search
Топ 10

Два парома – далеко. Мудрые реформы в дельте Волги

Участники парламентских слушаний «О ходе развития и перспективах развития приоритетного национального проекта «Образование», которые прошли недавно в Госдуме, записали в рекомендациях: «начиная с 2006 года в рамках ПНПО проводить конкурс по выявлению субъектов Российской Федерации, которые наиболее успешно внедряют комплексные проекты развития образования». Похоже, первый регион-конкурсант уже готов участвовать во всероссийском состязании. На тех же слушаниях об опыте Астраханской области рассказывал областной министр образования и науки Виталий ГУТМАН.

Еще до начала реализации нацпроектов мы разработали стратегический план модернизации системы образования Астраханской области, рассчитанный на 2005-2007 годы. Наша цель – обеспечение доступности, качества образования и одновременно повышение его эффективности. Отсюда возникает необходимость серьезных изменений в региональной системе образования.

Первое – изменение структуры сети учреждений системы образования области. Это и создание образовательно-воспитательных комплексов – школа, клуб, библиотека, и организация ресурсных центров, в которых сосредоточены финансовые, материально-кадровые ресурсы. Финансовые расчеты показали, что необходимые для организации таких центров финансовые вложения в целом не превышают нынешних затрат на среднее образование при несопоставимом росте качества услуг. Конечно, был введен ряд рамочных условий, таких как сохранение школ первой и второй ступени в каждом селе, наличие инфраструктуры и так далее. Астраханская область – это дельта Волги. У нас есть районы, где люди живут на островах, и за два парома, конечно, никто детей возить не собирается.

С прошлого года мы приступили к структурным изменениям сети учреждений начального и среднего профессионального образования. Получение востребованного конкурентоспособного образования, особенно в сельской местности, становится возможным благодаря созданию системы губернских колледжей.

Второе – широкое внедрение новых организационно-финансовых механизмов. С января все общеобразовательные учреждения Астраханской области уже перешли на нормативно-подушевое финансирование в соответствии с принципом «деньги следуют за учеником». С учетом специфики мы разработали поправочные коэффициенты, чтобы не разрушить малокомплектную сельскую школу.

Третье – изменение механизма работы с педагогическими и руководящими кадрами. Сейчас мы разрабатываем переход на отраслевую систему оплаты труда. С 1 января этот переход будет осуществлен. Происходят изменения в системе аттестации педагогических кадров. Мы убеждены, что действующая система аттестации не в состоянии правильно оценить уровень учителя, она носит формальный характер. Мы завершили разработку новых аттестационных процедур. После обсуждения на августовских педагогических чтениях с 1 сентября 2006 года вводим новую систему аттестации для руководителей системы образования, а с 1 января 2007 года – для педагогов. Основной принцип – максимальное упрощение при ужесточении требований к уровню педагогической и руководящей деятельности.

Самое пристальное внимание уделяем привлечению молодых специалистов на селе. С 2005 года начали им платить единовременное пособие из регионального бюджета. В 2005 году выплата составляла 10 тысяч рублей, в 2006-м ее планируется увеличить до 30 тысяч рублей. Вроде не очень великие деньги, тем не менее год назад в сельскую школу Астраханской области на работу поступил 61 специалист. В 2004-м не пришел никто…

Четвертое – перестройка системы управления системой образования. Мы создаем несколько систем оценки качества образовательной среды региона. Недавно провели рейтингование образовательных учреждений области. Оно вызвало большой интерес у родителей, органов местного самоуправления. Сейчас приступили ко второму этапу – мониторингу муниципальных систем образования как сетевых проектов.

Пятое – изменение управленческих механизмов. Необходимо перестроить парадигму управления в сфере образования, для этого нужны образовательные округа. Мы участвуем в эксперименте в числе других шести регионов России.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту