search
main
0

Две системы: континентальная и английская Глава из нового учебника “Обществознание”. 10-й класс

Правовые системы современности
Функции права в системе социальных норм

Некоторые авторы полагают, что специфическими функциями права являются только две: регулятивная и охранительная. Но ведь мораль и обычай тоже регулируют поведение людей и охраняют общество от отклоняющегося поведения. Право осуществляет эти функции особо, по-своему, так, как этого не делают ни обычай, ни мораль.
Для подхода к этому вопросу вспомним определение права, с которым вы уже знакомы: “Право – совокупность норм, то есть правил поведения, определяющих границы свободы и равенства людей; эти нормы закреплены в законе или ином официальном (государственном) акте, и их исполнение обеспечивается принудительной силой государства”.
Из этого определения следует, что первой и важнейшей функцией права является установление четких границ, нормирование свободы и равенства людей. Назовем эту функцию установительной. Например, в Конституции РФ записано, что права и свободы человека не могут использоваться в ущерб правам и свободам других людей. Вот граница между правом одного и правом другого, граница между правом и произволом: тот, кто использует свое право в ущерб правам других, чинит произвол.
Второй функцией права является “перевод” различных интересов людей на “язык” взаимных прав и обязанностей, то есть юридическая формализация общественных интересов и общественных отношений. В этой связи припомним, что термин “право” имеет два значения: право в объективном смысле, или объективное право, определение которого мы только что вспомнили, и право в субъективном смысле, или субъективное право, то есть мера возможного поведения или правомерного требования, притязания (“я имею право избирать”). Здесь словом “право” выражается интерес или требование лица, обладающего этим правом.
Третья функция права – это функция всеобщего масштаба равенства: право устанавливает одинаковые для всех членов общества правила поведения,оно подходит с равным масштабом к разным людям – все люди равны перед законом и все имеют равные права и обязанности.
И, наконец, четвертая функция права – арбитражно-принудительная: с помощью права разрешаются споры при столкновении интересов, а лица с отклоняющимся поведением принуждаются к законопослушанию.
Повторяю, все эти функции осуществляются только правом и не могут быть обеспечены другими социальными нормами.
Правда, отдельные обычаи становятся источниками права, превращаются в правовые нормы. Как это происходит? Государство признает их и берет под свою защиту. Такими юридическими сборниками обычаев были “Русская правда”, “Салическая правда” и другие средневековые судебники.
Конечно, обычай и мораль могут стать инструментами восстановления попранной справедливости. Вспомним, что понятие справедливости, то есть воздаяния каждому по заслугам, лежит в основе и права, и морали.
Но воздаяние обидчику по обычаю (например, кровная месть) не только не разрешает конфликта, но еще больше его усугубляет, вовлекая в круг мстителей и жертв все большее число людей, не имеющих никакого отношения к возникновению конфликта.
Что касается норм морали, то их слабость при разрешении конфликтов состоит в том, что в обществе очень мало единых, разделяемых всеми норм морали. Кроме того, при столкновении жизненных интересов сдерживающие механизмы морали (совесть, общественное мнение) недостаточны в большинстве случаев для справедливого разрешения конфликта.
Право является единственной цивилизованной формой разрешения острых конфликтов и принуждения в случае необходимости к послушанию праву и закону.
Подобную роль право в полной мере начинает играть лишь в последние два столетия, да и то не во всех странах мира. В наших газетах и журналах, по радио и на телевидении часто можно встретить выражение “в цивилизованных странах”, когда авторы хотят поставить в пример нашей стране решение какого-либо вопроса в странах западного мира, западной цивилизации. Одной из характерных черт этой цивилизации как раз является господство права и закона. Что значит “цивилизованная страна” в нашем понимании? Это страна, где царит правопорядок, где высока ответственность должностных лиц. Такая страна считается цивилизованной в правовом смысле.
Иными словами, господство права является неотъемлемым признаком современной постиндустриальной цивилизации наряду с интернетом, всеобщим средним образованием и т.д.
Первой правовой цивилизацией в Европе была римско-византийская цивилизация с ее миром римского частного права и Кодексами Юстиниана.
Затем, начиная с ХII века, в течение пяти-шести веков сложилась английская правовая цивилизация с ее особым пониманием права, отличным от римского. Наконец, в период утверждения буржуазного общества, господства в экономике рыночных отношений, в том числе между трудом и капиталом, складывается современная правовая цивилизация. Ее исходным пунктом была рецепция (восстановление) римского права. Знаменем этой цивилизации стал Гражданский кодекс Франции (Кодекс Наполеона). В течение ХIХ-ХХ веков в большинстве стран Европы утвердилась эта правовая цивилизация.
Заметим, что не все современные цивилизации являются правовыми. В странах, где право является частью религии, цивилизация носит религиозный характер, что, однако, не умаляет ее достоинств.
Для любой правовой цивилизации характерны три признака: 1) светский характер права: оно исходит не от Бога, а от людей; 2) либеральный характер права: его приоритет – права и свободы человека; 3) наличие развитой правовой системы.

Правовая система

Правовая система – сравнительно новое понятие в российской теории права. Что оно означает? Можно ли сводить понятие права к совокупности норм? Если на этот вопрос мы дадим положительный ответ, то будем сторонниками нормативистской теории права, и она во многом правильна. Она ограничивает возможности произвольного широкого толкования права, когда под правом понимаются, например, его проявления – правоотношения. И все же было бы опрометчиво сводить право только к совокупности норм, хотя они составляют сердцевину этого явления. Что же тогда право? Это, как мы знаем, вопрос вопросов. Не случайно великий немецкий философ Иммануил Кант считал, что юристам так же трудно сказать, что такое право, как логикам ответить на вопрос, что такое истина. Сам Кант определяет право как совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством объективного общего закона свободы. Обратите внимание: там, где мы в нашем определении имеем в виду совокупность норм, Кант говорит о совокупности условий.
Эта совокупность условий составляет правовую систему страны, государства. Правовая система существует в каждой стране наряду с экономической, социальной, политической системами. Это развитой механизм действия права, его осуществления, его защиты. Основными элементами, составными частями этой системы являются: источники права, нормы, система права, субъекты и объекты правоотношений, способы защиты права. Познакомимся с различиями только двух типов правовых систем европейских государств – континентального и английского, или системы общего права.
(См. таблицу)
История становления европейских правовых систем

На всей территории континентальной Европы, от западных франков до восточных славян, еще в период господства обычного права (обычая) в VI-ХII веках появляются первые законы (“законы варваров”). Но эти законы регулировали лишь небольшую сферу жизни людей. В основном население руководствовалось обычным, “вульгарным” правом. Власти не стремились письменно зафиксировать законы, исходя из того, что все зависит от божьего суждения, клятв сторон, судебного испытания (это когда бросали обвиняемого связанным в водоем и смотрели: если утонет – значит, виноват, не утонет – его оправдают). Был забыт сам идеал права. Христианское общество основывалось на идеях братства и милосердия. Святой Павел рекомендовал верующим обращаться по спорным вопросам к священникам или монахам, но не ходить в суды. А старинная немецкая пословица гласила: “Юристы – плохие христиане”.
Однако в ХII-ХIII веках на Западе начинается эпоха Возрождения, новое общество осознало необходимость права для обеспечения порядка и безопасности. Были отвергнуты идеалы христианского общества и идея создания “града Божьего” на Земле. В ХIII веке уже различают религию с ее моралью и гражданский порядок с его правом.
Автономия права стала характерной чертой западного образа жизни и мышления. В этом процессе огромную роль сыграли университеты, начавшие изучение и распространение римского права. Именно рецепция (восстановление) римского права дала континентальной правовой системе юридический “инструментарий” понятий (источник права, сделка, лицо и др.) и суждений (“Должна быть выслушана другая сторона”), аксиом и презумпций.
Важную роль в становлении континентальной правовой системы сыграла школа естественного права. Она проповедовала идею права, основанного на разумной справедливости. Представители этой школы отвергали произвол и обращение к сверхъестественным силам в гражданских, житейских отношениях и спорах.
Континентальная правовая система является результатом культурного развития Западной Европы.
По-иному складывалась английская правовая система. До нормандского завоевания там не было права, общего для всей Англии. В каждой местности действовали свои правовые обычаи. После нормандского завоевания королевская власть создала централизованную дисциплинированную администрацию. Король не допустил образования крупных феодальных владений и сохранил монополию на наделение землей. В системе централизации власти и были созданы Вестминстерские суды (название по месту нахождения). Своими вердиктами (приговорами, решениями) они и создали общее право – общее для всей Англии.
Со временем, как альтернатива Вестминстерским королевским судам, возникают суд лорда-канцлера и право справедливости, состоящее из его решений. Лорд-канцлер широко пользовался нормами римского и канонического (церковного) права. Его решения были призваны корректировать и исправлять вердикты Вестминстерских судов и рассматривать те дела, которые были им неподсудны.
В настоящее время в английском праве значительно возросла роль закона и административных постановлений. Можно наблюдать процесс сближения двух правовых систем. Однако остаются глубокие различия в словаре юридических понятий, и даже при внешнем сходстве терминов за ними стоит различное содержание в различных правовых системах. Например, термин “договор” в английском праве вовсе не адекватен понятию “договор” во французском или российском праве. Английские термины “административное право” и “гражданское право” вовсе не адекватны нашим понятиям этих отраслей права. В английском праве нет таких понятий, как “юридическое лицо”, “непреодолимая сила” и др.

Краткие итоги
1. Функциями права являются следующие функции: установительная, юридической формализации, всеобщего масштаба равенства, арбитражно-принудительная.
2. Одним из наиболее характерных признаков современной постиндустриальной цивилизации является приоритетное значение права. В этом смысле нашу цивилизацию можно назвать правовой.
3. Правовая система – это механизм действия права и его защиты.
4. В Европе сложились две правовые системы: континентальная и английская. В России правовая система относится к континентальному типу.
5. Исходным различием двух правовых систем является источник права: в континентальной системе основным источником является закон, в английской – судебный прецедент.

Задание для размышления
Журналист П. опубликовал в японской прессе статьи о секретном захоронении ядерных отходов Российского Военно-морского флота в Охотском море. Это захоронение представляет опасность для окружающей среды, жизни и здоровья населения прибрежных территорий. Журналист был привлечен к уголовной ответственности за разглашение государственной тайны. Попробуйте с точки зрения школы естественного права обосновать или отвергнуть ответственность журналиста.

Виктор МУШИНСКИЙ,
доктор юридических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте