрасли ориентироваться в правовом поле. Не случайно по итогам общепрофсоюзной тематической проверки в образовательных учреждениях города и области выявлено мало нарушений.

 

Участники стажировки знакомятся с программой

 

На сто процентов

Председатель территориальной профорганизации Тосненского района Ленинградской области Светлана Кудрявцева рассказала о том, как ей удалось добиться высокого уровня профсоюзного членства. По ее словам, для этого пришлось объехать все первички:

– Встречаюсь с коллективом, и те, кто еще не замотивирован, сразу задают вопрос: «Что я буду иметь от профсоюза?» Выручает «Профсоюзная шпаргалка» нашей межрегиональной организации. Я предлагаю ее прочесть, «шпаргалка» отлично помогает. И конечно, мы работаем по разным направлениям, чтобы заинтересовать каждого.

В Тосненском районе активно действует Совет молодых педагогов. Председатель СМП Николай Буджак поделился тем, как не только вовлечь молодежь в профсоюз, но и удержать:

– После своей поездки на Всероссийскую педагогическую школу профсоюза я собрал молодых педагогов района, рассказал о профсоюзе и предложил всем вступить, объяснив, что это защита и определенный ресурс для развития. На сегодняшний день у нас 100% молодых, которые точно знают, зачем им профсоюз. Мы постоянно информируем о том, что он делает, и стараемся найти обучающее мероприятие под каждого молодого педагога.

Календарь профсоюзных событий представила руководитель департамента по связям с общественностью аппарата профсоюза Елена Елшина. Во многом благодаря ее творческой энергии в профсоюзе появляются новые проекты, которые помогают развиваться всей организации, среди них молодежное педагогическое движение, Всероссийская педагогическая школа и многие другие.

 

О пользе традиций

Завершил программу первого дня научный руководитель Учебного центра Общероссийского Профсоюза образования Раис Загидуллин. Он выступил с лекцией «Социокультурные тренды развития образования: ресурсы профессиональных сообществ». По мнению Раиса Рамазановича, каждое образовательное учреждение держится на традициях:

– Нет традиций – нет своеобразия, нет своеобразия – нет лица, нет лица – значит, вы станете «комбинатом общественного образования», а не школой.

В сегодняшней ситуации, когда управленческие команды меняются очень часто, именно профсоюз берет на себя функции хранителя традиций.

– Используя термин академика Асмолова, можно утверждать, что профсоюз является для системы образования тем «социальным клеем», который формирует единое сообщество. Профессионально-личностные связи никто так не построит в коллективе, как профсоюз. А если связи на уровне профсоюзной работы выстроены, управленческие задачи ложатся на подготовленную почву и решаются лучше, – подчеркнул Раис Загидуллин.

 

Гений места

В следующие три дня участники стажировки посетили лучшие школы Центрального района Санкт-Петербурга. Один из них гости провели в стенах гимназии №209 Павловская гимназия. Программа объединила несколько тем, касающихся технологий управления, сохранения и развития русского языка, патриотического воспитания и трендов в дошкольном образовании.

Участников стажировки приветствовала заместитель главы районной администрации Анастасия Радзинская. Она напомнила, что Центральный район был образован 30 лет назад, но имеет традиции и историю, которые начинаются со дня основания города:

– Есть такое понятие «гений места» – это системное свойство определенного места, связанное с его природными, архитектурными особенностями, характером человеческой деятельности. Этот гений места в Павловской гимназии существует. Желаю вам той мудрости, которая есть у этой гимназии, и той молодости души, которая есть у нашего Центрального района.

 

Изменения – зло или благо?

Главный идеолог и создатель программы стажировочной площадки, директор Информационно-методического центра Центрального района Санкт-Петербурга Ирина Липатова отметила:

– Несмотря на то что школы с двухсотлетней и даже трехсотлетней историей глубоко чтят свои корни, они являются современными образовательными учреждениями, готовыми к изменениям.

Кандидат педагогических наук, доцент Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена Алексей Кравцов рассказал о возможностях управления изменениями непосредственно в образовательном учреждении.

– Лучше, если мы управляем изменениями, а не остаемся в качестве наблюдателей, – заметил Алексей Олегович.

Ученый посоветовал руководителям способствовать развитию сильных сторон своей организации, тем самым обеспечивая ей лидерские позиции. И кроме того, воспринимать изменения как естественное проявление жизни:

– Не надо верить в то, что перемены – это процесс, который когда-то завершится. Это постоянное движение, путешествие. А проблемы являются индикаторами тех слабых мест, которые есть в организации. Идеальных образовательных учреждений нет нигде, и в Санкт-Петербурге тоже, но ростки эффективного управления изменениями вы здесь найдете.

 

Нам другого не дано

О возможностях сохранения и развития русского языка участникам стажировки рассказал выдающийся педагог. Заслуженный учитель России, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года»-2002, лауреат Премии Президента РФ в области образования Игорь Смирнов разделил такие понятия, как «язык» и «речь»:

– Что такое язык, никто точно не скажет, но язык реализуется в речи. Мы с вами влияния на язык не окажем, но можем оказать влияние на речь. Вот в этом наша задача – учителей, профессоров, людей, которые ответственны за образование.

Как реализовать эту ответственность в жизни? Прежде всего Игорь Борисович порекомендовал не употреблять иностранные слова, если у них есть русский аналог: «локация», когда можно сказать «место», «тинейджер», когда есть слово «подросток», примеров множество.

Игорь Смирнов подчеркнул: ни деньги, ни положение не дают высокого культурного статуса. А миссия педагога-гуманитария в широком смысле слова в том, чтобы нести новым поколениям нашу традиционную культуру и, конечно, грамотную русскую речь.

 

Павел I и война 1812 года

Слово «миссия» часто звучало на протяжении стажировки. Директор Павловской гимназии Дмитрий Ефимов, например, видит миссию своего образовательного учреждения в патриотическом воспитании и возрождении доброго имени Павла I. Согласитесь, личность императора у большинства вызывает отторжение, воспоминания о солдатской муштре и аракчеевщине не личные – из учебников. А в гимназии №209 передо мной предстала совершенно другая личность.

Дмитрий Георгиевич во время экскурсии по гимназии рассказал, например, что Павел I – основатель многих традиций в истории России. Одна из них особенно популярна. В XIX веке, когда в императорской семье рождался великий князь, ему по статусу был положен орден Андрея Первозванного. Звезду младенцу не дашь, но лентой ордена перевязать пеленки можно, лента была голубая. А если рождалась великая княгиня, она получала орден Святой Екатерины на розовой ленте. Вскоре цвета в одеянии младенцев стали копировать дворяне, а потом и простые смертные. Но есть у этого императора заслуги посерьезнее.

Павел I, по словам директора, был убит по двум причинам – не нравился дворянам, потому что хотел ограничить крепостное право, и перешел дорогу Англии, решив заключить военный союз с Наполеоном. После убийства Павла на престол взошел Александр I, который сменил внешнеполитический курс.

– Нашествие Наполеона на Россию – это расплата за убийство императора, за предательство своего правителя. Если бы он не был убит, нашествия не было бы. Но тот же Павел I приуготовил нам победу в Отечественной войне 1812 года, потому что именно он ввел шинель в русской армии, французы-то без теплой одежды замерзали. Во время войны самые большие потери не боевые, а санитарные, например, от холодов,- открывал нам глаза директор на, казалось бы, известные страницы истории.

 

Добро пожаловать на бал

Второй год в рамках стажировки готовится отдельная программа для представителей дошкольных образовательных организаций. Руководители и методисты детских садов расположились в библиотеке гимназии №209. Ведущие площадки объясняли, как с помощью уникального методического пособия, созданного в Центральном районе, в любом дошкольном учреждении написать образовательную программу, полностью соответствующую всем требованиям.

А на следующий день гости из разных регионов посетили эрмитажный детский сад №110 и попали на бал. Здесь реализуют сетевой проект «Музей глазами ребенка», к которому присоединились не только многие дошкольные учреждения города, но и педагоги начальной школы. Проект – плод совместной работы детского сада №110 и Государственного Эрмитажа. Идея заключается в том, чтобы научить детей 5-10 лет восприятию музейного пространства, приобщить их к искусству и сформировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру с помощью музейных экспозиций. В проекте объединены усилия методистов музеев и педагогов образовательных организаций.

 

Идеи и инновации – даром!

Лицей №211 имени Пьера де Кубертена Центрального района Санкт-Петербурга в этом году вновь стал площадкой для Ярмарки педагогических идей. Это одно из ключевых событий в программе XIV Петербургского международного образовательного форума и управленческой стажировки.

Директор Людмила Бабаева, приветствуя гостей, рассказала о трансформации своего учреждения в 2019 году из средней школы с углубленным изучением французского языка в лицей с инженерно-техническим уклоном. Уже несколько лет он является участником проекта «Цифровая школа» и активно развивает сотрудничество с Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом.

Понятие «ярмарка» в данном случае весьма условно – представители образовательных организаций Санкт-Петербурга, от детских садов до вузов, щедро и безвозмездно делились проектами и технологиями, с воодушевлением рассказывая коллегам из разных регионов о своих достижениях.

В одном из классов расположились студенты и аспиранты РГПУ имени А.И.Гер­це­на. Среди разнообразия разработок – игры, которые придумали будущие учителя. С их помощью дети могут разобраться в своем психологическом состоянии, больше узнать о здоровом образе жизни.

В классе по соседству были представлены образовательные программы Политехнического университета, где активно занимаются профориентацией. На весенних каникулах вуз организовал инженерные соревнования для школьников «Вызов Политехника», а в июне пройдет летняя школа – двухнедельный образовательный интенсив для учеников 9-10‑х классов. Ребята приезжают из разных городов и во время обучения живут в университетском кампусе. Уже сформировано больше десяти треков по специальностям, которые могут выбрать будущие студенты.

 

Сказочница из детского сада

За следующей дверью я шагнула в мир сказок. Писательница Галина Савина, по специальности преподаватель педагогики и психологии, работает воспитателем в частном детском саду сети «Эрудит». Творческий псевдоним Галины Николаевны – Галина-Анастасия (Анастасией звали ее бабушку, любительницу рассказывать сказки.) Сказочных историй из-под пера педагога вышло множество, темы для творчества подсказывают профессия и, конечно, дети.

– У меня есть экологические сказки, – говорит Галина Савина. – Есть истории для детей, которые не хотят заниматься физкультурой, делать зарядку или чистить зубы, об этом «Сказки про братьев-ежат». Одна мама купила мою книгу, прочла сыну и порадовала меня – сын стал зубы чистить! Своим сказкам я уже счет потеряла. Проходим тему «Комнатные растения», а у меня и на эту тему есть история – сказка про кактус «Злючка-колючка»…

Галина поделилась секретами писательского мастерства. Например, она старается не начинать со слов «жили-били» или «однажды» – это избито. Сказка должна захватывать сразу, тогда дети слушают с открытым ртом.

 

В ситуации успеха

На ярмарке я узнала о том, как коллектив школы №5 Центрального района Санкт-Петербурга создает комфортную среду обучения для детей с задержкой психического развития. Идеолог всех начинаний и душа коллектива – директор Татьяна Волошенюк. Благодаря ее усилиям с 1996 года в школе работает служба социально-психолого-педагогического сопровождения. Среди основных задач школьной воспитательной системы – социальная адаптация учащихся.

Как рассказала Татьяна Петровна, все начинается с изучения конкретного ребенка и выявления основной проблемы, с которой нужно работать:

– Дети поступают к нам по заключению территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, где написано, по какой программе должен учиться ребенок. Служба сопровождения включает работу психологов, дефектологов, логопедов. А социальный педагог работает с проблемными семьями. С помощью тестов мы выделяем семьи, в которых ребенку живется некомфортно, и взаимодействуем с ними.

По словам директора, в результате обучения в школе №5 дети демонстрируют явные успехи:

– После 9‑го класса наши выпускники идут в училища, получают профессию. Прогресс происходит в результате работы учителей по специальным методикам. Кроме того, для социальной адаптации очень важно создание ситуации успешности. Мы это делаем с помощью похвалы за каждое правильное действие ребенка. Даже за небольшие заслуги награждаем учеников на торжественной линейке.

Приобщаться к социально значимой деятельности ребятам помогает школьный музей «Судьба». Как рассказала руководитель музея, педагог-организатор Наталья Мухина, дети не только принимают посильное участие в сохранении экспозиций, проводят экскурсии, но и занимаются волонтерством – несколько раз в году убирают территорию госпиталя, помогают ветеранам.

 

Точки роста для каждого

Программа управленческой стажировки продолжилась в одной из старейших школ России, где учебный процесс не прерывался с момента открытия в 1709 году, – школе №222 «Петришуле». Здесь тоже шла речь об инновационных проектах.

Участников стажировки приветствовал директор Антон Морозов, а сотрудники школы провели экскурсию по ее зданию: гости посетили музей и узнали о современном пространстве для школьников под названием «ТРЮМ». Это пространство детских инициатив ученики с учителями организовали на средства гранта, выигранного на городском уровне. Первая победа вдохновила ребят и педагогов на участие в грантовых конкурсах уже на российском уровне. Впереди новые проекты.

Директор лицея №214 Ирина Витте порекомендовала постоянно искать точки роста для своих учреждений. Лицей №214 получил новую возможность для развития после открытия профильного класса Роспотребнадзора. Еще одной из точек роста стало развитие физкультурно-спортивного движения в лицее в разных форматах.

 

Меркулов рассказал, как поддерживать здоровье педагогов

 

Сиять не сгорая

Об идеологии здорового образа жизни и ее формировании у педагогов говорил на встрече советник председателя Общероссийского Профсоюза образования по физической культуре и спорту мастер спорта России международного класса Олег Меркулов.

Что выбрать – позволить своему организму тихо стареть после 25 лет или заниматься собой, сохраняя бодрость тела и гибкость ума на долгие годы, каждый решаем сам, но от позиции руководителя коллектива зависит многое. Олег Игоревич призвал управленцев присоединиться к движению «Профсоюз – территория здоровья» и развивать его в своих организациях.

Директор школы №1788 Москвы Александр Ездов поделился опытом создания неформального учительского ЗОЖ-сообщества.

«Вишенкой на торте» в программе третьего дня стала лекция доцента кафедры психологии образования и педагогики Санкт-Петербургского государственного университета Романа Демьянчука. Роман Викторович рассказал о природе психологического выгорания, его проявлениях и дал практические советы по теме «Как не выгореть в условиях изменений».

По словам Романа Демьянчука, минимизировать выгорание можно разными способами, начиная с осознанной заботы о своем здоровье и занятий спортом, но самый высокий уровень осознанности – это уровень миссии, важно ответить себе на вопрос: ради чего я живу?

– Люди, у которых есть смысл жизни, построенный на ценностях, не имеют особых проблем ни с неврозами, ни с психосоматикой, ни во взаимоотношениях с окружающими. Им нипочем ни время стагнации, ни время перемен, потому что они всегда точно знают, что делать. «Всегда», может быть, громко сказано, но если мы хоть иногда будем осознавать, что мы делаем, и понимать, для чего все это, я вас уверяю, выгорания будет меньше, а счастья – больше, – отметил Роман Викторович.

 

Юрий ВЛАДЕР о бренде по имени Я

 

Бренд по имени Я

В заключительный день участников стажировки принимала гимназия №155 Центрального района во главе с Ольгой Шуйской, победителем конкурса на присуждение премии «Лучший руководитель государственного образовательного учреждения Санкт-Петербурга» за 2023 год.

Думаю, многим запомнились школьный музей и библиотека с уникальными книгами. Гостям показали ту, что, возможно, держала в руках сама Екатерина II. Я тоже коснулась потемневшей от времени страницы. Редкие экспонаты здесь хранятся вне застекленных витрин, это тоже часть воспитательного процесса и приобщения учеников к истории.

Почетный работник общего образования РФ, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года»-1999 Юрий Владер в завершении программы стажировки провел экспресс-тренинг «Бренд по имени Я». Речь шла о навыках успешной презентации не только своей персоны, но и своего проекта, команды, учреждения. Юрий Михайлович призвал к сохранению индивидуальности, о чем бы ни шла речь из вышеперечисленного, и назвал конкретные шаги по развитию бренда.

– Каждый метр пространства должен работать на имидж школы, – уверен учитель года.

Представители разных регионов поблагодарили организаторов стажировки за содержательную программу.

– Обговаривая с профсоюзом тематику стажировки, мы исходили из тех вызовов, которые актуальны для руководителей. Мы живем в условиях системных изменений, и нужно управлять ими так, чтобы не выгореть самому директору и его сотрудникам, чтобы всем было интересно, у всех было понимание единой миссии учреждения. Тогда будут эффект и результат, – подвела итог Ирина Липатова.

Участники стажировки увезли домой свидетельства о повышении квалификации. А главное – новые идеи для развития своих образовательных учреждений.

Наталья ВОРОНИНА. Фото автора и Ксении СОЛОВЬЕВОЙ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте