search
main
0

Двойная пирамида. Попасть в «девятку» могут лишь пытливые и любознательные

В школьной книге славы каждая фотография – символическая. Вот директор гимназии №9 (старейшей и известнейшей в Екатеринбурге) Валентина Желтоножко вручает аттестат выпускнице Кате, а вот Екатерина Сибирцева уже сама руководит гимназией. Старшеклассник Саша Кулагин на фото держит классный журнал, помогая учителю, теперь же классный журнал постоянно в его руках – Александр Сергеевич преподает в школе, где еще недавно учился. Иван Бажов, гимназическая гордость, победитель нескольких международных олимпиад, учится в МФТИ, и так далее: страницы книги славы и истории пишутся дальше…

«» скрепляется атмосферой любопытства к жизни всех «составляющих» учебного процесса: учеников, педагогов, родителей. Не случайно и в пять, и в шесть вечера гимназия, уроки в которой идут в одну смену, полна детей. Интерес к математике вовсе не отменяет увлеченности бальными танцами, например, или кукольным театром…

Пирамида знаний

«Триумф» – это труд, идеи, ум, фантазия. Несколько лет назад был объявлен конкурс на название научного общества; так появился «Триумф». По словам заместителя директора гимназии Светланы Трухиной, работа с одаренными детьми не начинается на каком-то определенном этапе, а идет всегда. Она имеет четкую организационную форму – «пирамиду» научного общества. Эта пирамида расширяется кверху.

Если в большинстве образовательных учреждений в первых классах детей учится больше, чем в выпускных, то в 9-й гимназии все наоборот: пирамида перевернута. Набираются две группы первоклашек, человек 60, а выпускаются 140-150 человек. Осуществляются два дополнительных набора со всего Екатеринбурга в профильные классы – сначала в восьмые, затем в десятые; десятых и одиннадцатых классов уже шесть.

Первая ступень «Триумфа» – «Школа пытливых и любознательных». Здесь приобретаются первичные навыки исследовательской работы. О соревновании сначала не говорят, Светлана Николаевна употребляет термин «движение». В научном движении участвуют все «начальники». В «девятку», как тепло-фамильярно называют гимназию в городе, поступают дети с выраженными эвристическими наклонностями. Единственный критерий отбора – образовательный интерес. Система преподавания с первых же дней вводит детей в атмосферу самостоятельного поиска.

Затем интеллектуальное состязание «Хочу стать академиком». Первоклассники наблюдают за тем, как у растений появляются листья; как рождаются котята и растут, формируются их повадки. Дети могут исследовать обувь, что носят люди, и даже мыльные пузыри: как надуть такой пузырь, в который бы поместился человек, оказывается, и тут возможен расчет. В состязании участвуют все, но заканчивают его с разными результатами. Педагоги делают первые выводы: один тяготеет к теории, другой явно практико-ориентированный, третий предпочитает работать в команде, создавая ее из родителей и старших друзей (что не возбраняется, а наоборот, поощряется). Под руководством кандидата педагогических наук Ольги Климентьевой проводится мониторинг знаний и психологических установок на исследование.

Вторая ступень – «Школа начинающего исследователя». Учащиеся средней школы работают над более серьезными проектами и защищают их сначала на уровне класса, затем гимназии и дальше. К седьмому классу они уже определяются с профилем. На третьей ступени научное общество расширяется, в него вливаются новые силы из других школ города. Система, заложенная в начальном звене, развивается по спирали.

Пирамида побед

Вот как выглядит «пирамида результатов» в 2008-2009 годах. Уровень гимназии – 875 участников интеллектуальных состязаний. Это больше, чем число учеников, так как некоторые ребята готовят сразу несколько проектов. Уровень района – 152 участника. Уровень города – 72 участника. Уровень области – 42 участника олимпиад. Уровень России – 21 участник. Пик – международный уровень: 2 участника, 2 победы. «Пирамида достижений» устойчивая, стабильная, это лучшие показатели в Екатеринбурге.

Не только сто процентов учащихся 9-й гимназии занимаются преднаучной, а затем и научной деятельностью, но и сто процентов учителей. «Конечно, с преподавателями физкультуры и труда сложнее, тем не менее и они настроены на поиск и открытия», – рассказывает Светлана Николаевна. С одаренными детьми должны работать одаренные педагоги. Талантливые дети особенные: они сложные, глубокие, их нужно понять, «просмотреть до дна». К ним недостаточно прийти на урок просто с учебником. Если дети в «девятку» выбираются по критерию любознательности, «хочу знать, мне это интересно», то к педагогам требования – инициативность, неуспокоенность, нацеленность на ежедневные открытия и для себя, и для детей. Здесь все звезды, и важно среди звезд не затеряться.

«Пирамида знаний» скрепляется атмосферой любопытства к жизни всех «составляющих» учебного процесса: учеников, педагогов, родителей. Не случайно и в пять, и в шесть вечера гимназия, уроки в которой идут в одну смену, полна детей. Интерес к математике вовсе не отменяет увлеченности бальными танцами, например, или кукольным театром…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте