Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Другие

Учительская газета, №41 от 7 октября 2008. Читать номер
Автор:

Позвонила коллега, попросила приехать к ней, помочь освоить электронную доску. От Академгородка до небольшого городка – примерно час езды на электричке, я поехала в свой методический день. Пробыла полдня в школе, с удовольствием помогла справиться с техникой, посидела на уроке. На обратном пути в вагоне было много народу, я оказалась среди группы подростков. Десяток парней лет 15-16, все в черных кожаных куртках, очень взрослые и крутые. Невольно слушая их разговор, я быстро поняла, что они обсуждают, какова цель их поездки в «акадэм». Заметив, что я их слушаю, парень повзрослее охотно объяснил: едут, чтобы после уроков поймать (любую) группу ребят, выходящих из физико-математической школы, и подраться с ними. Стенка на стенку. Почему, за что? Пожимают плечами. Объяснение простое: «Они другие, интеллигентные. Много о себе воображают, умники». Я спросила, считают ли «варяги» себя глупыми, они задумались. Чем занимаются? Большинство после девятого класса ушли из школы, кто-то подрабатывает, но в основном «болтаются без дела, потому что в нашей дыре делать нечего». Ждут, когда исполнится 18 лет, призовут в армию, там получат какую-нибудь специальность, будет легче устроиться на работу.

Мне приходилось слышать о таких набегах, но столкнулась лицом к лицу я с «варягами» впервые. Понимаю, это была всего лишь одна группа, из одного областного местечка. Сколько их – не знаю. Я начала с тех, кто оказался на моем пути. Спросила, что они знают про «акадэм», когда основан, кто строил, почему в Сибирь поехали ведущие ученые и молодежь со всей страны, люди чуть постарше их. Выяснилось, что они ничего не знают не только об Академгородке, но и вообще об истории родного края, о Сибири. Разговаривали охотно, возможно, потому что до сих пор взрослые не проявляли к ним такого интереса. Когда мы вышли из электрички, я предложила пройти через лесок к нашей достопримечательности – избушке основателя Академгородка, академика Лаврентьева. Мальчишки заколебались, я заверила их, что идти к школе еще рано. И мы пошли гуськом по узенькой тропинке, по снегу. Не скажу, что мне было уютно и спокойно, знаю, всякое бывает. Но попробовать-то надо было.

Вышли на полянку возле небольшого домика, я рассказала, как все начиналось в 1957 году, когда здесь был только лес. Показала дорогу к Ботаническому саду, провела по Золотой Долине, получившей свое название осенью, когда сюда пришли строители и стали строить первые дома. Мимоходом упомянула, как была основана физико-математическая школа при университете, объяснила, что туда по-прежнему приезжают старшеклассники из разных мест, учатся, живут в общежитии с 14-15 лет, по окончании школы поступают в университет, чтобы стать учеными и работать в научно-исследовательских институтах. «А если кто из деревни захочет?» Конечно, есть такие, я сама не раз брала интервью, писала о юных талантах в газетах. Не важно, откуда ты, важно – какой ты, какие у тебя цели в жизни.

Обратно мы шли другой дорожкой, и вот неожиданно для моих спутников вновь оказались на главной улице. Почему называется Морской проспект? Предложила подумать. Через секунду лица ребят осветились. Улица проходит через весь Академгородок и упирается прямо в Обское море, созданное руками человека. Я попрощалась.

Ребята постояли, глядя по сторонам, потоптались… И пошли назад, к своей электричке.

Новосибирск


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту