Для учащихся младшего школьного возраста возможности овладения новыми знаниями и профессиональными умениями открываются во время подготовки и участия в Московском детском чемпионате KidSkills. Проект KidSkills стартовал в 2018 году. Соревнования проводились по 5 компетенциям: «Аэрокосмическая инженерия», «Графический дизайн», «Кулинарное дело», «Прототипирование», «Сити-фермерство». В чемпионате приняли участие более 5000 обучающихся и наставников из 518 образовательных организаций Москвы. В 2019 году набор компетенций расширился новыми, технологичными компетенциями: «Электроника», «Мобильная робототехника».
Команды учащихся нашей школы являются участниками чемпионата с 2018 года и под руководством наставников – классных руководителей стали финалистами чемпионата в трех компетенциях: «Изготовление прототипов», «Кулинарное дело», «Инженерия космических систем». Опыт участия в чемпионате оказал положительное влияние на учащихся и наставников и позволил выявить и поддержать способности учащихся, развить навыки практического решения задач в конкретных профессиональных ситуациях, совершенствовать навыки самостоятельной работы. Кроме того, при подготовке команд к участию в чемпионате возможность повышения профессионального мастерства появляется и у учителя начальной школы: учитель знакомится с профессиональными компетенциями, особенностями и условиями труда специалистов, чтобы помочь учащимся освоить профессиональные навыки в той или иной компетенции.
Учащиеся моего класса второй год подряд участвуют в чемпионате в номинации «Изготовление прототипов». Что такое прототипирование? Это создание прототипа предмета или конструкции для последующего исследования или анализа характеристик разрабатываемой детали. Во многих областях существует большая неопределенность в отношении того, будет ли новая разработка в действительности соответствовать ожиданиям. Прототип часто используется в процессе разработки продукта, для того чтобы дать инженерам и дизайнерам возможность изучить несколько вариантов решения, испытать разные теоретические предположения и удостовериться в реальных рабочих характеристиках до начала производства нового продукта. Именно в такие условия и ставятся участники – ученики младшего школьного возраста. Учащимся предстоит разработать, создать, испытать и, если необходимо, модифицировать прототип. Прототип (3D-модель) создается в результате рисования по трафаретам с помощью 3D-ручки. Очень важно, что детское увлечение, а многие учащиеся используют 3D-ручки как средство организации досуга в домашних условиях, становится профессионально важным и направляется во время подготовки к участию в чемпионате на качественно новый уровень. Возможно, для кого-то из учащихся это станет в будущем его профессией. Раннее приобщение детей к профессиональным умениям будет совершенствоваться год от года, и к моменту взросления и перехода во взрослую жизнь профессиональный навык достигнет уровня профессионального мастерства.
Московский детский чемпионат KidSkills проводится в два этапа: отборочный (дистанционный) и очный. На первом этапе учащимся необходимо выполнить командный проект в соответствии с кейс-заданием по выбранной компетенции. Продуктом проектной работы является 3D-модель. В этом году такой моделью стал мост, причем выбор формы, размеров моста, крепления являлся творческим заданием, и участники команды сами выбирали технические характеристики будущего моста. Важным являлся этап тестирования прочности конструкции моста. Этот этап потребовал от детей перспективного планирования собственной деятельности и высокого уровня пошагового самоконтроля, кроме того, вовлечение семей учащихся во время подготовки к чемпионату позволяет решать задачу создания единого образовательного пространства «школа – семья».
На втором этапе – очном, который проводится на базовых площадках чемпионата, участникам необходимо спроектировать и создать новую модель в условиях самостоятельного принятия решений: прочитать техническое задание, распределить предстоящую работу, договориться друг с другом о последовательности выполнения работы, в совместной деятельности из отдельных деталей собрать конструкцию в соответствии с конкурсным заданием и протестировать полученный прототип на прочность, при необходимости внести конструкторские изменения. Участие учащихся в чемпионате позволяет формировать необходимые для современного человека hard skills (набор профессиональных навыков и умений в данной профессиональной компетенции) – умение читать техническое описание и чертежи, создание моделей с помощью 3D-ручки, соблюдение техники безопасности – и soft skills (коммуникативные навыки, необходимые в любой профессиональной деятельности) – умение работать в команде (слушать партнера, вести диалог), развитие аккуратности, усидчивости и рациональности, ответственность за порученное дело, креативность.
Важно, что не только участники команды, но и остальные учащиеся класса получают возможность развития и совершенствования актуальных профессиональных навыков – дети с удовольствием изготавливают с помощью 3D-ручки новогодние игрушки для украшения школьной елки, различные сувениры. Участие в чемпионате команды учащихся становится общим делом всего класса, дети учатся друг у друга, повышается сплоченность детского коллектива.
Таким образом, участие в Московском детском чемпионате KidSkills не только дает возможность ранней профориентации учащихся младшего школьного возраста, но и позволяет достичь личностных и метапредметных результатов обучения.

Елена ПИРЯКОВА,
учитель начальных классов школы №1935