День знаний

День знаний ребята встречали на «Артек-арене» в компании более 3,5 тысячи школьников из разных стран мира. Красочный праздник в честь начала учебного года и открытия новой смены лагеря участники не забудут никогда. Мероприятие получилось не просто ярким, веселым, но и познавательным. Вместе с новыми друзьями из других стран «арктуровцы» научились произносить фразу «С Днем знаний!» на десяти языках – от английского до арабского и иврита. Это же поздравление «прозвучало» на языке жестов в исполнении всех юных зрителей.Участники праздника по доброй традиции получили в подарок браслеты из паракорда – легкого шнура для плетения. Организаторы предложили школьникам завязывать на нем узлы на память о ярких событиях смены. За три недели таких узелков на браслетах ребят появилось много.Пробуем новые форматы и технологии

Ведут занятия у артековцев лучшие учителя страны: победители и лауреаты всероссийских профессиональных конкурсов «Учитель года России», «Педагогический дебют» и «Сердце отдаю детям».

Алихан Динаев

В этом году в «Артек» приехал победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018, народный учитель Чеченской Республики Алихан Динаев. На встрече в лагере «Полевой» он погрузил ребят в секреты педагогической профессии, конкурса «Учитель года», рассказал о месте своего предмета в системе образования современных школьников. А на уроке по обществознанию вместе с артековцами размышлял о мире и добре, о любви и дружбе. Ребята вспомнили страшную трагедию Беслана и в рамках проекта «Артек» рисует ангелов мира» нарисовали своих ангелов. В конце занятия «звездный вожатый» получил особенный подарок. Своего ангела ему подарила Аня Изотова из Калининграда: «Мне очень понравилась встреча с этим интересным человеком, и я решила его порадовать. Хочется, чтобы все учителя были такими же безотказными, добрыми, готовыми прийти на помощь».

С педагогами «Другой школы» артековцы встречались не только на уроках, но и на конференциях в стиле art-TED. Темы выступлений определяла книга смены. В прошлом году школьники вдохновлялись «Алисой в Стране чудес» Льюиса Кэрролла. А в этом учебном году вчитывались в роман Марины Аромштам «Когда отдыхают ангелы». Ключевыми словами для размышления стали «мир», «задачи», «поступки», «имя». Школьников призывали ставить цели, быть инициативными, осознанно принимать любые решения. Организаторы проекта подготовили креативный дневник смены, где каждый мог записать свои впечатления или нарисовать настроение.

О самом важном со школьниками беседовали специалисты федерального Центра толерантности Вероника Стахеева и Александр Савушкин, эксперты аппарата профсоюза, учитель года России-1994 Михаил Нянковский и учитель года-2016 Евгений Ковалев, победители конкурса «Сердце отдаю детям», педагоги дополнительного образования Оксана Артемьева и Александра Подлевских. Они обсуждали с артековцами, что такое поступок, размышляли о том, как расширять границы своего мышления, преодолевать страхи и сомнения на пути достижения цели.

– Современные реалии требуют, чтобы ребенок думал, ставил перед собой задачи, находил решения, чтобы у него формировались ценности. И я вижу, что артековские ребята именно такие. Они открыты для выбора. Думаю, чем больше людей вырастет с такой способностью, тем легче нам всем будет жить в будущем, – поделилась мыслями руководитель туристического клуба «СКИФ» Дома детского творчества Приморского района Санкт-Петербурга Александра Подлевских.

Взгляд профессионалов

От таких уроков, мастер-классов, бесед в восторге не только дети. Инновационный подход к обучению, предложенный Общероссийским Профсоюзом образования, приветствуют и представители международного детского лагеря.

– Безусловно, проект «Другая школа» очень интересный. Он удивителен тем, что артековцы имеют уникальную возможность пообщаться, посмотреть мастер-класс, посидеть на уроке и задать вопросы тому, кто получил Большого Хрустального пеликана. Поэтому я очень благодарен Общероссийскому Профсоюзу образования за эту замечательную идею, – говорит директор общеобразовательной школы «Артека», учитель года России-2015 Сергей Кочережко.

– Первую совместную смену мы провели в 2016 году, соответственно, эта – четвертая. Итоги программы неизменно радуют. Особенно запоминаются встречи с Еленой Елшиной, заведующей отделом по связям с общественностью аппарата Общероссийского Профсоюза образования и организатором смены. Мне очень понравился один из первых таких уроков об умении говорить и спорить. В этом году Елена Станиславовна тоже поделилась своим опытом с детьми – провела тренинг по креативности, – поделился начальник детского лагеря «Полевой» МДЦ «Артек» Роман Грановский.

Не словом, а делом

Инициаторы проекта «Другая школа» рады такой высокой оценке коллег. Это доказывает, что Общероссийскому Профсоюзу образования удается из года в год создавать уникальное образовательное пространство, которое объединяет талантливых педагогов и детей со всей страны. Не менее важно и то, что проект популяризирует профессию учителя, меняет отношение детей к школе и педагогам.

– Мне кажется, самое главное, что делает эта программа, – она дает уникальную возможность построить новый образ школы. Школы, которая работает на совершенно новых принципах детско-взрослого взаимодействия. Это совершенно уникальные преподаватели. Это уникальный дух. Это новые формы совместной деятельности детей и взрослых, – подчеркнул эксперт аппарата Общероссийского Профсоюза образования Раис Загидуллин.

Заслуженный учитель России, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года»-1994 Михаил Нянковский за смену успел поработать и со школьниками, и с учителями. По его словам, он увидел большую заинтересованность и открытость всему новому у всех участников проекта.

– Здорово, что профсоюз всем этим занимается. Благодаря проекту «Другая школа» ребята обретают очень интересный и полезный опыт. Ценен проект и для учителей. Поначалу мне показалось немного странным, что профсоюз взялся менять подход к обучению, у него же немного иные задачи. Но теперь вижу, что, взяв на себя эту функцию, профсоюз не ошибся, – отметил Михаил Нянковский.

Стираем межпредметные границы

Каждый день в лагере был интересным и насыщенным. Даже привычный поход в школу для артековцев превращался в увлекательное путешествие. Почему? Прежде всего благодаря нестандартной метапредметной форме обучения. Здесь применяется формат интегрированных сетевых образовательных модулей (СОМ). Так, изучая творчество Сергея Есенина, школьники не просто знакомились с биографией и творениями поэта. Они составляли «Атлас чувств» его произведений, пробуя их на вкус, ощущая их плотность, запах и рассматривая цвет. А еще «примеряли» на себя образы персонажей поэмы «Анна Снегина». Разбирая творчество Антона Чехова, артековцы создавали для писателя страничку ВКонтакте, визуализировали образ тоски в графическом редакторе. Ребята помладше, вдохновившись произведениями Самуила Маршака, создали на «Поляне сказок» удивительный арт-объект – елку, на которой нашлось место всем известным персонажам поэта. Учителя Ставропольского края, присутствуя на таких уроках, не могли скрыть своего восхищения.

– Такие модули помогают детям взглянуть на предмет шире, не ограничиваясь рамками узкой темы, проявить свои творческие способности. Мне удалось посетить четыре СОМа по литературе и поучаствовать в одном из них. Конечно, возможности обычной школы не сравнятся с «Артеком», да и далеко не каждый урок можно провести в виде СОМа, но внедрить подобную форму в нашу школьную практику, безусловно, можно, – считает Наталья Некрасова.

– Новый формат артековских уроков повышает мотивацию к обучению, расширяет кругозор обучающихся, развивает метапредметные компетенции, – подчеркнула Инна Кизилова.

– Все дисциплины нам преподавались нестандартно, но очень интересно и познавательно. Разнообразные экскурсии не только пополнили наши познания в истории, но позволили причаститься к чувствам великих. Мы поняли, почему так любили Крым Чехов, Пушкин, граф Воронцов, Николай II, Александр I, Екатерина II и Потемкин. Мы увидели все великолепие Крыма – дворцы, сады и города, посетили город-герой Севастополь. Три недели, проведенные в лагере, пролетели с неумолимой быстротой, – поделился воспоминаниями школьник из села Старомарьевка Ставропольского края Михаил Акинин.

– Мне больше всего в этой смене понравились именно СОМы. Интересно было на уроке биологии побывать на ферме, а на уроке литературы в доме известного писателя и поэта. Это очень познавательно, – отзывается Роман Тутов из Сочи.

Привлекает школьников и возможность попробовать себя в новой роли, сделать что-то своими руками. Таких возможностей у артековцев множество. Так, генетику и селекцию старшеклассники изучают на базе всемирно известного селекционного центра – Никитского ботанического сада. Здесь они самостоятельно проводят искусственное опыление цветов. В стенах обычной школы такое трудно даже представить.

Калейдоскоп событий от партнеров

Сделать программу лагеря насыщеннее и ярче помогают тематические партнеры «Артека». Помимо профсоюза это еще около ста организаций: от РОСНАНО и Дипломатической академии МИД России до детского музыкального театра «Домисолька». Каждый предложил артековцам интересный формат для общения и обучения. Так, вместе с Русским географическим обществом артековцы написали географический диктант, посвященный теме российского Севера, культуре и быту коренных малочисленных народов. Чем питаются олени? Почему в Норильске и Салехарде строят дома на сваях? Всего ребята ответили на 30 вопросов разной сложности. В рамках смены также прошел фестиваль «Север многоликий».

– Я знала о коренных малочисленных народах только то, что они есть. А сегодня впервые увидела вживую песни, танцы, костюмы. Очень интересно! Люди верны своей культуре, и это вызывает чувство восхищения. А еще они такие разные, даже удивительно, что все мы живем в одной стране, – поделилась Эльмира Аветисян из Пятигорска.

Много эмоций у артековцев оставил и Международный военно-исторический фестиваль «Русская Троя» в Севастополе, посвященный героической обороне города в 1854-1855 годах. Гости фестиваля увидели реконструкцию боя с применением старинного оружия и пушек, посетили мемориальный комплекс «Малахов курган».

100% «Артек», 100% «Арктур»!

Под таким названием прошел финальный концерт победителей конкурса-фестиваля «Арктур» – участников проекта «Другая школа». Здесь звучали песни и стихи. Радовали своими выступлениями танцоры. Очень яркими и трогательными получились театральные перформансы. Нашлось место в отчетном спектакле и юмору. Чего стоила только масштабная зарисовка ребят о типичном распорядке дня артековца!

Примечательно, что школьники не только продемонстрировали те таланты и увлечения, которые помогли им победить в конкурсе «Арктур», но и попробовали новые амплуа. Туристы показали себя художниками и музыкантами, вокалисты – зажигательно станцевали…

Так, Аделина Денисова из Самары взяла в руки флейту, хотя получила признание за виртуозное художественное чтение.

– Мне, конечно, очень понравилось в «Артеке», – поделилась Аделина. – Я много занималась, репетировала и смогла проявить себя. И было очень приятно доставить радость другим – было заметно, что всем очень интересно послушать флейту. Я играла в дуэте с виолончелисткой. Это был незабываемый опыт, потому что в «Артеке» особенные дети. Они теплые, интересные.

Вперед, в будущее

В следующем году «Другая школа» отпразднует первый юбилей – пять лет. Она снова распахнет двери для российских школьников и учителей. Участников ждет еще больше увлекательных уроков, встреч с выдающимися педагогами, и не только. Общероссийский Профсоюз образования продолжит создавать пространство для творчества и экспериментов, которые пойдут на благо отечественной системе образования.

 

Ирина МАНАЕВА, главный специалист по информационной работе Ставропольской краевой организации Общероссийского Профсоюза образования