search
main
0

Дух и буква закона

Декарта не читал? Тогда на «Суд присяжных»!

Юрист – одна из наиболее популярных и, что скрывать, высокооплачиваемых профессий настоящего времени. Какой подросток, начитавшись романов Артура Конан Дойля и Агаты Кристи, а может, под влиянием сериала «След» не грезил увлекательными и запутанными расследованиями громких преступлений? Однако не все так просто, как может показаться на первый взгляд. О тернистом пути к звездам «свободного художника от юриспруденции» в эксклюзивном интервью «Учительской газете-Москва» рассказал Рубен МАРКАРЬЯН, кандидат юридических наук, член адвокатских палат Москвы и Берлина, заместитель президента Гильдии российских адвокатов, член Общественного совета при Министерстве юстиции РФ, главный редактор электронного издания «Закония», член управляющего совета школы №1409.


– Рубен Валерьевич, многие школьники испытывают сложности в том, чтобы выбрать для своего будущего наиболее подходящую профессию. Как, если не секрет, вы решили стать адвокатом? А почему не прокурором или судьей?

– Прежде всего надо понимать, что профессия называется «юрист». Адвокат, прокурор, судья – все юристы, то есть те люди, которые знают законодательство, умеют найти в законе нормы, которые нужны для регулирования конкретных отношений и, главное, любят это занятие. Кому по душе цифры, тот становится бухгалтером, финансистом или даже министром экономики. Кто любит романтику дорог и запах бензина, тот становится водителем. Кто хочет лечить людей, становится врачом. Юрист же – законник.

В этой профессии есть и романтика дорог (договоры перевозки грузов), и математические расчеты (расчет суммы исковых требований), и много других профессий, уже не говоря о профессии психолога. Самым многопрофильным юристом является адвокат. В моей практике были и большие бизнес-споры, и откровенный криминал, и семейные драмы, и строительство микрорайонов, и споры о подлинности картин, и веселые моменты дележа одной собачки разводящимися супругами.

Все это ярко раскрашено эмоциями судебных заседаний и долгим послевкусием победы. И главное – ты всегда помогаешь людям, в этом смысл работы адвоката. Потому адвокат. Прокурор и судья, безусловно, интересные специальности юриста, но, во-первых, они все-таки узкоспециализированные, то есть чаще всего посвящены какой-то отдельной отрасли права. А во-вторых, все-таки там нет той свободы, как у адвоката, это ведь служащие государственной системы со своими плюсами и минусами. А адвокат – это скорее стиль жизни, нежели работа. Это очень свободная профессия, как художник.


– Как вы оцениваете преподавание обществознания в школах? А качество подготовки по юридическим специальностям в российских вузах? Какие, на ваш взгляд, действия необходимо предпринять, чтобы повысить уровень подготовки студентов?

– Уровень преподавания в школах разный, как и школы разные, учителя разные. Основная масса российских учителей – люди высокообразованные и профессиональные. Создание профильных классов в старшей возрастной группе учащихся, безусловно, правильное направление подготовки к поступлению в вуз, чтобы не ошибиться в выборе профессии. Но проблему вижу в другом, если речь о подготовке к юридическому вузу.

Во всем мире, где юриспруденция развита сильнее, чем в России, основой юридических знаний является не знание законов, а общие принципы справедливости. Юстиция – это справедливость (лат. justitia). Я неоднократно наблюдал, как люди, даже не имеющие юридического образования, «угадывали» верное направление защиты своих нарушенных прав. Именно так, как они мыслили, и было написано в статьях закона.

Потому что закон, придуманный еще в Древнем Риме две тысячи лет назад, или написанный в заповедях Иисуса, или в ветхозаветных книгах, или в другом историческом источнике права, – это идеальные правила человеческого общежития. Если так справедливо, то это нормально и правильно. С поправкой на моральные и нравственные нормы исторического периода.

Для этого понимания не нужны знания конкретной отрасли права, тут действуют иные механизмы. Основной закон Ветхого Завета – «Относись к другому так же, как хочешь, чтобы относились к тебе», Христова заповедь – «Какой мерой меряете, такой и вам отмерят», категорический императив Канта – «Поступай так, чтобы максима твоего морального поступка стала всеобщим законом» и так далее.

Школе, на мой взгляд, не хватает фокуса на фундаментальных основах человеческого общежития, на главных принципах справедливости, описанных в трудах философов, особенно эпохи Просвещения, в классической литературе. Да, школа преподает литературу, но, мне кажется, уроки обществознания должны быть каким-то образом объединены с занятиями по литературе.

Почему романы Толстого и Достоевского, касающиеся юриспруденции («Воскресение», «Преступление и наказание», «Записки из мертвого дома» и т. п.), содержат цитаты из Евангелия, а зачастую и заканчиваются этими цитатами? Потому что люди, писавшие их, говорили читателю о справедливости, а роман – всего лишь форма подачи материала. Потому вижу проблему не в преподавании обществознания, а в пропаганде фундаментальных знаний, чтобы после школьных уроков будущие юристы не Инстаграм листали или в лучшем случае рассуждали об устройстве мира в формате фильма «Матрица», а читали Декарта, который об этом еще триста лет назад задумался.

– По вашей инициативе в школе №1409 реализуется проект в форме игрового урока «Суд присяжных». Расскажите, пожалуйста, об этом проекте. На какие результаты в этой работе вы ориентируетесь?

– Задача «Суда присяжных» увлечь ребят профессией юриста. Я сыграл роль адвоката в одно­именном проекте телеканала НТВ сотни раз. Тысячи раз был в настоящем суде. У ребят в школе есть уникальная возможность прожить судебный процесс в разных ролях, ощутить ответственность за вынесение вердикта, будучи присяжным, подготовить обвинительную речь от имени прокурора, стать на защиту несправедливо обвиняемого в роли адвоката, вести процесс, будучи судьей.

Трудно разыграть этот спектакль без наставника, имеющего опыт. Потому я с радостью своим делюсь. Летчик никогда не сядет за штурвал или джойстик настоящего самолета без десятков полетов на симуляторе. «Суд присяжных» в школе – тот же симулятор настоящего, главная задача которого не научить, как ходить в суд и вести процесс, а понять, собираешься ты этому посвятить свою жизнь или лучше выбрать другую специальность.

Суд, конечно, ненастоящий, но эмоции, которые ребята там испытывают, очень похожи на реальные. И вот, заряженные эмоциями деловой игры, мои ученики из правового класса школы №1409 купили галстуки-бабочки и победили на олимпиаде МГЮА в этом году. С горящими глазами и уверенностью в своих знаниях, которые им дали учителя.

– Недавно Президент России Владимир Путин утвердил Национальный план противодействия коррупции на 2021‑2024 годы. Отдельный раздел документа посвящен антикоррупционному просвещению школьников и студентов. Что, на ваш взгляд, может сделать школа для формирования у детей нетерпимости к коррупции?

– Ответ на этот вопрос практически совпадает с ответом на вопрос об уроках обществознания. Школа должна давать понимание справедливости, учить жить «как надо». Коррупция – это «как не надо». Зная фундаментальное «не укради», человек не должен особенно вдаваться в подробности, каким способом не укради. Просто так нельзя – и все.

Если ты на своей должности должен помогать людям, потому что это твоя оплачиваемая государством работа, то брать за свою работу дополнительные деньги, будучи чиновником, нельзя. Это принцип «не делай соседу того, что не хочешь, чтобы сделали тебе». Воспитаешь в себе понимание этого еще с раннего детства, не нужны будут никакие антикоррупционные лекции и конкурсы детского рисунка с недетским названием «Стоп. Коррупция».

– Помимо научных работ вы написали несколько художественных книг. Как вы их создаете – на основе реальных случаев из практики или придумываете героев и их сюжеты? Как вообще вы стали пишущим адвокатом?

– «Писать надо тогда, когда не можешь не писать». Это Толстой сказал. Когда я почувствовал, что не могу не писать, тогда и начали рождаться книжки. До этого были статьи, заметки, короткие сказки для взрослых и блог в соцсети. Что касается моих двух романов «Ключевая фраза» и «Кортик фон Шираха», то это простая форма подачи своих мыслей в виде конспирологического адвокатского триллера.

Как О’Генри сказал в своем единственном романе «Короли и капуста»: «Искусство повествования заключается в том, чтобы скрывать от слушателей все, что им хочется знать, пока вы не изложите своих заветных взглядов на всевозможные не относящиеся к делу предметы. Хороший рассказ – все равно что горькая пилюля, только сахар у нее не снаружи, а внутри».

Так как мои книги издателем отнесены к историческим приключениям, отсюда и ответ на вопрос – мои герои в большинстве реальны, а их диалоги – настоящие, просто из разных исторических источников, вплетенные мной в ткань общего повествования. А как пришел к тому, чтобы вообще начать писать? Накопилось. Идея моих адвокатских триллеров, где главный герой – адвокат, безусловно, из моей практики.

Есть дела, про которые нельзя рассказать, а очень хочется. Плюс постоянное стремление к справедливости в своей работе. Оттуда и идея древнего библейского артефакта, дающего власть над правосудием в мире, за которым веками охотится тайное общество, которому противостоят хранители – юристы Вольфганг Гете, Анатолий Кони и вымышленный адвокат Артем Каховский.

– В своей книге «Если за вами все-таки пришли» вы рассказываете, как себя вести, когда человек остается один на один с правоохранительной системой. Часто ли, с вашей точки зрения, обвинения, задержания и судебные вердикты бывают несправедливыми? Если да, то как минимизировать их количество? А намного ли совершеннее судебные системы иностранных государств?

– Насчет справедливости при привлечении людей к уголовной ответственности ответ почти такой же: в юридических вузах, особенно специальных, относящихся к правоохранительной системе, учат прикладным наукам, оперативно-разыскной деятельности, следственным приемам, процессуальному порядку рассмотрения дел, но только не фундаментальным основам справедливости и всеобщим законам. Если этому не научили родители или школа, то университет МВД не научит точно. Это как, например, Институт физкультуры не научит играть в футбол.

Играть в футбол люди должны начинать в детстве. Оттого и обвинительный уклон у нашего правосудия, когда необходимость правильности оформления протокола замещает в голове следователя мысль о самой необходимости такого оформления. Помните, как следователь Порфирий Петрович из «Преступления и наказания» не стал арестовывать Раскольникова, мол, сам придешь, никуда не денешься. Сейчас бы следователь арестовал Раскольникова с помощью формальной судебной процедуры и ждал бы царицы доказательств – признания.

А насчет иностранных правовых систем, я бы их не идеализировал, там тоже полно своих недостатков, которых у нас нет. Но, конечно, России есть чему там поучиться. И прежде всего применению того самого принципа справедливости, не говоря уже о состязательности и презумпции невиновности.

Возможно, должно пройти время, чтобы мы «догнали и перегнали». Ведь профессии адвоката в нашей стране сколько? Полтораста лет всего с перерывом на 70 лет советской власти, где адвокат долгое время был, по сути, помощником судьи по сбору характеризующих подсудимого материалов, но не защитником.

Надеюсь, идущая судебная реформа приведет к результату, потому я с надеждой смотрю на сегодняшних школьников и стараюсь им помочь. Им исправлять наши недостатки. Свою задачу вижу в том, чтобы не научить «как на практике», а дать понимание, как должно быть в идеале.

– У вас очень много направлений деятельности, в том числе ведение популярных телешоу. Скажите, пожалуйста, могут ли такие программы быть использованы системой образования?

– Уже используются. Тот же «Суд присяжных» активно используют в некоторых вузах при подготовке деловых игр, подобных той, что мы организовали в школе №1409.

– Вы являетесь главным редактором ЭСМИ «Закония». Расскажите, пожалуйста, об этом портале, какие цели он перед собой ставит и удается ли их достигать? Какое место проект занимает в вашей жизни?

– Проект «Закония» начинался случайно, как и мой путь в юриспруденцию. Я был участником (дольщиком) редакции журнала «Человек и закон» и членом редколлегии, замом главного редактора. В 2008 году начал свой проект «Закония» как электронное СМИ, не использующее бумажный носитель. Цель достичь тиража в тысячу посетителей в день, конечно, ставил. Но через три года их было в тридцать раз больше, а подписчиков на новости с тех пор более 200 тысяч.

Этого точно не ожидал. Собственно, в 2010 году не я пришел в Минюст России, а мне оттуда позвонили и предложили заключить договор о мониторинге правоприменения. С тех пор уж 11 лет мы сотрудничаем с Минюстом, а я ежемесячно готовлю в Минюст отчет о мониторинге, который ложится в основу ежегодного отчета по этой теме Президенту России. В последнее время немалое количество инфосайтов посвящается именно праву. Но польза «Законии» для обычных людей очевидна – это квалифицированные ответы на интересующие вопросы. Бесплатно.

К сожалению, мы видим, что наша посещаемость упала в последние годы не из-за того, что людям стали неинтересны бесплатные ответы на правовые вопросы, а потому что слова «бесплатные консультации юриста» стали объектом торговли в Интернете.

Все поисковые запросы покупаются на электронном аукционе, и когда человек пишет в поисковой строке «бесплатная юридическая помощь», он уже попадает на рекламные акции фирм, не имеющих отношения к юриспруденции, которые отлавливают потенциальных клиентов. Ну и мода на социальные сети с неудобной форумной площадкой, когда в одной ленте люди пишут на разные темы, – это просто беда. У нас все структурировано по отраслям права и темам, удобно участвовать в дискуссии, искать ответы на свои вопросы.

Но сейчас, как говорят, это несовременно. Хотя если сравнивать, то чтение книг и Твиттера суть совсем разные понятия. Твиттер – современно, книги – нет. Люди получили доступ к огромному объему информации, оттуда необходимость ее дозирования, приема в минимальных дозах. С одной стороны, это хорошо. А с другой – нельзя ограничивать свои знания уровнем Википедии.

Это всем очевидно, но пока википедические знания побеждают академические. К сожалению. Мы с «Законией», вероятно, последние могикане, отстреливающиеся на развалинах традиционных юридических сайтов, и нам пришлось нырнуть в соцсети, хотя это и неудобно для достижения наших целей.

– Какие практические советы вы бы дали школьникам, которые готовятся к поступлению в юридические вузы? А студентам-выпускникам вузов, готовым приступить к юридической практике?

– Уже поступающим школьникам совет простой: готовьтесь к ЕГЭ и ничего не бойтесь. Ребятам более юным – читайте больше книг, лучше классики, это вам пригодится, вы даже не представляете, как. Просто поверьте, что пригодится. И старайтесь больше ухватить знаний в школе, потом времени не будет.

Что касается выпускников вузов, совет – не стремитесь сразу занять место в хорошей фирме или тепленькое местечко по протекции. Пока молоды и энергичны, помучайтесь, наберитесь опыта. Прямо специально себя заставьте нагрузиться чем-то малооплачиваемым, но разно­образным. Пару лет помучаетесь, зато потом вас, опытного специалиста, с руками оторвут на рынке юридических услуг.

Зоя СМАГИНА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте