Сценарий комплексной интегрированной игры по истории и изобразительному искусству «Аполлонии» рассчитан на учеников 5-го класса. Проводится игра в третьей четверти, после изучения материала по разделу «Древняя Греция». В игре участвуют и команды, и зрители. Мероприятие рассчитано на 1 час 30 минут.
Цель: сформировать у детей целостное представление об историческом и художественном наследии Древней Греции.Ведущий: Мы приглашаем отправиться в страну, искусство которой оказало особенно большое влияние на нашу современную жизнь. Вспомним историю и культуру древнейшего государства в Европе, лучшие образы которых до сих пор продолжают волновать и будоражить наше воображение.На сцену приглашаются капитаны команд 5-го «А» и 5-го «Б» классов для знакомства и жеребьевки. В каждой команде семь человек.Ведущий: Прежде чем начать игру, необходимо поближе познакомиться с «представителями» городов-полисов Древней Греции Афины и Спарта, но надо напомнить, что в те времена было принято решать спорные вопросы очередности в том или ином действии жеребьевкой с помощью бобов или фасоли белого и красного цветов.Кто из капитанов вытянет фасоль белого цвета, той команде будет дано право первой рассказать о себе.Помощник ведущего выносит урну для голосования (керамический горшочек с белой и красной фасолью). Оглашаются состав жюри и правила игры:1. За каждый верный ответ команде начисляется балл. Если участники игры затрудняются с ответом, им может помочь группа поддержки.2. За верный ответ группы поддержки команды «Афиняне» в урну опускается синий жетон, группы поддержки команды «Спартанцы» – желтый.3. Если ни команда, ни ее группа поддержки не дают правильного ответа, то право ответа переходит к соперникам.4. За шум и выкрики с места без права на ответ команде игроков назначается штраф – черный жетон, по количеству «черных меток» снимаются баллы при подведении итогов.Конкурс №1. «Презентация команд»Цели: обобщить знания учеников об обычаях и нравах жителей городов-государств Афины и Спарта, вызвать интерес к более глубокому изучению одной из величайших культур человечества.Задачи:- закрепление имеющихся исторических знаний;- развитие чувства композиции, закрепление знаний о стилизации и трансформации образов при выполнении домашнего задания «Создать рисунок эмблемы». Делается одна большая эмблема для всей команды (в формате A4) и семь поменьше для каждого члена команды;- развитие образного мышления и творческого воображения во время создания проекта костюма, отвечающего идеям и требованиям гражданина городов-полисов Афины и Спарта;- формирование умения работать коллективно.Оборудование:1. Карта Древней Греции и указка для работы по ней.2. Эмблемы для каждой из команд.3. Костюмы гражданина города-полиса.Оценка домашнего задания:1. Эмблема и ее защита – 2 балла.2. Девиз команды – 1 балл.3. Историческая справка о городе-полисе – 1 балл.4. Рассказ о представленном виде одежды – 1 балл.Наибольшее количество баллов – 5.Команды по очереди демонстрируют домашнее задание. (Эта часть разработки сокращена.)Конкурс №2. «Угощение»Цель: проанализировать полученные знания по истории.Задачи: активизация мыслительных процессов, развитие фантазии и воображения.Оборудование: для каждой команды «набор продуктов» (названия написаны на отдельных полосках бумаги) – вода, виноградное вино, квас, сбитень, фрукты, овощи, маслины, оливы, подсолнечное масло, оливковое масло, пшеничный хлеб, ржаной хлеб, лепешки из ячменя, ячневая каша, пшеничная каша, рисовая каша, каша «Геркулес», чипсы, молоко, сыр, кефир, грибы, мед, простокваша, мясо на вертеле, тушенка, рыба.Задание: выбрать продукты, которые, возможно, употребляли в пищу древние греки.Оценка: за каждый верно выбранный продукт команде начисляется 1 балл. Наибольшее количество баллов за этот конкурс – 8.Ведущий: В то время пока участники команд занимаются составлением меню, болельщики могут принести своим классам по одному дополнительному баллу за каждое верно разгаданное слово кроссворда, а также проверить свои знания. (Кроссворд в данной публикации сокращен).Кроссворд разгадан. И второй конкурс окончен, помощник ведущего относит подносы с «угощениями» членам жюри.Ведущий: Команды «подкрепились», но… (стук в дверь за сценой). Что это за шум? По-моему, это боги Олимпа гневаются, что им ничего не досталось из еды. Вспомните, боги Эллады, как и люди, были наделены различными чертами характера. Они могли быть добрыми и злыми, простодушными и коварными, грустными и веселыми, храбрыми и трусливыми. Они могли и гневаться, если не почитали их или порядки, ими установленные. А знаете ли вы богов Древней Греции?Конкурс №3. «Боги Древней Греции»Цели: обобщить знания об одних из самых главных действующих лиц мифов Древней Греции. Вызвать интерес к греческой мифологии, в которой видны истоки духовной культуры в целом.Задачи: закрепление знаний о мифологическом эпосе Эллады, развитие зрительной памяти и внимания.Оборудование: два конверта, в каждом из которых находятся 5 рисунков, изображающих богов (Зевс, Посейдон, Аид, Аполлон, Артемида, Дионис, Гефест, Гермес, Афродита, Афина).Задание: по имеющимся изображениям богов (каждый из которых показан со своими атрибутами) определить, кто есть кто.Оценка: за каждый полный и верный ответ команде присуждается 1 балл. Наибольшее количество баллов – 5.Ведущий: В честь богов жители Эллады строили храмы. Храм – «жилище богов». Древнегреческие архитекторы умели выбирать места для своих построек, и здание храма становилось украшением пейзажа. Храмы ставили на вершинах холмов, на скалистых откосах морского берега (например, Акрополь). Внутри храма никогда не проводилось многолюдных богослужений. Там лишь находилась скульптура божества.Конкурс №4. «Построй храм»Цели: обобщить и расширить знания учеников об архитектуре Древней Греции, развить познавательный интерес во время подготовки учеников к этому конкурсу.Задачи: закрепление знаний архитектурных терминов, развитие зрительной памяти, образного мышления, творческих способностей.Оборудование: два комплекта составных элементов храма, в которые входят стилобат, ствол колонны, капители дорического и ионического ордеров, архитрав, фриз, фронтон.Задание: необходимо задобрить богов, то есть в их честь построить храм:1) подобрать соответствующие каждому ордеру составные элементы храма и последовательно «собрать» храм;2) определить ордер, в котором он построен, и дать ему характеристику.Оценка: за правильно выполненное 1-е задание – 5 баллов, за 2-е – 1 балл. Наибольшее количество баллов – 6.Ведущий: Самое интересное место, куда приходили эллины, была агора – торговая площадь. Здесь греки узнавали последние новости и могли купить предметы быта. Толпы народа собирались около прилавков искусных гончаров.Конкурс №5. «Греческие вазы»Цель: обобщить знания учеников о художественном наследии Эллады, дошедшем до наших дней, имеющем величайшее влияние на мировую культуру.Задачи: закрепление знаний учеников в области истории вазописи, развитие фантазии и творческого воображения.Оборудование:1) два комплекта цветной бумаги оранжевого и черного цветов формата А4;2) простой карандаш ТМ, ластик, ножницы, клей ПВА;3) для каждой команды изображения древнегреческих ваз в формате А4: амфора, гидрия, килик, кратер.Задание:1) воссоздать в технике аппликации греческую краснофигурную или чернофигурную вазу (в зависимости от жребия);2) по изображениям в формате А4 определить название и назначение сосудов.Примечание. Для быстрого выполнения задания можно заранее сделать заготовки (шаблоны) силуэтов из листов белой бумаги для будущей «росписи сосудов». Сама же ваза выполняется путем сложения листа пополам вдоль, вырезается одна сторона.Оценка: за качественно выполненную аппликацию и верную характеристику вида вазописи – 2 балла, за каждое верное определение сосуда и его назначения – по 2 балла (всего 8). Наибольшее количество баллов – 10.Во время подготовки команд к выполнению заданий можно подвести итоги по предыдущим конкурсам и поиграть со зрителями. (Игра со зрителями в данной публикации сокращена.)Конкурс №6. «Древнегреческие школы»Цель: обобщить знания учеников по теме «Древнегреческие школы».Задачи: активизировать умственную деятельность учеников, развивать внимание, стимулировать к творчеству, вызвать познавательный интерес с помощью исторической информации о жизненном укладе и интересах их сверстников в Элладе.Оборудование:1) два списка древнегреческого алфавита;2) два листа с заданием;3) фломастеры.Задание:1) Пользуясь древнегреческим алфавитом, по представленной транскрипции составить слова на греческом языке:[О] [Л] [И] [М] [П] [И] [А] [Д] [О] [С] и [И] [С] [Т] [О] [Р] [И] [А].2) Домашнее задание. Рассказать о воспитании детей в школах городов-полисов Афины и Спарта.Оценка: за верно написанное слово – 5 баллов, за хорошо выполненное домашнее задание – 5 баллов. Наибольшее количество баллов – 10.Пока команды занимаются переводом, на сцену по очереди приглашаются «афинянин» и «спартанец» (очередность определяет жребий) с домашними заданиями групп.Ведущий: В своих книгах-свитках, склеенных из папируса, эллины записывали мифы и поэмы, исторические события, научные труды и другие произведения. Они очень любили и берегли книги, часто их переписывали.Воспитывали греков не только в школе, по научным книгам, но и в театре.Конкурс №7. «Театр»Цель: подведение итогов изучения темы «Театр».Задачи: расширение и закрепление знаний о театральном искусстве, формирование положительного отношения к театральным постановкам, развитие зрительной памяти и образного мышления.Оборудование: два листа белой бумаги формата А4, ножницы.Задание (по жребию):1. Вырезать маску трагедии или комедии.2. Назвать произведения и их авторов в данных жанрах (трагедия Софокла «Антигона», комедия Аристофана «Птицы»).3. Дать характеристику театральным жанрам.Оценка:- театральная маска – 1 балл;- информация о произведениях и их авторах – 2 балла;- характеристика театральных жанров – 1 балл.Наибольшее количество баллов – 4.Подведение итоговЖюри оглашает результаты комплексной интегрированной игры. Ведущий награждает лучшую команду болельщиков, команду-участницу, команду-победительницу.Прим. редакции. Полностью текст сценария игры опубликован на сайте www.ug.ru в разделе «Методика».
Комментарии