search
Топ 10

Двери открыты всем

Мария Николаевна ГРИГОРЯН, учитель истории средней общеобразовательной школы села Хлебновка, в 2006 году вошла в число педагогов Саратовской области, удостоенных президентского гранта в рамках национального проекта «Образование». Когда я попросила об интервью, она предложила встретиться в городском комитете Профсоюза работников народного образования и науки. Я поняла, почему: Мария Николаевна – председатель первичной профсоюзной организации своей школы, и горком профсоюза ей оказался ближе, чем управление образования. В связи с этим обстоятельством мне пришлось даже перестроить наше интервью, начав с несколько провокационного вопроса.

– Мария Николаевна, некоторое время назад утверждали, что профсоюз умер. Что он для вас – символ долга, чести и совести или реальный стержень коллектива?

– Конечно, и то, и другое. Это действительно стержень коллектива, союз единомышленников, который может защитить, помочь, настроить, выработать свою позицию, будь то участие в какой-либо акции или решение проблем социальной защиты.

– Почему вы почти 13 лет занимаетесь профсоюзной деятельностью? Что лично для вас означает быть председателем профкома сельской школы?

– Наверное, что-то заложено в генах от мамы, человека с обостренным чувством справедливости, что-то пришло от образования: в моем багаже, помимо педвуза, юридический институт, который, пожалуй, заложил стремление защищать права людей и бороться за торжество закона. Школьный профком работает в самой гуще коллектива, и профсоюзный лидер должен быть на острие всех проблем, и коллективных, и частных. Конечно, председатель профкома обязан быть именно лидером, но доступным, понятным, реальным.

– Чуть раньше вы упомянули слово «защищать».

– Это, пожалуй, самый трудный вопрос. Возмутительно, когда говорят о какой-то «средней» зарплате в десятки тысяч рублей в то время, как у педагога она едва достигает 3-4 тысячи. Учитель достоин справедливой оценки его труда. Пенсионер, проработавший всю жизнь, достоин приличествующей его возрасту и положению пенсии. И стыдно должно быть государству с миллиардным стабилизационным фондом и огромным золотым запасом, что учителя получают нищенскую зарплату, а пенсионеры – грошовую пенсию. Исправить это положение и становится главной задачей профсоюза. Ведь если честно, учителя больше работают на патриотизме, энтузиазме, они просто выполняют свой гражданский долг.

– Вы согласны с мнением, что учитель – это государственный деятель?

– Безусловно, только в уменьшенном масштабе, ведь школа – тоже государство, и это малое государство является колыбелью будущих граждан Отечества. Это не высокопарные слова, а та задача, тот заказ, который и дает нам наше Отечество и который мы должны выполнять.

– Что вы считаете главным в своей работе учителя истории?

– Сейчас идет формирование модели учительской профессии, отвечающей запросам XXI века. Нам, учителям с большим опытом, есть что возразить, возможно, что-то противопоставить. Все мы считаем школу институтом формирования целей и ценностей жизни. Эта задача – основная в моей работе. Но иногда в печати проскальзывает мысль, что мы должны выпустить из школы чуть ли не готовых менеджеров с компьютерными мозгами, которые будут двигать вперед экономику, уметь хозяйствовать, их ценностные ориентиры – деньги, статус богатых, «крутых». Это страшно. А где то, что делает человека Человеком? Его любовь к Родине, к матери, к детям, к земле, к малой отчизне? Нельзя оторвать обучение от воспитания, только грамотное сочетание этих сложнейших процессов принесет добрые плоды. Учителя истории в последние полтора десятка лет хлебнули лиха: учебников масса, каждый автор дает свою оценку историческим событиям, учителю нужно проявить гражданское мужество и дать объективный взгляд на прошлое и настоящее.

– Как вы думаете, всем ли это удается? Что помогает учителю истории быть объективным, увлечь детей своей трудной наукой?

– Успешным может быть только высокопрофессиональный учитель. Здесь поможет и потенциал опытного педагога, и его гражданская позиция, и эрудиция, осведомленность во многих вопросах истории. У меня собрана основательная библиотека различной исторической и методической литературы, выписываю всю нужную мне периодику, на что, кстати, уходит иногда приличная часть зарплаты. Освоение компьютерных технологий, конечно, здорово помогает и в плане информации, и в плане подготовки всевозможного материала к уроку, но никакая техника не заменит учителя, его живое общение с ребятами.

– Насколько я знаю, вы еще ведете большую внеклассную работу.

– Без этого не может быть учителя истории! В школе уже много лет работает детская организация «Дружба», и практически все дети задействованы в разных кружках. Больше 10 лет ребята занимаются в историко-краеведческом кружке «ВЗОР» («Все Знать О Родине»). Мы совершаем очные и заочные экскурсии по разным уголкам России, посетили много памятных мест, составляем альбомы путешествий, иногда и видеофильмы. О земляках – участниках Великой Отечественной войны в школе создана Хлебновская Книга памяти. Мы и сейчас еще встречаемся с родственниками погибших, ведем поиск пропавших без вести. Не только школьники, но и все жители участвуют в создании Летописи села, начиная с 1917 года. Два года назад мы открыли Комнату Боевой и Трудовой славы села. Так школа стала центром работы по патриотическому воспитанию.

– Говорят, к вам в кабинет и домой приходят все, кому нужна какая-то юридическая помощь.

– А иначе нельзя. Это мое родное село, здесь работала моя мама, здесь я училась. Сюда мы с семьей приехали из Нагорного Карабаха, где я работала в облисполкоме: когда там развернулось это жуткое противостояние, бросили квартиру, бросили все и нашли приют на моей малой родине. И хотя мой муж, Гамлет Григорян, – южанин, он принял всей душой эту частицу саратовской земли. Здесь выросли оба моих сына, один – студент медучилища, другой – десятиклассник Хлебновской школы. Дочь недавно защитила кандидатскую диссертацию и преподает в вузе. Жизнь состоялась, и я считаю своим долгом отслужить людям, рядом с которыми живу. Поэтому как учитель и как юрист и консультирую, и советую, и опекаю. Двери открыты всем.

Людмила ПАЗИНА, председатель совета ветеранов педагогического труда, Балаково, Саратовская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте