Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Другое лицо. Институты повышения квалификации объединились, чтобы изменить… мир

Учительская газета, №36 от 8 сентября 2015. Читать номер
Автор:

​О тех, кто мыслит перспективно, говорят: «Они строят наполеоновские планы». И в этой характеристике неизменно присутствует нотка уважения. Потому что, как ни крути, если убрать наполеоновскую идеологию захвата, то умение видеть грандиозность своего будущего, стремление к нему не может не вызывать восторга. Тем более что это будущее созидательное.Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования как раз тот пример, который показывает, как линия развития из узкой тропинки последовательно превращается в широкую колею, убегающую за горизонт. В немалой степени этому способствует стратегический талант руководителя учреждения Степана Жолована. С его приходом академия набрала высокий скоростной режим и не собирается его менять. В ее стенах рождается множество идей, проектов, программ, которые успешно реализуются и выходят на общероссийский и международный уровень. Поэтому неудивительно, что недавно созданная Национальная ассоциация организаций дополнительного профессионального педагогического образования (НАОДППО) точкой своего базирования выбрала именно СПбАППО.

Как возникла идея создания подобной организации, какие задачи ассоциация ставит перед собой и какое будущее в связи с этим видится для системы дополнительного профессионального педагогического образования, рассказывает ректор СПбАППО, кандидат педагогических наук, доцент, председатель Совета НАОДППО Степан ЖОЛОВАН.- Степан Васильевич, когда возникла мысль сплотиться?- Вообще этот вопрос неновый, еще два с половиной года назад мы обсуждали его в Москве в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. Как раз тогда было высказано пожелание закрепить центр ассоциации за Петербургом. Окончательное решение было принято в 2014 году, когда мы уже собирались для того, чтобы определить конкретные сроки по разработке документов. После этого приступили к организационной работе, а 29 декабря 2014 года ассоциация получила регистрационное удостоверение.Предваряя ваш законный вопрос, для чего, собственно, создавалась такая организация, отвечу: для того чтобы объединить ресурсы всей системы дополнительного профессионального педагогического образования России и сформировать единое пространство повышения квалификации учителей.- Позвольте тогда еще один законный вопрос: как институты повышения квалификации жили до включения в ассоциацию?- Конечно, нельзя сказать, что на этом поле существовала полная разрозненность. Дело в том, что когда-то при Минобрнауки РФ работал Совет руководителей ИПК. Мы собирались, обменивались мнениями, опытом, говорили о проблемах, трудностях, проводили аналитическую работу, пытались вместе найти решение и т. д. Затем совет исчез как таковой, и стало понятно, что единого дополнительного профессионального педагогического пространства нет. Поэтому возникла идея его сформировать, скоординировать деятельность в сфере ДППО с целью использования с наибольшей эффективностью интеллектуальных, материальных, организационных и информационных ресурсов для подготовки высококлассных специалистов, для проведения научных исследований и т. д. Тем более что потенциал для развития системы ДППО есть.Нашим коллективом была разработана концепция развития институтов ДППО, которая имеет красноречивое название: «Новые институты для новой школы». Если кратко сформулировать ее суть, то она сводится к тому, что современная деятельность институтов ДППО должна обеспечивать реализацию государственной политики человеческого развития не только через традиционные институты, но и через всю среду образования и социализации человека. Образование должно быть непрерывным, а его формы гибкими и вариативными. В связи с этим меняются и направления развития институтов ДППО как образовательных организаций, и в нашей концепции мы об этом подробно говорим. Достигнуть эффективности в деятельности возможно совместно с органами управления образованием,  и здесь институты надежный инструмент реализации государственной политики в сфере образования.- Степан Васильевич, не могли бы вы остановиться на основных направлениях развития институтов ДППО?- Прежде всего мы убеждены, что нашим образовательным организациям нужно заниматься прикладными исследованиями. Мы, например, такую работу проводим с 1993 года. Темы исследований – «Петербургский учитель» и «Выпускник петербургской школы». Исследования проводятся один раз в два года, и на их основе создается портрет выпускника и учителя. Выводы ложатся в основу планирования дальнейшей работы.В целом нужно заметить, что у институтов ДППО многообразие возможностей. Например, мы видим, как усиливается роль экспертизы: общественной, профессиональной и т. д. Поэтому институты ДППО выполняют роль экспертной организации. Если рассматривать нашу академию, то мы являемся региональной экспертной организацией, где оказываются все виды экспертных услуг. Например, мы можем проводить социально-психолого-педагогическую экспертизу детской продукции: игрушки, книги, электронные носители и др. На наш взгляд, все институты ДППО могут выступать операторами в этом плане.Несмотря на то что в штате академии нет должности методиста, без этих функций институты ДППО трудно представить. Они должны быть региональными методическими службами для всех уровней: школьного, районного, регионального. Политика формирования различных профессиональных сообществ тоже должна исходить от институтов ДППО. Так, коллектив нашей академии был одним из первых, кто разработал кодекс профессиональной этики учителя, и десятки тысяч учителей проголосовали за его внедрение. Сегодня этот кодекс принят. Большим подспорьем в работе для нас является Союз педагогов Санкт-Петербурга. Созданный по нашей инициативе,  он активно работает, и все идеи исходят непосредственно от учителей, а не сверху.На мой взгляд, роль институтов ДППО и ассоциации заключается в том, чтобы влияние профессионального педагогического сообщества было направлено на развитие школы, муниципального образования, региона. При этом созданные единые правила помогают работать слаженно, системно, выстраивать вертикаль. Допустим, у нас есть экспертный научно-методический совет, есть 43 методических объединения, в районах есть свои информационно-методические центры, в школе есть свои внутришкольные объединения. Люди, входящие в эти группы, по сути, занимаются перспективой развития образовательной организации или всего образовательного пространства. Это, как пафосно ни звучит (куратор – проректор по развитию образования), и есть шаг в будущее.  Не менее значимое направление – институт ДППО как культурно-просветительский центр. В нашей академии мы открыли «Дом учителя». Это действительно дом, где педагог может реализовать все свои способности. Здесь работает художественно-эстетический центр, где есть танцевальная студия, киностудия, театр, классы свободного рисования. Мало того, поскольку сейчас актуальна проблема профессионального выгорания, то у нас функционирует тренинговый центр, в котором с учителями работают психологи. Реализуется и такой проект, как «Наука – школе», в котором принимают участие много  известных ученых. Кроме того, у нас создано издательство, где мы выпускаем книжную учебную и методическую литературу, необходимую для обеспечения слушателей  и пользующуюся спросом у учителей, воспитателей, родителей.Еще одна важная роль институтов ДППО – координация инновационной деятельности. Сегодня в 21 субъекте России ИПК имеют статус федеральной инновационной площадки, но этого, безусловно, мало. Замечу, что эта деятельность не навязанная, а инициатива самих институтов. Мы, например, реализуем множество различных инновационных проектов, в том числе связанных с построением системы государственно-общественного управления, что позволяет охватить актуальные направления работы, в том числе деятельность по развитию поликультурной среды, работу с мигрантами, с детьми с ОВЗ, с одаренными детьми и т. д. Участвуя в международных проектах, мы получили огромный опыт и теперь пытаемся реализовывать его через инновационные площадки, работая вместе со школами. Наша позиция такова: чтобы иметь моральное право работать координатором инновационной деятельности, нужно самому быть инновационным центром. Каждый ИПК должен стремиться к тому, чтобы стать стажировочной или инновационной площадкой.- Да, но провинциальные институты ДППО могут посетовать на разницу условий существования…- Нужно понимать, что мы для того и объединились, чтобы ресурсы стали общими, а институты стали ресурсными центрами развития. Когда мы объединялись на Северо-Западе, то договорились, что, проводя конференцию, посвященную менеджменту, приглашаем все кафедры управления всех институтов ДППО СЗФО. Сегодня все, что есть у нас, есть у каждого института ДППО СЗФО. Если появляются сложности, значит, мы приходим на помощь. В этом вся суть объединения. Без сомнения, мы понимаем, что в крупном регионе легче объединить ресурсы и осуществить то, что задумано, но мы хотим помочь организовать такую систему везде.Взаимодействие и политика проактивности (предвидение событий, инициирование перемен) должны способствовать тому, что ИПК станут лидерами системы дополнительного профессионального педагогического образования, изменят не только свое лицо, но благодаря тесному сотрудничеству с различными учреждениями культуры, здравоохранения, социальной защиты и т. д. и среду района, региона, страны.СправкаСанкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования начинает свою историю с 1864 года, с образования Педагогического музея военно-учебных заведений. В 1924 году здесь создается Государственный институт научной педагогики, а в 1938 году учреждение становится Ленинградским городским институтом усовершенствования учителей. В 1992 году учебное заведение приобретает статус Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства, а в 2003 году переименовывается в Санкт-Петербургскую академию постдипломного педагогического образования.Ежегодно на базе СПбАППО реализуется более 200 образовательных программ, проходят обучение более 15 тысяч слушателей, в том числе из других субъектов России и зарубежных стран. В рамках научно-организационной работы проводится более 50 научных конференций и семинаров, научно-исследовательская работа ведется в рамках семи научных школ и 33 научных направлений, около 70 процентов научно-педагогических работников имеют ученые степени и звания.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту