search
main
0

Душа моя, Павел

Постигая мастерство настоящего художника, обязательно находишь тему, которой он остается верен всю жизнь. Если же педагог стремится передать ребенку свои собственные мысли и чувства, то в его работе тоже появляется такая заветная тема. Для меня это – «Развитие творческих способностей как главное условие становления личности». Мыслям на эту тему я посвятила 14 лет.

Любой учитель понимает, что отсутствие творческого начала – серьезное препятствие в старших классах, когда от ребят требуется решение нестандартных задач, к тому же в дальнейшем человек, лишенный творческого видения мира, тяжело переживает неудачи и стрессы. Именно от людей творческих зависит прогресс всего общества.

Какие же направления я считаю главными в работе с детьми?

1. Накопление чувственного опыта. Мы ходим на экскурсии. Учимся не только смотреть, но и видеть, сравнивать. И вот уже знакомая аллея предстала волшебным миром, наполненным невыразимой прелестью и таинственностью. Именно тот, кто поднимается до искреннего удивления и восхищения, прорывается к истокам творчества.

2. Погружение в искусство. Дети, опираясь на чувственный опыт, постигают секреты литературы, музыки, живописи. Для создания целостного образа использую прием интеграции. Ребята читают стихотворение А.С.Пушкина «Тиха украинская ночь…», рассматривают репродукцию А.Куинджи, слушают «Лунную сонату» Л.Бетховена.

Я согласна с Мишелем Монтенем, который писал: «Нам без отдыха жужжат в уши разнообразные знания, а я хотел бы, чтобы, сообразуясь с душевными склонностями ребенка, учитель предоставил возможность ему самому изведать вкус вещей и отыскивать дорогу к знаниям…» Значит, учитель должен так организовать исследовательскую деятельность, чтобы ученик сам додумался до решения ключевой проблемы и ощущал радость от самостоятельного поиска.

Для этого урок-монолог должен уступить место уроку-диалогу. Коммуникативно-диалоговый поиск – вот главная примета современного урока, который включает в себя приемы побуждающего и подводящего диалога, прием «яркое пятно».

Творческая активность благоприятно влияет на здоровье. Поиск здоровьесберегающих технологий привел меня к упражнениям на релаксацию, валеологическим минуткам, приемам самовнушения и природотерапии.

Читая книгу Дейла Карнеги, я была по-настоящему потрясена историей жизни одного известного человека. Десятилетним мальчиком, работая на фабрике, он мечтал стать певцом, но первый учитель охладил его пыл: «Ты не можешь петь. Твой голос звучит, как ветер в оконных ставнях». Однако мудрая мать, простая крестьянка, ободрила его: «Я знаю, у тебя все получится. Я уже чувствую твои успехи». Она ходила босиком, чтобы сэкономить деньги на оплату уроков. Звали мальчика Энрико Карузо… Верю всем сердцем, что сидят передо мною за партами будущие Моцарт и Паганини, Анна Павлова и Суриков, и дарю эту веру своим ученикам.

А.С.Пушкин создал краткий курс педагогики. Всего 6 строк – куда короче, но в них все искусство воспитания! Он записал их в альбом семилетнего мальчика Павлуши Вяземского.

Душа моя, Павел,

Держись моих правил:

Люби то-то, то-то,

Не делай того-то.

Кажись, это ясно.

Прощай, мой прекрасный…

Кто умеет от своего сердца сказать маленькому: «Мой прекрасный» – тот счастлив в детях, и у него счастливые дети.

Татьяна САРАЕВА, учитель начальных классов лицея села Долгоруково, учитель года Липецкой области-2005

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте