Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Духовные скрепы. Хоровое пение помогает укрепить здоровье и избавиться от комплексов

Учительская газета, №50 от 13 декабря 2016. Читать номер
Автор:

Мы продолжаем разговор о школьных хорах (см. «УГ» №49 от 6 декабря 2016 года). Инициатива заместителя Председателя Правительства РФ Ольги Голодец по введению в программу школ обязательных уроков хорового пения взорвала Интернет. «Мы опять возвращаемся в дремучий совок! Теперь наших детей опять будут заставлять исполнять песни про любовь к партии!» – возмущаются одни пользователи. Вторые вспоминают про нашумевший видеоролик, где преподаватель одной из школ разучивает с хором мальчиков блатную «Мурку». Совершенно ясно: страхов, опасений и домыслов тут более чем достаточно. Попытаемся разобраться в этой проблеме.

– Я помню свое деревенское детство у бабушки, когда мы летом ехали с покоса на возе сена и все вместе пели самые разные песни, – рассказывает советник председателя Российского Красного Креста Сергей Бухаров. – Я воспринимал это как часть жизни, часть культуры, мне это никто не навязывал. Существовало огромное количество самых разных песен на все случаи жизни, будь то день рождения, Новый год, День Победы и так далее, их знали практически все. Школьниками мы пели героические песни о Великой Отечественной, про геройскую гибель «Варяга», про Щорса, проникались нашим героическим прошлым. И песня всегда была в канве воспитания любви к Родине. Причем в данном случае нет никакого навязывания патриотизма, человек поет и понимает – эту песню исполняли его деды и прадеды, с нею люди погибали за свободу (за Родину), совершали боевые и трудовые подвиги. Поэтому Российский Красный Крест целиком и полностью разделяет идею вернуть в школы хоровое пение. В стране есть немало школ, в которых накоплен большой опыт по созданию детских хоров. Взять, например, московский образовательный центр №2097. По словам его директора Галины Пискаревой, этот эксперимент длится более двух лет. Все участники, родители и зрители отмечают хороший результат  и получают положительные эмоции.- Нельзя насильно заставить любить Родину, – убежден педагог-организатор этого учреждения Игорь Ещенко. – Но если человеку нравятся песни про березки и рябины, про Волгу-реченьку, про дубравы темные, если он с удовольствием поет про славное море –  священный Байкал и озера синие, этим он выражает свои чувства ко всему, что его окружает. Многим почему-то не нравится словосочетание «духовные скрепы». Но ведь песня, которую знают и любят миллионы людей разных поколений, вероисповеданий и национальностей, действительно объединяет нас, сплачивает, помогает понять друг друга. А уж если ее исполняет коллектив, да на разные голоса… Песня – это эмоции, вдохновение, это прекрасное средство воспитания самовыражения, самоутверждения, чувственности. – Пение само по себе благотворно сказывается на развитии школьника, – авторитетно заявляет коллега Игоря Петровича по школе, педагог-организатор Ирина Менишихина.  Любой врач-пульмонолог подтвердит: у людей, которые регулярно занимаются пением, больше объем легких, лучше развиты мышцы диафрагмы. А это в свою очередь крайне важно для всего организма, так как помогает лучше перенести нагрузки, снабдить кислородом все органы (в первую очередь мозг). Правильно дышишь – лучше себя чувствуешь и дольше живешь! – С некоторых пор во всех школах страны введен дополнительный час физкультуры, – напоминает Ирина Николаевна. – Президентская инициатива направлена на укрепление здоровья детей. Однако сделать это можно не только на физкультуре, причем с неменьшим успехом! Я несколько лет занималась арт-терапией с ребятами, больными астмой. Так вот то, что пение лечит, не фигура речи, а научный факт!- К сожалению, – констатирует Игорь Ещенко, – теперь у нас нет как таковых уроков пения, а есть уроки музыки, на которых дети порой вообще не поют, а сидят, пишут, смотрят и слушают. Возможно, такой подход кому-то из учителей и нравится, ибо зачем утруждать себя, пытаясь кого-то научить петь, если можно включить запись и воспроизвести любую мелодию. Но это, как говорится, от лукавого, от такой «музыки» толку мало.  – Я постоянно слышу, мол, какой тут может быть хор, если в классе у половины нет ни слуха, ни голоса, – возмущается Игорь Петрович. – Но ведь это же абсурд! Реальная проблема – это всего лишь отсутствие координации слуха и голоса: когда ребенок слышит, что неправильно интонирует, но воспроизвести правильную ноту не может. Однако это исправимо, почти каждого можно научить если не солировать, то хотя бы петь в унисон со всеми. И если правильно выстроить учебный процесс, то есть не просто слушать записи или изучать жизнь композиторов, а развивать слух и голос, постепенно все проблемы разрешатся. Но что же мешает сделать это прямо сейчас? Проблема №1 Один урок в неделю – это слишком мало. Тем более что в него программой заложено много теории и времени на практику, то есть на пение, практически не остается. Решение. Добавить еще хотя бы один час. Например, третий урок физкультуры, на котором все равно половина детей ничего не делают по состоянию здоровья. А так они хотя бы будут петь. Проблема №2 Предмет «Музыка» преподается в 1-6-х классах и заканчивается именно тогда, когда он более всего нужен, – в период полового созревания. Между тем, по мнению врачей и психологов, грамотно выстроенные занятия пением позволяют гораздо легче перенести процесс голосовой мутации (ломки), особенно у мальчиков, что снимает массу комплексов, улучшает социализацию и коммуникацию ребят в этом сложном возрасте. Решение. Разработать вариант школьной программы, в которой предмет «Музыка» («Пение») преподавался бы вплоть до 9-го класса. Проблема №3 Незаинтересованность учителя в «возне с хором». Ситуация, как и с физкультурой, где учителю гораздо интереснее заниматься с 1-2 одаренными школьниками, способными принести школе медали, а не повышать общий уровень физической культуры в массах. Решение. Обязать каждого учителя музыки в конце полугодия давать отчетные концерты, демонстрируя не только сольные достижения отдельных ребят, но в первую очередь выступления хоровых коллективов. Проблема №4 Нередко под словом «хор» в школе понимают коллектив из 10-15 человек, в то время как в самом учреждении обучаются сотни и тысячи детей. И отбирают в этот коллектив только детей с исключительным слухом. Решение. Поскольку 99 процентов остальных детей не поют, более того, они попросту исключены из процесса, необходимо делать ставку на развитие массовой исполнительской культуры. Не обязательно всех загонять в один общий хор, но вполне можно создать несколько коллективов, например, по параллелям. Проблема №5 Явное несоответствие того, чем сегодня занимаются учителя музыки, тому, что прописано во ФГОС. Требование, которое касается «развития певческих умений и навыков (координации между слухом и голосом, выработки унисона, кантилены, цепного дыхания), выразительного исполнения песен», почему-то отодвинуто на задний план. Решение. Развитие певческих навыков возвести во главу угла и требовать обязательного выполнения этого пункта ФГОС от всех педагогов.Проблема №6 Низкая квалификация педагогов. Люди не владеют методиками создания хоровых коллективов и восстановления слухоголосовой координации. Помимо этого многие педагоги недостаточно владеют игрой на музыкальных инструментах. Решение. Перестроить систему работы методических кабинетов и ИПК, взяв за основу опыт школ, в которых созданы детские хоровые коллективы. Повысить уровень профессионализма педагогов в плане исполнительского мастерства. Проблема №7 В школах нередко отсутствуют музыкальные инструменты. Учителя предпочитают использовать звуковоспроизводящую аппаратуру или даже караоке. Решение. Обновить материальную базу образовательных учреждений в плане обеспечения их музыкальными инструментами. Не обязательно во всех школах устанавливать рояли, вполне достаточно фортепиано, баянов, аккордеонов, электронных синтезаторов, предусмотрев их настройку и ремонт так, чтобы педагог мог активно использовать их на уроках. Проблема №8 Многие учителя в погоне за оригинальностью делают ставку на изучение малоизвестных композиций, примитивных шлягеров, песен зарубежных исполнителей на иностранных языках. Решение. Тщательно изучить репертуар, сделав упор на изучение классических и народных произведений (с учетом интересов детей и особенностей нашей многонациональной страны). Конечно, не стоит запрещать исполнение современных популярных отечественных и зарубежных песен, однако если это и делать, то не вместо, а вместе с традиционным, классическим репертуаром. Проблема №9 Как и все остальные учителя, школьные преподаватели музыки страдают от чрезмерной писанины и бумажной отчетности, особенно это относится к системе дополнительного образования, которое должно помогать прежде всего детям с ослабленной координацией слуха-голоса. А сейчас основное время педагогов уходит на писанину, отвлекает его от реальной работы с детьми. Решение. Отчетом для руководителей детских хоров должна стать видеозапись выступления школьного коллектива на двух итоговых полугодовых концертах. Именно это, а не кипы планов и таблиц является реальным показателем деятельности педагога. Проблема № 10 Люди боятся того, о чем у них нет информации либо о чем они имеют искаженное представление. Поэтому столько нездорового ажиотажа вокруг инициативы Ольги Голодец, а также опасений за судьбу российского образования. Решение. Чтобы развеять сомнения относительно перспектив возвращения (!) в школы хорового пения, необходимо создать портал, на котором была бы изложена максимально полная информация по данному вопросу. Там же желательно размещать существующие методики, записи выступлений детских хоровых коллективов, фонограммы, сценарии, программы, давать контакты руководителей, авторов и так далее. Вывод напрашивается сам собой: если пытаться всех и сразу заставить петь хором, не пересмотрев коренным образом подходы к решению целого ряда проблем музыкального образования в школе, вряд ли мы получим положительный результат. Но если подойти к делу с умом, если принять к сведению рекомендации тех, кто давно и успешно занимается подготовкой хоровых коллективов, эффект может быть грандиозным. Каким он, собственно, и должен быть. От редакцииОчевидно, что проблему хоровых конкурсов и хоровых соревнований надо обсуждать не только на уровне преподавательских коллективов и специалистов, но и на уровне Правительства России и профильных министерств, с привлечением общественных организаций и использованием дискуссионных тематических площадок Общественной палаты РФ. Надо добиваться такого результата, когда петь в школьном хоре станет модно и престижно. Это будет говорить о том, что каждый выпускник должен гордиться не только успехами по математике и физике, но и участием в хоровом пении.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту