Переход старшей школы к профильному обучению способствует повышению качества общего образования и подготовке школьников к самостоятельной трудовой деятельности, выявлению и развитию профессиональных интересов, склонностей и способностей, определению реальных возможностей в освоении той или иной профессии. Ядром личностно-ориентированной модели обучения в профильной школе является развитие у учащихся способности к жизненному и профессиональному самоопределению. Сегодня в Тюменской области развивается несколько моделей профильного обучения, разработанных специалистами ТОГИРРО. Это организация профильного обучения в условиях школьного округа; сетевая модель профильного обучения; базовая школа – ресурсный центр; однопрофильные школы; школы с классами гибкого состава на старшей ступени. Каждая модель апробируется в разных территориях области с учетом конкретной ситуации развития школы, сельского поселения, района. Организационно-методическое сопровождение деятельности сельских школ обеспечивают специалисты ТОГИРРО. Обобщение опыта деятельности сельских школ по введению профильного обучения, совершенствованию содержания и технологий образования в условиях профильного обучения нашло свое отражение в создании учебно-методических комплектов, дидактических и презентационных материалов для обучения руководителей и специалистов органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений не только области, но и других регионов России, реализующих проекты модернизации образования.
Для повышения качества, доступности и конкурентоспособности образования на селе в Тюменской области успешно проведена реструктуризация сети общеобразовательных учреждений. Тюменским областным государственным институтом развития регионального образования (ТОГИРРО) разработаны модели построения сети сельских школ. Коротко рассмотрим основные из них.
Модель «Детский сад – школа» функционирует в каждом районе Тюменской области. До 2003 года в регионе было создано 15 таких комплексов, это обеспечило преемственность в обучении, помогло более эффективно использовать образовательные, кадровые и материально-технические ресурсы. В результате реструктуризации эти процессы пошли более интенсивно. В настоящее время в регионе насчитывается 45 комплексов «детский сад – школа».
Модель информационно-ресурсного центра требует создания образовательных округов. При низкой оснащенности учебно-демонстрационным и лабораторным оборудованием и отсутствии достаточного количества учителей-предметников малокомплектные сельские школы могут обслуживаться передвижной лабораторией, закрепленной за ресурсным центром.
Ассоциация образовательных учреждений отражает современные представления о сетевом партнерстве. Эта модель наиболее актуальна в условиях школ, далеко расположенных друг от друга. Ассоциации, апробируемые в экспериментальных регионах, работают на основе договорных отношений или в правовой форме «простого товарищества». Такая модель разрабатывается в Заводоуковском районе.
Следующая модель – социокультурный центр или комплекс. Социокультурные комплексы, помимо общеобразовательных учреждений, включают в себя музыкальные школы, спортивные клубы, учреждения дополнительного образования, кабинеты здравоохранения (в Викуловском, Исетском, Сладковском районах), моделируются в школах Ялуторовского района.
Транспортная схема, географические особенности большинства территорий области позволяют реализовать идею создания сети базовых школ. Создание базовых школ внутрирайонного уровня обеспечивает качественное образование за счет концентрации материально-технических, кадровых, управленческих ресурсов, подвоза детей либо организации их временного проживания. Базовая школа выполняет функции организации и обеспечения образовательного процесса, значительно снижает эффект социальной отчужденности для удаленных или малокомплектных школ-филиалов. Отрабатываются вопросы кооперации базовой школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Все образовательные учреждения данной модели объединяются в школьный округ.
Базовая сельская школа в Тюменской области рассматривается как ресурсный центр, где созданы организационно-педагогические, нормативно-правовые условия для получения качественного образования. Ресурсный центр оказывает научно-образовательную, информационную и консультационную помощь ученикам школьного округа, выявляет их образовательные потребности. В ресурсном центре создается банк данных детей с повышенными образовательными запросами, детей «группы риска». Для педагогов школ, входящих в сеть базовой школы, она является научно-методическим центром по повышению их квалификации и профессионализма.
Также базовая сельская школа может быть ресурсным центром по информатизации образования. ИКТ-базовая сельская школа должна иметь современную материально-техническую базу, опыт внедрения информационных технологий, квалифицированный кадровый ресурс. В каждой ИКТ-базовой сельской школе действует инициативная группа, которая является главным распорядителем и координатором работы в области информационно-коммуникационных технологий.
По мнению специалистов ТОГИРРО, наиболее перспективная форма организации общего образования в условиях сельской местности – это создание территориальных школьных (образовательных) объединений (ТШО), представляющих собой единую систему обучения и воспитания детей дошкольного возраста и школьников, проживающих на территории одной или нескольких сельских администраций.
В каждом из муниципалитетов Тюменской области накоплен положительный опыт работы базовых сельских школ. Возьмем, к примеру, Юргинский район. В Юргинский образовательный округ входят три средние школы (1-я и 2-я юргинские школы, Лесновская школа), четыре основных (Володинская, Бушуевская, Зоновская, Шипаковская) и Палецкая школа-сад. Специалисты ТОГИРРО и местные педагоги разработали проект «Повышение качества обучения на основе личностно-ориентированного подхода к организации учебно-воспитательного процесса в условиях Юргинского школьного округа».
Комментарии