search
main
0

Дрессировка вместо логики . Почему в учебниках мало прикладных задач?

Какие принципы преподавания математики в наших школах повсеместно используются, но совершенно не соответствуют сегодняшним жизненным требованиям? На мой взгляд, это большой объем материала, требующий запоминания, и недостаток прикладных заданий по математике. Мы хотим, чтобы наши дети умели логически мыслить и творчески работать, но на деле получается, что все сводится к «дрессировке» – запоминанию формул, определений, теорем, и особенно этот недостаток развивается через подготовку к ЕГЭ. Требуя однозначных ответов на вопросы тестов, мы учим старшеклассников просто нажимать кнопки: правильно, неправильно – этому и обезьянку можно научить. А нужно заниматься исследовательскими, жизненными задачами. Но есть проблема. Старшеклассники отказываются учить те или другие темы, изначально спрашивая, есть они в ЕГЭ или нет. Если выясняется, что тема отсутствует, ребята откровенно говорят, что не хотят тратить на это свое время.

Мы раньше часто проводили математические КВНы, дети готовили исследовательские работы, а сейчас они заявляют: «Нам этого не нужно, нам надо готовиться к ЕГЭ. Так что предоставьте нам перечень заданий, подобные которым мы должны сдавать, и давайте их решать». Программа по математике очень усложнена. Мы раньше сдавали ее сами, без репетиторов. Сегодня это сделать практически невозможно. Но ведь основные темы, которые детям понадобятся в вузе, можно в нем и изучать, это во многом касается высшей математики. А в школе надо уделить время и внимание именно воспитанию логики в человеке и творческому использованию математических знаний для решения прикладных задач. В современных учебниках прикладных задач мало, а те, что есть, сводятся к вопросам, сколько купили килограммов печенья или сколько денег надо на это истратить. Это примитивный подход.

Еще я бы хотела сказать о том, как мало часов дается на математику. На такие предметы, как ОБЖ, дается два часа в неделю, и на математику в общеобразовательном классе тоже два часа. Это минимум, и это неправильно. Приходится изыскивать возможности для увеличения часов, например, через элективные курсы. В профильных классах на изучение математики дается больше времени, но требования и в них, и в общеобразовательных классах на ЕГЭ практически те же.

Учебники тоже неоправданно усложнены. Последний учебник Мордковича оказался излишне тяжелым для понимания в общеобразовательных классах, и задачи тоже сложны. Если уж давать на таком уровне математику, то и часов надо больше, шесть – минимум.

В среднем звене, с пятого по седьмой класс, особое внимание надо уделить вычислительным навыкам. То есть дать большее количество часов на выполнение и повторение действий с дробями, с отрицательными числами, на деление и умножение дробей. Иначе вычислительные навыки формируются довольно слабо.

Лариса МОРОХОВА, учитель математики школы №50, Воронеж

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте