Как известно, учительские дети – самые заброшенные. Педагогов-мам и пап вечно нет дома: то уроки, то совещание, то повышение квалификации… Однако если преподаватель отмечен званием «Учитель года», он просто обязан быть не только лучшим «шкрабом», но и образцовым родителем. А если семью создали два участника всероссийского состязания, то представляете, каких детей они вырастят! Если серьезно, уже растят. Ирина и Дмитрий Добротины, лауреаты конкурса «Учитель года России», не нарадуются на очаровательную Машеньку. Будут ли Добротины опробовать на дочке новейшие педагогические технологии? Пока они наблюдают. А двухлетняя Машуня, похоже, сама взялась за воспитание родителей…
Если Маша выезжает на велосипеде, то считает своим долгом охранять его от посягательств других детей. Она готова стоять рядом с ним, накрывая его своим телом, пока другие дети беззаботно играют в песочнице или катаются на качелях. Папа часто ей говорит: «Маша, никто не берет твой велосипед!» Иногда удается отвлечь, и тогда Маша играет как все. Но, очевидно, страх очень силен. Засыпая после обеда, она, как в бреду, повторяет: «»
Слова и словечки
Известно, что дети часто не выговаривают слова, придумывают свои варианты наименований. Так и у нас. Машулины словечки:
бигуди – «губиди»,
колбаса – «сигаба», уменьшительно – «сигабка». Слово так нравится нам всем, что почти полностью вытеснило свой литературный вариант. Так и говорим: «И два кусочка сигабки».
Сыр – «сироку».
Слово «спасибо» сначала имело вариант «аспасибо», вероятно, потому, что мы, напоминая ей о необходимости поблагодарить за что-то, говорили: «А спасибо?»
Таможня
Наступил момент, когда мне надо было выходить на работу, появляться там хотя бы по четвергам. В это время нас стала выручать бабушка Марина.
Она быстро нашла путь к сердцу Маши – через украшения. Бабушка готова была отдать за любовь внучки все… Сначала это было так: внимательно разглядывая бабушкины руки, Маша замечала: «Коле». «Да, колечко», – соглашались мы. Маша растопыривала свои пальчики и говорила: «А у Маши нет…» «На тебе колечко, – умилялась бабушка. – Все твои будут». Затем картина стала напоминать сцену на границе: четверг, открывается дверь, входит бабушка:
– Здравствуй, мое солнце, моя любимая, как я по тебе соскучилась!
– Коле! – отвечает Маша, что означает: «Давай колечко».
– На, мое золотце, вот тебе колечко.
– И это!
– И это, конечно, моя радость!
– Брасле! – требование передать браслет. Получив его, Маша натягивала его к плечу и довольная уходила в комнату. За ней – бабушка.
Вечером, с приходом родителей, Маша добровольно сдавала драгоценности и энергично махала бабушке рукой.
Однажды Маша капризничала, не разрешала бабушке себя ни поцеловать, ни на руки взять. Я в это время мыла виноград, принесенный той же бабушкой. Маша радостно кричит: «Ягодки, ягодки! Град». Я достаточно сурово замечаю: «А это бабушкины ягодки, вот иди и попроси у нее!» – ставлю вазу рядом с бабушкой. Наша хитрая лиса тут же начинает улыбаться, склоняет голову на бок и говорит бабушке: «Люблю…» Бабушка тает, а внучка продолжает: «Люблю… ягодки».
Никто не берет велосипед!
Прогулка требует от всех нас огромной выдержки. Маше жалко своих игрушек. Папа много раз объяснял ей, как плохо быть жадиной. Результат: когда кто-то пытается взять что-то из Машиных сокровищ, она твердо заявляет: «Мое! Жадина. Плохо. Не дам». Мол, я все, конечно, понимаю, но это мои принципы.
Если Маша выезжает на велосипеде, то считает своим долгом охранять его от посягательств других детей. Она готова стоять рядом с ним, накрывая его своим телом, пока другие дети беззаботно играют в песочнице или катаются на качелях. Папа часто ей говорит: «Маша, никто не берет твой велосипед!» Иногда удается отвлечь, и тогда Маша играет как все. Но, очевидно, страх очень силен. Засыпая после обеда, она, как в бреду, повторяет: «Никто не берет велосипед!»
О воспитании
Маша иногда пытается проверить – не удастся ли ей добиться чего-нибудь криком. Получив в очередной раз отпор: «Не кричи, с тобой никто не будет разговаривать», она достаточно быстро успокаивается. Вяжу ей желтое платье из хлопка, Маша знает, что платье вяжут для нее, ей это нравится, она говорит: «Красиво». Считает своим долгом принести мне вязание, как только увидит, что я присела на диван – для чего я села, в самом деле, как не для того, чтобы продолжить вязание?
И вот я опять попалась (в смысле присела на диван). А вязание в другой комнате. Дочка с радостным криком «Для Маши!» тащит нитки, спицы мне, при этом вязанье слетает, клубки путаются, ряды распускаются. Я расстраиваюсь и начинаю ей выговаривать: «Ну Маша, что же ты наделала? Как я теперь все это восстановлю?». На что получаю ответ: «Не кричи, мама!» Я в шоке, только и могу сказать: «Да? А что ты еще мне скажешь?» «Спасибо!» – отвечает наша вежливая и воспитанная дочь и спокойно идет к своим игрушкам.
И вместо сердца –
пламенный мотор
Трудно сказать, что станет Машиным призванием. Сейчас мы увлеченно знакомимся с марками машин. Специально, конечно, никто этим не занимается. Но как-то папа, мечтая о новой машине, листал журнал «Автомобили и цены», а Маша была рядом. Он называл марку и показывал на значки: «Это, Маша, «Опель», а это «Форд». На следующий день на прогулке я чуть не оглохла от внезапного крика: «Мама, «Опель»!» Я же не такой знаток машин и не сразу поняла, в чем дело, но Маша настойчиво повторяла, пока двое мужчин, случайно проходивших мимо, не подтвердили с удивлением: «Смотри-ка, правда, «Опель». Пока мы шли в парк, Маша знакомила меня с многообразием машинного мира. И я даже стала их различать! Маше очень нравится «Шевроле», она даже нескольким знакомым сообщала, что у папы «Шевроле». После моего несогласия говорила правду: «У папы «девятка» беленькая».
Одним из ярчайших Машиных впечатлений стала поездка к бабушке на дачу, она потом три дня кряду неустанно повторяла: «На папиной машинке, на беленькой». Что, куда, кто – неважно. Главное – на папиной машинке.
Хвастунишка
Гуляла с бабушкой Мариной и настойчиво говорила всем, кто подходил ближе: «Мама кофточку связала». Если человек с первого раза не реагировал, ему повторяли это до тех пор, пока он не выражал своего восхищения.
Ирина ДОБРОТИНА, учитель русского языка и литературы, лауреат конкурса «Учитель года России-2002»
Комментарии