Руководитель, знакомый с азами управления, не может не знать, что любая организация, включая школу, работает в двух режимах – в режиме функционирования и режиме развития. Тайная мечта директора – добиться идеального функционирования своей школы, где раз и навсегда налаженный механизм управления позволяет решать любые задачи обучения и воспитания. Увы, это утопия. Достигнуть совершенства, на котором душа успокоится, – несбыточная мечта.
Уже сегодня делать то, о чем другие будут думать завтра…Уинстон ЧерчилльВосхождение на вершины образования – это своего рода альпинизм. А альпинисты по опыту знают, что как только ты перестаешь карабкаться вверх, то немедленно начинаешь сползать вниз. Кроме того, никто не покоряет вершин в одиночестве. Нужна команда, обученная работать в связке. Эта развернутая спортивная метафора как нельзя лучше проясняет суть современного управления школой. Сегодня крайне опасно почивать на лаврах и довольствоваться только опытом, пусть даже положительным и общепризнанным, накопленным в одной отдельно взятой школе. Необходима постоянная «прокачка крови», которая обеспечивается сетевым взаимодействием, которое отнюдь не сводится к работе в информационной компьютерной сети. Такая организационная структура, как «межрайон», позволяет осуществлять взаимообогащение передовым педагогическим опытом, что называется, вживую. К счастью, за примерами далеко ходить не приходится. Мы, команда педагогов 109-й школы, отдав не одно десятилетие решению сложной проблемы интеграции дошкольного и школьного образования, были приятно поражены, ознакомившись на одном из межрайонных семинаров с опытом коллег из гимназии №1532. Они продемонстрировали нам организацию самоуправления в детском саду(!) с учетом возрастной специфики воспитанников и соблюдения требований к безопасной среде. Этот новый для нас бесценный опыт был немедленно воспринят как руководство к действию. Число таких примеров я могу умножить. О многих из них читатели узнают, ознакомившись с материалами, представленными в этом номере. Но, повторяю, главное для любого руководителя, вне зависимости от накопленного опыта, чинов и званий, самому быть открытым к обучению у своих коллег. Требуя это от своих педагогов, мы, руководители, сами далеко не всегда на деле руководствуемся данным неоспоримым принципом, без которого невозможно дальнейшее развитие образования в быстро меняющемся мире. И еще одно. Пожалуй, самой сложной задачей, которую сегодня приходится решать педагогам в ходе освоения новых ФГОС, – это помощь ребенку в нахождении личностных смыслов в процессе изучения основ наук. Но личностные смыслы существуют и в науке управления. Современному руководителю школы, решающему бездну финансово-хозяйственных и кадровых проблем, иногда бывает трудно высекать эти личностные смыслы, осветляющие даже самые рутинные управленческие шаги. И тогда за деревьями мы перестаем видеть лес, гиперболизируем функцию контроля, забывая о том, что важнейшая управленческая функция: руководство – это прежде всего мотивация персонала. На страхе никакое развитие организации не построишь. Вывод очевиден. Главный драйвер движения школы – это труд души самого руководителя. Бюрократические надстройки такому труду противопоказаны. В рамках же межрайонных объединений равные взаимодействуют с равными. Этим «межрайон» и ценен.Евгений ЯМБУРГ, директор школы №109
Комментарии