Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
В российских школах второй иностранный язык является необязательным
Крайнее слово: топ-5 раздражающих выражений в русском языке
От 50 копеек до 2,5 рублей: циничные премии за стаж выплатили учителям Костромского колледжа
Глава «Сириуса» заявила о необходимости расширения программ повышения квалификации для учителей
Сергей Кравцов заявил о намерении Минпросвещения разбираться с проблемой готовых домашних заданий
Минпросвещения готово рассмотреть вопрос о введении в школах пятидневки
В Общественной палате предложили законодательно закрепить право родителей выбирать форму обучения
Минтруд и Роспотребнадзор: число привитых и переболевших COVID-19 сотрудников должно быть не менее 80%
Руководитель «Сириуса» заявила, что большинство спортсекций для детей от 6 лет должны быть бесплатными
Сборная России завоевала второе место на Международной олимпиаде по математике
В российских школах второй иностранный язык является необязательным Крайнее слово: топ-5 раздражающих выражений в русском языке От 50 копеек до 2,5 рублей: циничные премии за стаж выплатили учителям Костромского колледжа Глава «Сириуса» заявила о необходимости расширения программ повышения квалификации для учителей Сергей Кравцов заявил о намерении Минпросвещения разбираться с проблемой готовых домашних заданий Минпросвещения готово рассмотреть вопрос о введении в школах пятидневки В Общественной палате предложили законодательно закрепить право родителей выбирать форму обучения Минтруд и Роспотребнадзор: число привитых и переболевших COVID-19 сотрудников должно быть не менее 80% Руководитель «Сириуса» заявила, что большинство спортсекций для детей от 6 лет должны быть бесплатными Сборная России завоевала второе место на Международной олимпиаде по математике

Двойка, Сидоров! Записки о стандартах

Учительская газета, №40 от 3 октября 2017. Читать номер
Автор:

Прежде всего давайте поймем, что такое содержание образования. Это ключевой вопрос, на который необходимо ответить, чтобы рассматривать образование как таковое и его, образования, стандарты.

Но еще прежде этого важно понять: в каком смысле, в каком более широком контексте или рамках мы говорим о содержании образования? В какой или каких ситуациях осмысленно говорить о содержании образования? Вот мы говорим об учебнике. Там находится содержание образования? Видимо, да. Там находится учебный материал, препарат науки, например физики. Почему «препарат»? Ну конечно, ясно – потому что там не чистая физика, не как у настоящих ученых-физиков, не все подряд из физики – только специально подготовленные для восприятия детей разных возрастов формулы, задачи, описание явлений, картинки и графики и много чего еще. Содержится ли в учебнике физика? Конечно. Но вместе с этим в учебнике содержатся психология, педагогика, дидактика, психофизиология и много чего еще, по поводу чего учебник проходит многочисленные экспертизы. Учебник создают большие коллективы ученых и практиков. И это ясный и вполне традиционный взгляд на содержание образования. Учебный материал, препараты науки и составляют содержание образования. Видимо, поэтому новые стандарты (ФГОС) и стали обвинять в бессодержательности. «Вот, – говорят, – посмотрите – в стандартах нет формул, произведений литературы, картинок, описания природных или социальных явлений. Как можно выучить ребенка, если нет обязательного для всех минимума содержания образования, то есть минимума учебного материала, который ребенок должен пройти, освоить?» Причем обязательного для всех и в любой момент времени. Пришел на урок в Хабаровске такого-то октября такого-то года в 8-й класс – и дети все как один изучают одну и ту же тему по математике. А кто не изучил к такому-то моменту времени, является отстающим. Двойка, Сидоров. Вот что делает учитель. Он проводит уроки, выдает материал, организует его о-своение, контролирует у-своение. Все понятно. Но, минуточку, давайте посмотрим, что происходит в действительности. Какую ситуацию мы описываем, когда говорим об учебнике как о содержании образования? Учебник не говорит. Он не организует деятельность учеников, он не проводит уроки, он не контролирует усвоение самого себя. Что происходит? Происходит обучение, скажете вы. Да, соглашусь. Об-учение. Но что мы описываем этим словом? Правильно – действия учителя. А где же ученик? Что он делает? Учится, скажете вы. Конечно, учится. Каждый ученик в отдельности и все вместе. Каждый в своем возрасте и со своим состоянием и души и тела. Каждый со своим взглядом на жизнь и на урок. Каждый со своим добром и злом, со своей мечтой или без нее. Вот когда он читает учебник в своем 8-м классе, он учится? Да, вроде учится. А когда он посмотрел в книгу и увидел там «известно что»? Он учился? Непонятно.Потому что неизвестно: выучился ли? Есть ли результат от его учения? Похоже, потому что он увидел в книге лишь фигуру из трех пальцев, он не учился. И вот учителю достался такой ученик. И учитель придумывает, как все это сдвинуть с мертвой точки. Как обучить, если нет учения? Ну, видимо, только так, чтобы оно появилось. Ну иначе ведь никак. Если учения нет – не обучишь. Кого обучать, если нет учащего-ся, самодвижущегося в учебном материале человека, растущего наукой человека? Кого обучать, если нет субъекта учебной деятельности, как говаривали классики? И теперь совершенно не важно, чему обучать – физике или лирике. Учился бы. Сам. Тогда все остальное приложится – и физика, и лирика.Но многие дети сами учатся, их совершенно нет необходимости организовывать, обучать, готовить им препараты наук. Ну да, скажем мы. Мы знаем довольно много таких случаев. Но все же без учителя сделает много ошибок на своем пути, не будет учить все, а только то, что ему нравится. Ну и так далее. В общем-то можно, но никто так не делает. Все строят школы и ведут туда детей. Все равно дети, как сорняки, не растут. Воспитывать нужно их и образовывать, учить основам наук.Так что же происходит? Учебник не говорит сам по себе. Учитель не обучает, если нет учения. Ученик хоть и может учиться, но весьма скверно, если нет учителя и учебника.Так что же содержится в образовании, в обучении и воспитании? Каково его содержание? Ну… конечно – и учебник, и учитель, и ученик. И все это в процессе. В образовательном. В учебно-воспитательном. Его ж организовать нужно. Делать чего-то требуется с детьми. Вместе с детьми делать. Ну вот, собственно добрались до того, чем должны заниматься директор школы и учитель. Каким пониманием содержания образования руководствоваться практически. То есть учебный материал – это еще не все содержание. В школе еще «содержатся» учитель и ученик. Учение и обучение.Но и это еще не все.А что нам нужно от всего этого? Давайте по-честному. Что-то ведь мы хотим в итоге. В умных книжках пишут: человеческое воспроизводство, воссоздание человеческого капитала, потенциала, навыков, ценностей, отношений. Я бы согласился, да и еще бы добавил – прежде всего производство, создание усилия быть человеком в обществе. Добрым человеком.Больше четырнадцати миллионов детей и больше миллиона учителей каждый день создают усилие быть людьми, о котором мы узнаем не в тот же самый момент. Не в момент создания. А только тогда, когда человек проявится в деле, в поступке. Когда он использует что-то, чему его учили. Это и есть содержание образования. Результаты обучения и воспитания. Содержание образования в его совершенном виде. Ну вот. Учение, обучение, учебник – содержание образования в несовершенном виде. Результаты (знания, умения, ценности, установки) – содержание образования в совершенном виде.А теперь посмотрим, что регулирует государство и как оно это делает. Оно исходит из идеи стандартизации. Должны быть стандарты. Иначе все рассыплется. Конечно. А что же нужно стандартизовать? Как нужно стандартизовать? Вот тут и вопрос, как говорят, образовательной политики. Одни говорят, что нужно стандартизовать учебный материал (учебник). Другие – что нужно стандартизовать образовательную деятельность (учителя, ученика и учебник). Третьи – что результаты образования. Замечу, что здесь возникают ключевая сложность и острие повестки – как показать, что результаты есть и что это результаты того, кто их демонстрирует (ну чтоб без списывания, чтоб все честно и ребенок сам показал, на что способен, чему выучился). А что измерять? Знание учебного материала, скажете вы. Ну да. Но получается, что знание проверяется в ситуации, которую мы ему создаем для проверки. Вот выучили тему, а на следующем уроке спросили. Он повторил три абзаца из учебника. Всё. Отличный результат? Ну нет, скажете вы. Это он запомнил вчера и повторил сегодня знание-для-учителя. Вот если он придумал и сам сделал робота, тогда мы видим – знает, да еще и умеет. Или если мы ему дадим сложные задачки, чтобы решал и не списывал – увидим результат. Ну вот, собственно содержание образования – это детские знания и умения, проверяемые и проявляемые в какой-то специальной ситуации. Они из учения, обучения и учебника теперь «свернулись» в нем, в голове у него. И он сам теперь, без помощи взрослого встал и пошел ножками. Ах, этот первый самостоятельный шаг! Какой восторг! Ведь сам же – все видно и ему, и взрослым. Ну какое-то время еще подержится за руку, а потом вообще сам! И бегать, и прыгать потом сможет.Вот собственно стандартизация ситуаций проверки и есть предмет заботы общества и государства. Что мы хотим проверить/увидеть – повторение знаний-для-учителя или самостоятельное действие ребенка, результат наших с ним усилий быть человеком?Так что и почему меняется во ФГОС?Возвращают содержание в бессодержательные стандарты. Ну да. Только что именно возвращают? Ну мы-то знаем – учебный материал. Ну да. Кажется, что правильно со всех точек зрения. Учитель с учеником были в ФГОС, а учебник убрали. Теперь нужно вернуть. Не ясно же, чему всех учить в одно и то же время по всей стране. Теперь будет понятно. Теперь воссоздадим всеобщую «машину добра» и вместе с этим будем проверять знания-для-учителя. Усиление воспитательного компонента – ценностей и вытеснение ориентиров гражданского общества. Разложим образование на обучение и воспитание. Тоже вроде хорошо. Разделим воду на водород и кислород и постараемся понять свойства воды. Постараемся понять и увидеть воспитанность. Сколько процентов детей не любит большую или малую родину? Я согласен: и учебник нужен, и воспитание необходимо. Только как это соединить? Что стандартизовать? Стандарты чего образовательные стандарты? Стандарты водорода отдельно и кислорода отдельно? Стандарты учебного материала и стандарты воспитанности? Цель школы – результаты детей. Самостоятельные результаты. Олимпиада и ЕГЭ – это и есть ситуации проверки самостоятельных результатов детей. Так вот ведь в чем вопрос: как мы себе представляем ситуации проверки и как их стандартизуем? Как мы вводим детей в культуру самостоятельности и ответственности, как мы им (да и всем окружающим) показываем, в чем именно они теперь само-стоятельны, сами в состоянии сделать шаг? Как мы строим учебную деятельность и образовательный процесс для достижения результатов? Чтоб сам пошел, а не за ручку.ФГОС в момент их появления постарались уйти от стандартизации учебного материала и прийти к стандартизации программ, условий и результатов, образовательной деятельности школы в целом. Каждой школы. Детские результаты не стандартизовали. Только разложили на всем известные виды. Не хватило ресурсов на разработку новых стандартов и институтов оценки результатов. Содержательных стандартов ситуаций проверки сложных явлений. Как в капле воды содержится вся вода океана, так и в ситуации проверки содержится все вместе: учение, обучение, учебник. Все вместе в одном результате. В одном самостоятельном действии ребенка по воссозданию усилия быть человеком. На это точно не хватило средств и времени. Ну тогда средства определили цель. Сделаем что умеем. Вернем учебник. Разделим образование на обучение и воспитание. Сделаем «портрет воспитанного» и по нему будем сортировать – кто прошел, кто не прошел. Двойка, Сидоров! За невоспитанность! Привычно. Понятно. Удобно. И денег не нужно. Да и усилия быть человеком не нужно.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt