9 Мая для нашей страны – праздник особенный, один из самых дорогих, соединивший в себе слезы безграничной радости и безутешного горя, гром праздничного салюта и отзвуки боевых орудий… …65 лет Великой Победы! Какой ценой она далась нашему народу? И почему через все эти долгие годы мы, снова и снова с трепетом рассматривая фотографии тех лет, храня письма-треугольнички родных, пытаемся еще глубже понять и объяснить своим детям, какая же невероятная сила поддерживала дух советских людей все это страшное время, вселяла в них то безграничное мужество, веру и чистоту, благодаря которым они выстояли и стали примером для многих поколений.
О Великой Отечественной войне написаны даже не сотни, а тысячи книг, брошюр, статей, учебных пособий. Тема неисчерпаемая, волнующая, захватывающая немеркнущим подвигом победителей фашизма. Одна из ключевых проблем – духовные истоки Победы, выявление которых требует дополнительных размышлений, исследований, научных поисков представителей всех гуманитарных профессий.
В военных условиях человек ищет духовный смысл происходящего и невольно, возвращаясь в воспоминаниях к старой жизни, дает ей оценку, решает для себя, насколько она дорога, чтобы сложить за нее голову. Война и жизнь подвергаются своеобразному духовному суду с глубокими раздумьями о собственной судьбе и прожитых годах. Если прежняя жизнь была плоха, несправедлива, темна, полна унижений, то есть ли смысл в ее защите? Если воевать, то не за эту жизнь. А за какую? Эти вопросы в том или ином виде волновали миллионы людей, подвергавшихся смертельной опасности на фронтах, занимавшихся тяжким солдатским трудом, стиравших до крови руки при рытье окопов, строительстве оборонительных сооружений, обессиливавших в изматывающих тело и душу переходах и марш-бросках, терявших здоровье на промозглом ветру заснеженных равнин или в болотных топях. А главное – за что подниматься в атаку и идти грудью на пулеметный свинец и под взрывы артиллерийских снарядов? Война учила проверять жизнь, ее достоинство и качество.
Война – тяжелое духовное испытание, у тех, у кого нет высшего, что можно любить больше себя, нет и духовных сил до конца терпеть свалившиеся беды, постоянно преодолевать страх увечья или гибели. Война должна быть духовно оправданна, что дает нравственные и моральные силы переносить нечеловеческие тяготы. Духовная оправданность войны определяется внутренними мотивами, осознанием убежденности в правом деле. Без этого не придет стойкая уверенность в необходимости не щадить себя, а духовный подъем сменит духовное оскудение. Несмотря на все трудности, лишения, трагедии предвоенной жизни, в сердцах и умах большинства советских людей победила идея, спаявшая общество, – идея праведности защиты своего Отечества, что стало одним из главных духовных истоков будущей Победы.
Вспомним Первую мировую войну. Как ответил на нее народ? Революцией. К третьему году войны у российских солдат не было духовно-нравственных сил воевать. Российская империя рухнула. В Великую Отечественную войну события развивались иначе. Фашистская Германия поставила перед нашим народом вопрос жизни или смерти и получила достойный ответ. Войны, которые ведутся на уничтожение, развиваются по своим законам, а не по правилам академического военного искусства. Поэтому наши собственные ошибки, равно как и просчеты противника, не могут служить объективной мерой конечных результатов войны. Важнейшим фактором, действительно влияющим на победу в такого рода схватках, является «качество» народа, его характер. И наш враг прекрасно понимал это. В конце 1944 г., когда крах Третьего рейха был неизбежным, Гитлер в кругу своих приближенных говорил : «Во имя чего мы принесли все жертвы? Ведь так долго, как она продолжается, война не продлится. Этого ни один человек не выдержит – ни мы, ни они. Вопрос только в том, кто выдержит дольше». Духовных сил у нас было больше, и мы выдержали…
Как отмечал в этой связи теоретик военного искусства К.Клаузевиц, «моральные факторы ускользают от всякой книжной премудрости, их нельзя не изменить, не классифицировать, они требуют, чтобы их видели и чувствовали». Поэтому характер советского воина, воплотившийся в таких эпических фигурах, как трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин и ему подобные, стал тем фундаментом Победы, на котором выстраивалось все остальное.
Война показала, что советский солдат смог пройти боевую выучку прямо на поле брани и в решающий момент превзойти немецкого «сверхчеловека». Бойцы Красной армии проявили свои лучшие черты: природный ум, скромность, бесстрашие, воинскую доблесть, чувство товарищества, умение переносить, казалось бы, непереносимые тяготы, святую веру, что правое дело защиты Отечества победит.
Духовный подъем народа впитала и сумела выразить интеллигенция в стихах, песнях, в литературе, драматургии, киноискусстве, живописи. Вернемся еще раз к Первой мировой войне. Какие настроения царили в среде интеллигенции? Патриотический подъем первых недель войны сменился настроением упадка, предчувствиями катастрофы, угаром безысходности и тоской по утерянным святыням. Знаем ли мы песни Первой мировой войны? Увы… А песни Великой Отечественной войны трогают душу, просветляют, облагораживают, нравственно очищают до сей поры людей разных поколений, в том числе и молодежь. Культуру времен Великой Отечественной войны нельзя создать в наручниках тоталитарного режима. Она созидалась высотой духа, стремлением к праведному служению своему народу, порывом к Победе. Эта культура востребована и будет востребованной, ибо отражает глубинные чаяния, настроения, духовные потребности народа. Культура периода Великой Отечественной войны ярко выявляет главный духовный источник Победы – искреннюю, идущую из недр души, отражающую естество наших людей всепобеждающую любовь. Войну выиграли не ненавистью к врагу, а любовью к женщине, матери, сестрам, к семье, месту, где родился и жил, к Отечеству. Недаром М.Шолохов писал, что у советского бойца ненависть к врагу только на кончике штыка, а в сердце – любовь к родным и близким, к товарищам и стране. Штык – временное, любовь – постоянное, отражающее человеческую суть. Фашисты могли противопоставить нам лишь человеконенавистничество, которое в конечном счете их и сгубило.
Духовные истоки будущих побед крылись и в труде советских учителей. Это их воспитанники шли ранним воскресным утром 22 июня 1941 г. после школьного выпускного бала встречать зарю своей юности, а встретили зарево пожаров войны. Они не дрогнули в час суровых испытаний. И в том, что в мае 1945 г. Знамя Победы взвилось над куполом Рейхстага, есть немалая доля труда советских учителей. Они относятся к числу творцов Великой Победы, ибо сумели воспитать нравственно чистых, духовно одаренных юношей и девушек, которые жертвовали своими жизнями ради жизни других.
Я поздравляю всех с этим великим праздником!
Александр КИСЕЛЕВ, генеральный директор издательства «Дрофа», доктор исторических наук, академик РАО
Комментарии