Двадцать лет Вера РОМАНОВА проработала в Новокарасукской средней школе Крутинского района завучем по воспитательной работе. Жизнь за это время сильно изменилась. Школа, в которой когда-то было почти 500 детей, стала малокомплектной – меньше 160 учеников. Но главное – родители все меньше занимаются детьми. Их функции взяла на себя школа. Как и зачем, рассказывает сама Вера Юрьевна, теперь уже директор Новокарасукской средней школы.
Нас не нужно уговариватьСело Новокарасук по-прежнему большое, но молодежь уезжает. Работы у нас мало, перспектив не видно. При этом 16 коммерческих магазинов. То есть народ у нас небедный – мужчины, которые заботятся о семьях, отправляются на заработки в Москву, на Тюменский Север, Дальний Восток. Такая вот странная безотцовщина – папа есть, но далеко, и видеться удается нечасто. Но и тех, кто о семьях не заботится, немало, к сожалению, – и мужчин, и женщин. Есть еще особенность – молодежь уезжает в город, но не совсем, ведь здесь у них родители. В городе плохо с детскими садами, работают много, дети школьного возраста без присмотра… У нас, например, во втором классе 40% – бабушкины дети.Когда четыре года назад я стала директором, у меня не было сомнений, что упор нужно делать на воспитание. Причем так, чтобы формировать благоприятную среду для саморазвития и самовыражения ребенка. Коллеги меня поддержали. В 2008 году школа стала победителем национального проекта «Образование» как раз за воспитательную работу, так что традиции были заложены. Административная команда подобралась сильная, моя предшественница была хорошим руководителем, единственное, что изменилось, – оба мои заместителя тоже отвечают за воспитательную работу.Учителей в школе 21, 14 из них – ее выпускники, мы все болеем за село. Средний возраст – 47 лет, все мамы и бабушки, что тоже немаловажно. У нас нет вопросов, нужно или нет делать поквартирный обход. Мы хотим знать, как живут наши дети. Бывает, перед нами хлопают дверью, бывает, посылают куда Макар телят не гонял. Но мы идем снова. Надо – берем с собой инспектора по делам несовершеннолетних. Создали совет профилактики, воспитываем нерадивых родителей. Это непросто, но без этого нет смысла воспитывать детей. Можно сколько угодно рассказывать ребенку, как надо любить родную природу, он не услышит просто потому, что голоден. Или потому, что у него другая проблема – мама пьет второй день. Нас не нужно уговаривать свозить ребенка в больницу или помочь ему оформить документы, если родители по каким-то причинам этого не могут. Это наши дети.И хорошие ведь дети! Вот нынче мальчишка из неблагополучной семьи вытянул на аттестат, уж сколько мы и с ним бились, и с семьей, и паспорт в райцентр ездили вместе получать. Окончил школу, нашел работу, женился. Кому от этого плохо? Ну да, за это не платят, но невозможно работу учителя расписать по каждому шагу. Мы должны помочь ребенку – это главное, а остальное уже вторично. Все наши ребята – из тех, кто желает, – поступают в вузы. В любые, в том числе столичные. И мы рады, мы хотим, чтобы у них было будущее. Им трудно ездить в райцентр, где есть музыкальная, художественная школы, а они их заслуживают! Поэтому первая наша программа развития называлась «Школа как центр развития творчества и одаренности детей».Те, кто отдает самое лучшееКонечно, все равно пришлось перестраивать отношения. Основной моей задачей было создать команду, которая будет выполнять задуманное. Трое руководителей школы, включая меня, первым делом прошли обучение в Омском государственном педагогическом университете по специальности «менеджер в образовании». Не деньгами управляем – собой. Менеджмент, как ни странно, научил взаимоподдержке, умению слушать и слышать и детей, и друг друга. Ну и, безусловно, тому, что всегда нужно идти в ногу со временем, учиться у нас любят все.Главными направлениями деятельности стали патриотическое, духовно-нравственное воспитание, внедрение здоровьесберегающих технологий, формирование здорового образа жизни, общественно полезная деятельность. Для начала мы подумали, кому и чем мы можем быть полезны, а кто – нам. Понятно, что школа – практически селообразующее предприятие, из просветительских организаций в селе есть еще Дом культуры и библиотека, и нам, естественно, нужно работать в связке. На сцене ДК проводим традиционные мероприятия для всего села с участием детей нашей школы: фестиваль патриотической песни, новогодний концерт, концерт к Дню матери, в честь Дня Победы. Самыми активными участниками являются учащиеся школы. Методисты ДК помогают нашему коллективу, наши специалисты – им. Так как в Доме культуры очень холодно, то занятия кружков перенесли к нам, тем более что педагоги дополнительного образования – это наши же учителя. Тесное сотрудничество налажено с сельской библиотекой, классные руководители знают, что читают дети, проводят там уроки. Взаимодействуем с детским садом, нам нужно, чтобы дети приходили подготовленными. Зачем их учить в школе тому, что они могут пройти в детском саду? Воспитанники и воспитатели принимают участие в наших телекоммуникационных инициативах, приходят на праздники. Администрация и учитель, который будет работать в первом классе, обязательно присутствуют на родительских собраниях в детском саду.Одно из важных направлений – сохранение традиций школы. Но мы и развиваем их, совершенствуем. Например, предметные недели заменили предметным марафоном, который длится почти весь год. Цель его не просто получение хороших отметок, но воспитание патриотизма и гражданственности, пропаганда достижений науки. В том числе, кстати, педагогической – в рамках марафона проводим встречи с учителями-ветеранами. Они рассказывают детям о своем опыте, и ребята понимают: нельзя забывать тех, кто отдает тебе лучшее. Основным коллективным творческим делом школы в прошлом году стало проведение традиционного вечера встречи с выпускниками разных лет, на который собираются обычно около 200 человек. Это тоже важно для видения перспектив, для осознания любви к малой родине.Завтра обязательно будетВ течение года мы проводим в 6-9-х классах краеведческий час «Новокарасук: вчера, сегодня, завтра». Может быть, благодаря ребятам у Новокарасука будет завтра? Краеведческий час проходит в школьном историко-краеведческом музее, который стал центром учебной и воспитательной работы. Это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в организации и реализации внеурочной деятельности. Он хранит образы, предметы, которые передают информацию без слов. Изучение краеведческого материала позволяет учащимся общаться через время и расстояние с живыми и ушедшими. Отличие образовательно-воспитательного эффекта заключается в том, что ребенок в музее не потребитель продукта, а активный создатель. Феномен музея в том, что его влияние проявляется в процессе участия детей в различных направлениях деятельности. Дети познают азы коллективной работы, учатся выбирать своих лидеров, аргументированно дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. А для преподавателей это вообще неограниченные возможности!На базе музея проводятся уроки, практические занятия, выставки, праздники, встречи, экскурсии для родителей. Используются для этого экспозиции основных разделов: предметы домашнего обихода, старинные книги, история нашего села, история Гражданской войны в нашем крае, история школы, история Великой Отечественной войны, войны в Афганистане. Музей стал центром традиционных встреч сельчан. Почетными гостями музея являются ветераны Великой Отечественной войны, работники тыла, участники военных действий в горячих точках, которые рассказывают о себе. В музее самоуправление, ребята участвуют в работе поисковой, фондовой, экскурсионной, лекторской, экспозиционной групп.Много лет действует у нас научное общество учащихся «Эрудит». На основе собственного опыта мы разработали новую программу развития «Креатив», концептуальной основой которой стало формирование развивающей среды через использование творческого потенциала всех участников педагогического процесса. Создан совет педагогов-наставников, в который входят педагоги, методисты сельского Дома культуры, заинтересованные родители. Совет планирует, организует, обучает участников различных творческих конкурсов. Идеи родителей подхватываем, многие кружки, клубы, секции, факультативы именно так и созданы. Социальные проекты – «Цветы для школьного двора», «Наши руки не знают скуки», «Новогодняя игрушка» – мамы и папы не только предложили, но и стали их активными участниками. Не все дети становятся победителями и лауреатами, но все приобретают опыт участия, формируют собственное представление о своих возможностях, учатся проигрывать и побеждать.Ну а главная победа для нас – любовь к школе детей и родителей. В сочинениях наши ребята пишут: «В трудные минуты своей жизни я обязательно вспомню Новокарасук и нашу школу».Слагаемые успеха от Веры Романовой Независимо от времен и связанных с ними изменений школа должна воспитывать. Воспитание – процесс индивидуальный, невозможно воспитывать ребенка, не зная, как и чем он живет. Сельская школа обязана быть культурным и просветительским центром села. Мы должны помогать детям полноценно жить – это главное.Омская область
Комментарии