search
main
0

Ду ю спик на жаргоне? Урок социально-бытовой ориентировки в 6-м классе на тему «Способы ведения разговора со старшими и сверстниками»

Ход урокаУчитель: Good morning, children! I’m glad to see you. Say «Hello» to each other. Sit down, please. Ребята, только что я сказала, что рада вас видеть, предложила вам поприветствовать всех присутствующих и присесть. Почему вы этого не сделали? (Ответы учащихся.)Да, действительно, английского языка вы не знаете, но зато вы знаете другой язык, понятный и доступный всем народам мира, – это улыбка. Улыбнитесь друг другу. Присаживайтесь.

Целеполагание Учитель: А какие чувства вы испытываете, когда не знаете языка другого человека, не понимаете, о чем он говорит? (Ответы учащихся.) Что нужно для того, чтобы не испытывать этих чувств?  (Ответы учащихся.)Ребята, вы почти сформулировали тему нашего урока «Учусь общаться». А эпиграфом к нашему уроку будет высказывание средневекового испанского философа  Бальтасара Моралеса: «Да будет твое общение с друзьями школой знаний, а беседа – изысканно приятным обучением». А как вы думаете, что нужно знать, для того чтобы понимать других и самому быть приятным собеседником? (Ответы учащихся.) Учитель: Правильно общаться – значит знать правила общения, поэтому учебной задачей нашего урока будет вывести правила общения.Основная частьУчитель: Скажите, ребята, какого человека можно считать вежливым? (Ответы учащихся.)А с чего всегда начинается общение? (Ответы учащихся.)  В предыдущих классах вы уже знакомились с тем, как нужно правильно приветствовать других людей, и сейчас, чтобы вспомнить, мы обсудим несколько жизненных ситуаций.  Ситуация 1В выходной день Петя встретил свою учительницу, которая шла и о чем-то разговаривала с незнакомой Пете женщиной.- Здравствуйте, Елена Леонидовна! – закричал Петя.Учительница ответила на приветствие Пети, но при этом строго посмотрела на него.Как вы думаете, ребята, почему? Обязательно ли здороваться с незнакомыми людьми?(Ответы учащихся.)Ситуация 2Петя стоял на задней площадке автобуса и собирался выходить. Вдруг он увидел знакомого мальчика. Правда, мальчик стоял в другом конце автобуса, у передней двери.- Витька, привет! – изо всех сил закричал Петя. – Где ты пропадал? Как дела?..  Пассажиры в недоумении пожимали плечами.В чем ошибка Пети? Разве он невежливо поприветствовал друга?(Ответы учащихся.)Ситуация 3Вы идете в школу. По дороге встречаете одноклассников. Как вы поздороваетесь с ним?(Ответы учащихся.)Вы вошли в школу. Увидели учителя. Кто должен первым поздороваться? Как вы будете приветствовать учителя?(Ответы учащихся.)Мама и папа приходят с работы. Как вы будете их приветствовать? Какие слова помогут вам показать, что вы рады их видеть?(Ответы учащихся.)МикрообобщениеУчитель:  Но в своей речи воспитанный человек использует и другие  важные и нужные слова, как они называются? Сейчас мы с вами повторим некоторые из них, я начинаю  читать предложение, а вы его хором заканчиваете:  Мальчик, вежливый и развитый, Говорит, встречаясь… (здравствуйте)Зазеленеет старый пень, Когда услышит… (добрый день)Растает даже ледяная глыба От слова теплого… (спасибо)Когда нас бранят за шалости, Говорим… (извините, пожалуйста) И во Франции, и в Дании На прощанье говорят…  (до свидания)МикрообобщениеУчитель: Молодцы ребята! Что же нужно знать в первую очередь, чтобы быть приятным собеседником? (Ответы учащихся.)У нас получилось первое правило: обязательно используй в речи волшебные слова. Но одни и те же слова можно сказать по-разному, с разной интонацией  и что тогда произойдет? (Ответы учащихся.) И сейчас мы это докажем. Кто из вас хотел бы мне в этом помочь? Скажите «спасибо» спокойно, сердито, весело. То же самое со словом «извините». Спасибо, ребята. Итак, какой вывод мы можем сделать? (Ответы учащихся.) МикрообобщениеУчитель: Интонация очень важна в беседе. Даже самое вежливое слово, произнесенное грубо, может обидеть человека.  Правило второе: правильно подбирай интонацию. Будь доброжелателен.   Но только ли слова и интонация важны в разговоре? Очень важно, какое у нас при этом выражение лица.  Предлагаю вам  немного отдохнуть и поиграть: представьте, что мама попросила вас сходить в магазин, а вам не хочется (сморщить нос); у вас плохое настроение (брови  сдвинуты, уголки губ опущены); на улице вы встречаете своего друга, который надолго уезжал. Удивляетесь (брови приподняты, глаза широко открыты, губы трубочкой). Вы очень рады его видеть – улыбнитесь широко. Микрообобщение Учитель: Запомните, ребята,  начинать разговор нужно всегда  с улыбки!  Это будет нашим третьим правилом: начинайте разговор с улыбки.Послушайте сказку, которую подготовили ваши товарищи,  и скажите,  почему ребята не захотели  дружить с Сережей.Инсценировка Жил-был мальчик. Звали его Сережа, но чаще его почему-то называли Ежиком… Он был всегда грустным, ведь у него не было друзей. Но вот однажды он отправился погулять. Ходил-ходил и пришел к детской площадке, где играли дети.- Смотрите, к нам идет мальчик. Давайте с ним познакомимся, – сказала Света.- Посмотрите, – закричал Антон, – он сжал кулаки и собирается с нами драться!Мальчик не слышал разговора ребят и, все сильнее сжимая кулаки, думал: «Они договариваются о том, чтобы начать меня обижать, и мне придется защищаться». – Мы хотим с ним познакомиться, а он хочет с нами драться, – закричали ребята. – Мы будем защищать себя!И они побежали к Сереже. Мальчик, увидев подбегающих ребят, очень испугался. Он еще сильнее сжал свои кулаки и приготовился драться.- Эх ты! Мы хотели предложить тебе поиграть с нами, а ты хочешь драться, – сказали ребята.- Мы не будем с тобой дружить!И они оставили Сережу одного.Учитель: Итак, почему ребята не захотели  дружить с Сережей? (Ответы учащихся.)А почему Сережа сжимал кулаки? (Ответы учащихся.)Что бы вы ему посоветовали? (Ответы учащихся.)Придумайте, чем может закончиться эта история. (Ответы учащихся.)Микрообобщение Учитель: Первое впечатление, которое человек производит на окружающих, очень важно. От чего оно зависит? (Ответы учащихся.) Мы знаем об этом и все же не всегда можем точно понять, что думает и чувствует другой человек. Поэтому запомните четвертое правило: не делайте поспешных выводов. Позвольте человеку высказаться. Говорят, что в человека можно влюбиться с первого взгляда, а разлюбить с первого слова. Как вы думаете, почему так бывает? То, как человек умеет словами передать свои мысли, очень важно. Но иногда, к сожалению, в жизни бывает так, как получилось в начале нашего урока, когда я разговаривала с вами на английском языке, – мы слышим, но не понимаем смысла сказанного.В мире существует очень много языков. О каких языках вы слышали? (Ответы учащихся.)Кто из вас умеет разговаривать на русском языке? (Ответы учащихся.)  Все! Потому что это государственный язык и знать его обязаны все граждане Российской Федерации. А кто умеет разговаривать на других языках? (Ответы учащихся.) И это очень хорошо, потому что чем больше языков человек знает, тем больше у него возможностей для общения. Язык, на котором мы с вами сейчас попробуем поговорить, – это язык жестов. Слышали об игре «Крокодил»? Предлагаю вам в нее сыграть.  Игра Учитель: Я прошу выйти к доске трех человек. На карточках написано задание: не используя слов, только при помощи жестов объясните ребятам, что написано в вашей карточке. А вы, ребята, угадайте, о чем идет речь. Карточки: 1. Доброе утро. 2. Обед в столовой. Учитель: Молодцы! А третье задание я предлагаю вам выполнить вместе с… (подготовленный ребенок – физорг). Встаньте, пожалуйста, он начинает, а вы повторяйте движения (физминутка). Что было написано в последней карточке? Урок  физкультуры. Учитель: Спасибо, ребята. Скажите, сложно ли было объясняться жестами? (Ответы учащихся.)Что вы при этом чувствовали?  (Ответы учащихся.) Есть еще один язык, который многие из вас знают и, к сожалению, иногда  им пользуются. Посмотрите отрывок и скажите, о каком языке идет речь.  Почему один главный герой не понял другого? (Демонстрируется отрывок из «Ералаша».)Учитель: Почему один главный герой не понял другого? (Ответы учащихся.)На каком языке разговаривал мальчик? (Ответы учащихся.)Этот язык называют сленгом, или жаргоном. Найдите, пожалуйста, значение  слова «жаргон»  в словаре. (Работа со словарем.)Учитель: Другими словами, жаргон – это особый язык, употребляемый в группах людей, объединенных одной профессией, занятиями, общими интересами, увлечениями. Свой особый язык есть у педагогов, инженеров, археологов, рыбаков, охотников и так далее.  Слова, которые используют в профессиональных языках, называют терминами. Но существует у жаргона и другая сторона – отрицательная. Некоторые слова, употребляемые, например, в разговоре подростков, имеют грубую форму. Почему подростки говорят эти слова? (Ответы учащихся.) МикрообобщениеУчитель:  А какие еще слова нельзя употреблять при общении? (Ответы учащихся.)  Какой  вывод вы можете сделать? (Ответы учащихся.)  Правило 5: не используйте в речи ненормативную лексику  и жаргонные слова.Французы говорят: «Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает жатву».  Как  вы понимаете это выражение? (Ответы учащихся.) Тот, кто говорит, передает информацию собеседнику, а тот, кто слушает, ее получает. В  общении есть еще одно важное условие: нужно не только уметь правильно и красиво выражать свои мысли, но и внимательно слушать и слышать, что говорят другие. Сейчас вы потренируетесь это делать. Перед вами карточки, в которых 5 пустых строк и одно из правил, которые мы сегодня составили. Задание – дописать остальные правила. Для этого сейчас по моей команде все вместе, одновременно, вслух прочитайте правило, написанное в вашей карточке.  Что у нас получилось? (Ответы учащихся.) Можете ли вы сейчас записать остальные 5 правил в пустые строки? (Ответы учащихся.) Почему? (Ответы учащихся.) А что нужно сделать, чтобы заполнить карточку? (Ответы учащихся.) Да, вы правы. Шестое правило: умей не только говорить, но и внимательно слушать собеседника. Запишите это правило в строку №6.А теперь заполним остальные строки. Вспомним первое правило.  У кого оно? Прочти это правило. Ребята, внимательно послушайте и запишите его в строку №1. Второе правило (один из учеников читает) записываем во вторую строку. Заполнение остальных строк будет вашим домашним заданием. Итог урокаУчитель:  Наш урок заканчивается. Скажите, что же нужно знать, для того чтобы правильно общаться, понимать других и самому быть приятным собеседником? (Ответы учащихся.)  Какой вывод вы сделали для себя из сегодняшнего урока? (Ответы учащихся.) Молодцы, вы очень хорошо поработали на уроке. P.S. Презентация к занятию опубликована на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/668. ​Татьяна РУДНИК, учитель социально-бытовой ориентировки Киселевской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида, Пермский край, победитель XV Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте