Мое детство прошло в маленьком уральском городке. Я люблю вспоминать времена, когда Коркино казался мне огромным неизведанным миром. Живо представляю себе наш двор, качели, скамейки, деревянный домик, стол, песочницу и много ребят разных возрастов, весело играющих, смеющихся, ссорящихся и неумолкающих ни на минуту. Вообще двор – это уникальное, самобытное явление. Это не просто место, где дети со своими мамами, бабушками и няньками проводят время на свежем воздухе. Это целый социальный организм со своими законами и механизмами.
Наш двор имел более или менее четкие физические границы. Дома, изгороди, деревья и кустарники отделяли его, да и многие другие городские дворы от внешнего мира и друг от друга. Но он имел и психологические границы, и они были прочнее материальных. Для нас, детей, уйти со двора означало попасть в чужой, враждебный мир, где ты не чувствуешь себя защищенным.
Это чувство защищенности, которое мы испытывали, находясь в своем дворе, возникало не только оттого, что рядом были наши взрослые. Оно возникало еще и оттого, что дворовые дети, как социальный феномен, представляли собой сплоченный детский коллектив, где все друг друга знают и любят, несмотря на частые ссоры и даже драки. Никому из пришедших извне не дозволялось обидеть кого-либо из обитателей нашего двора. В чужих дворах такой защиты не было. Там ты – чужак, поэтому чувствуешь себя неуютно. Вообще к чужим относились всегда очень настороженно (если они не были чьими-то родственниками), хотя никто никогда никого не выгонял. Но инстинкт территории у нас был развит, как у собак. И зимой, и летом мы проводили во дворе все свободное время. Играли в прятки, пионербол, глухой телефон.
Но больше всего я любил ролевые игры. Здесь я был главным заводилой. Придумывал персонажей, сюжет игры, объясняя каждому, что он должен делать. Себе, конечно, оставлял главную роль. Я был королем, колдуном, инопланетянином. И хотя ребята во дворе естественным образом были разбиты на возрастные группы, такие игры часто объединяли всех: от старшеклассников до дошкольников, и двор становился, как один Homo ludens (человек играющий).
Каждую зиму сотрудники жэка сооружали в нашем дворе деревянную горку. Горка получалась очень скользкой, и мы катались на ней кто на санках (это было роскошью), а чаще – на простых картонках. Ни с чем не сравнимое удовольствие!
Длинными летними вечерами мы любили, сидя на какой-нибудь лавочке, рассказывать друг другу страшные истории. Как сейчас помню: сумерки, летняя жара спала, на улице прохладно. Мы сидим возле подъезда, почти одни во всем дворе (бабушки разошлись по домам), нам по 11-13 лет. Кто-то рассказывает очередную страшилку, все слушают, не перебивая. Ночная тьма все больше и больше сгущается, и вот уже деревья и кусты перестают быть знакомыми и превращаются в зловещие неподвижные фигуры. Неосознанно мы придвигаемся друг к другу, и я уже почти не слышу рассказчика. Я вслушиваюсь в звуки ночи: в шорох листьев, мяуканье бездомных кошек, чей-то окрик. Тягучий страх возникает где-то в горле и затем растекается по всему телу. И только присутствие друзей не позволяет мне испугаться окончательно. В этом балансировании на грани всеохватывающего ужаса было какое-то утонченное детское наслаждение…
«Отдай мое сердце!» – кричит рассказчик, и мы вздрагиваем, будто проснувшись от ночного кошмара. Я не любил по сто раз пересказывать всем известные истории про «черную руку» или «гроб на колесиках». Когда очередь доходила до меня, я старался на ходу придумать что-нибудь интересное. Получалось очень страшно. Все пугались, особенно девчонки, которые потом просили нас, пацанов, проводить их чуть ли не до самой квартиры.
…Мне кажется, двор – это важный фактор социализации личности. Он дает опыт неформального общения в условиях, когда дети более предоставлены себе, нежели в школе или детском саду. Там регламентированный порядок и неусыпный контроль учителей и воспитателей неизбежно деформирует отношения между детьми. В присутствии взрослого человека ребята начинают вести себя неестественно. Одни потому, что хотят получить от него одобрение, другие, чтобы продемонстрировать свой протест против того, что им не нравится.
Во дворе же дети предстают такими, какие они есть. Это очень важно! Двор дает опыт отношений чистых от формализма и неискренности. Для меня это был первый опыт дружбы, привязанности, конфликтов и примирений, это первый опыт самореализации в коллективной деятельности (в данном случае в игре). В школе гораздо больше работы индивидуальной, нежели коллективной, а организационная функция всецело лежит на учителе. Во дворе же ребенок приобретает опыт самоорганизации микросоциума.
Печально, что дворовая жизнь сегодня угасла. Я уверен: этот опыт мог бы очень сильно пригодиться нынешним ребятам – будущим строителям гражданского общества, поскольку оно не может быть создано сверху, государством, а должно быть сформировано самими людьми.
Современное российское общество очень разрозненно. По сути оно представляет собой «лоскутное одеяло», разделенное по имущественному, этническому, конфессиональному и другим признакам. Такое общество не способно противостоять произволу власти, расхищению ресурсов, разрушению экологии, ведь оно постоянно раздирается внутренними противоречиями.
Самое ужасное – за десятилетие реформ были утрачены те социальные механизмы, которые могли бы сегодня помочь преодолеть эту разрозненность и сформировать гражданское общество. Один из таких механизмов, как это ни неожиданно звучит, – детский двор.
Специально я не занимался изучением феномена двора, но попытаюсь поразмышлять над проблемой причин возникновения и исчезновения этого явления.
Конечно, это мое мини-исследование очень умозрительно и не претендует на бесспорность выводов. Его эмпирическая база неизбежно узка, поскольку составляет лишь мои воспоминания о жизни конкретного двора в конкретном городе. Я исхожу из того предположения, что в жизни общества маленького города отразились общероссийские социокультурные процессы.
Возникновение двора как социокультурного феномена обусловлено несколькими факторами объективного и субъективного характера.
Во-первых, это специфика планировки многих российских городов, обусловливающая появление относительно замкнутых пространств, именуемых «дворами». Так, наш двор был четко ограничен: с севера и востока двумя продолговатыми трехэтажными домами, а с запада и юга – зелеными насаждениями. Во-вторых, достаточно большое количество детей, у которых было много свободного времени. В-третьих, табуация границ двора. Большинство родителей запрещали своим маленьким детям уходить со двора без их ведома. В-четвертых, распространенность у взрослых вполне оправданного представления о полезности для детей продолжительного пребывания на свежем воздухе. В-пятых, большая занятость родителей, побуждавшая их отправлять ребят гулять. И, наконец, в-шестых, естественная потребность последних в неформальном общении со сверстниками.
Что же изменилось сегодня?
Тяжелые социально-экономические потрясения, ставшие следствием ультралиберальных реформ, привели к ощутимому демографическому спаду. Рождаемость в стране резко упала, и к концу 90-х детей объективно стало меньше. Постепенно изменилась и структура детского досуга. Ребята стали больше времени проводить дома. Появились игровые приставки, в более состоятельных семьях – компьютеры. Сильно развились СМИ, особенно телевидение, которые гораздо более агрессивно, чем раньше, стараются привлечь детскую аудиторию.
На мой взгляд, одна из главных причин того, что современные дети стали больше времени уделять просмотру телепередач, – распространение цветных телевизоров и видеомагнитофонов (в советское-то время это было роскошью). Цветное изображение более привлекательно для детских глаз, чем черно-белое, а видеомагнитофон позволяет ребенку в любое время и как угодно долго смотреть то, что ему интересно.
Распространение таких негативных явлений, как преступность, детская и подростковая наркомания, породило у большинства родителей стремление оградить ребенка от «улицы», занять его домашними делами и играми или «устроить в какой-нибудь кружок», секцию…
Все это привело к сильной атомизации, разъединению детского микросоциума, как и всего российского общества в целом. Вследствие чего исчез и двор – прекрасная школа самоорганизации социума.
И лично мне безумно жаль, что это так.
Комментарии