search
main
Топ 10
Учителя Ульяновской области отметили избыточность конкурсов и тотальную отчетность Абсолютным победителем конкурса педагогического мастерства стал учитель из Северной Осетии Власти Владивостока продлили свободное посещение школ из-за снежного циклона Как повысить зарплату учителя: что думают педагоги о предложениях депутатов Литература для итогового сочинения, рекомендации для подготовки – советы от «Учителя года» Какие олимпиады могут помочь при поступлении в вуз в 2023 году Специалисты Рособрнадзора поделят регионы России по качеству образования  День придумывания новых слов, который отмечают 28 ноября, имеет глубокие корни Поступление в колледж: какие правила будут действовать в 2023 году 70% школьников боятся писать итоговое сочинение из-за нововведений Непогода во Владивостоке сделала посещение школ свободным Родителям московских школьников рассказали о новом формате подготовки к ЕГЭ Минобрнауки Калужской области: в регионе апробация ФГИС «Моя школа» прошла успешно Стали известны победители основных номинаций конкурса «Лучшая школьная столовая» В Москве в выходные пройдет бесплатная выставка «Навигатор поступления» Шесть золотых медалей и четыре серебряных привезли российские школьники с олимпиады по физике в Минске В Ульяновской области родители могут онлайн перевести ребенка из одной школы в другую Единые программы по истории подготовят для российских школьников Подготовкой учителей финграмотности займется Министерство финансов В Челябинске отменили уроки в школах
0

Достойная судьба. Проект «От успешного учения в школе – к успешной карьере взрослого человека»

Ученики седьмого класса провели исследование, насколько связано социальное положение взрослого человека с его успехами в школе. Результаты этого исследования представлены в виде гистограммы «Анализ социальной значимости выпускников Кузнецовской основной школы».

За 15 лет наша школа выпустила 100 выпускников, из них большая половина – это трудолюбивые и самостоятельные ребята. Мы решили проследить за их судьбой, и оказалось, что многие из них получили хорошее образование и заняли достойное место в обществе.

Наши исследования показали, что надо обладать многими умениями: самостоятельно приобретать знания, творчески мыслить, постоянно заниматься самообразованием и самовоспитанием, быть коммуникабельным, и тогда есть шанс реализовать свои способности в современном мире. «Кто грамоте горазд, тому не пропасть». Результаты наших исследований после математической обработки приобрели вид диаграмм. (В публикации дан лишь анализ этих диаграмм, иллюстрации опущены. – Прим. ред.)

1. Образование.

Можно сделать вывод, что 36% учащихся получили высшее образование, 33% – среднее специальное образование, 11% окончили ПТУ, 7% учатся в городской школе и 13% выпускников не смогли получить образования. Произошло это по двум причинам:

1. Семейные обстоятельства. Слабая материальная база семьи не позволила продолжить обучение талантливым выпускникам основной школы. Образовательные заведения находятся далеко, значит, требуются большие денежные расходы на питание и проживание.

2. Ранние браки. Современные ребята быстро взрослеют.

2. Занятость.

69% выпускников трудоустроены и стали специалистами (причем 43% работают по специальности согласно полученным дипломам), 17% еще учатся, 9% воспитывают детей и 5% служат в армии.

3. Занятость по профессиям от общего числа выпускников (на момент исследования).

28% выпускников имеют случайные заработки, что говорит о нестабильности в их жизни, 20% работают в социальной сфере, 11% работают в колхозе, 11% учатся, 10% заняты в торговле, 9% занимаются воспитанием детей, 4% находятся в армии, 1% работают в промышленности и, к сожалению, 12% не работают совсем.

Наша школа расположена на территории племзавода им. Калинина. Это крепкое и сильное хозяйство. Колхоз славится высокими надоями и урожайностью зерновых не только в районе, но и в области.

Не все ребята оканчивают школу с хорошими результатами. Нас интересовало, как складывается их судьба в дальнейшем, сколько ребят остаются жить и работать на селе. Оказалось, 11% от общего числа выпускников школы, из них 6% – это хорошо обучающиеся ребята. Многие из них достойно трудятся на полях и фермах, становятся победителями различных соревнований. Результат учебно-воспитательной деятельности образовательного заведения – человек с определенным объемом знаний, умений и навыков. Успешная карьера во взрослой жизни зависит от величины этого объема. Доказательством чему служит диаграмма «Мониторинг занятости выпускников».

Анализ диаграммы наглядно подтверждает девиз нашей работы «От успешного обучения в школе – к успешной карьере взрослого человека». Прав Абрахам Маслоу: «Если вы намеренно собираетесь быть чем-то меньшим, чем вы можете быть, я предупреждаю вас, что вы будете несчастны всю свою жизнь».

Оценка – неотъемлемый элемент любой системы образования. Необходимо, чтобы она была средством развития и давала представление о достижениях школьника. Портфолио – это целенаправленная коллекция работ учащихся, которая демонстрирует их усилия, прогресс, достижения в одной и более областях.

Портфолио позволяет оценить личную социальную успешность учащихся и является предметом рефлексии полученного опыта.

Портфолио ученика – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.

Цель портфолио – увидеть общую картину индивидуального развития ученика. Это не книга, не дневник и даже не календарь, хотя здесь появляются даты, события и небольшие рассказы. В нем год за годом вся школьная жизнь ребенка, рассказ о том, чему и как он учится, что ему нравится, что трудно, что интересно. Портфолио помогает ученику посмотреть на себя со стороны, а в конце года рассказывает о том, каким школьник был в его начале.

Проект «Портфолио» – это возможность заниматься самообразованием, самовоспитанием и развивать другие «самости». Проблемы, стоящие перед каждым из нас, – содержание портфеля, как проложить маршрут к совершенствованию, к качественному росту личности. В 5-м классе ребята о своих успехах собирали материал в «Корзине радости» – это их коллективный труд. Повзрослев и почувствовав большую ответственность за свои поступки, ученики приняли решение вести личные портфолио.

Современной России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ребята утверждают, что знания развивают дарования, интеллект и творческие способности. Знания, полученные в результате самообразования, важны вдвойне. Школьники любят читать книги, вместе с одноклассниками участвуют в различных олимпиадах и конкурсах, но больше всего им нравится посещать занятия по теории случайного. Это дополнительный курс для учеников 6-9-х классов, увлекающихся математикой. Задачи этого курса помогают ориентироваться в окружающей действительности, строить прогнозы на будущее. Многие реальные процессы и явления описываются вероятностными моделями. Именно такие задачи предлагаются при международной оценке знаний и умений учащихся. Ребята самостоятельно изучают теоретический материал, решают задачи и пишут контрольные работы, в курсе их шесть.

Занятия в кукольном театре не менее важны для формирования личности. Руководитель театра – Любовь Владимировна Ищук. Кукольный театр вошел в их жизнь, как врывается ветер в распахнутое окно. Дети окунулись в мир творчества, у них появился художественный вкус. Ребята изучают историю кукольного ремесла в России, сами создают куклы. Самодельные театральные постановки несут в себе какой-то жизненный урок, оказывают благодатное влияние и на самих артистов, и на зрителей. Искусство изготовления игрушек – один из древнейших видов художественного творчества. Создавая игрушку из ткани и мехового лоскута, украшая декоративной отделкой, дети стараются передать характер, сделать игрушку более забавной и живой. Основная деталь таких кукол – перчатка. И зверюшки, и человечки выполняются по одному принципу. Шитье кукол доставляет радость и увлекает.

Театром ребята занимаются каждую неделю. Между делом учатся красиво говорить, сочинять сказки. Вместе обсуждают декорации, пробуют себя в качестве режиссеров, художников. Зрители – ученики начальной школы. Выступая перед ними, юные актеры рассказывают о здоровом образе жизни, правилах гигиены, правильном питании. Названия спектаклей: «Мы здоровьем дорожим – соблюдаем свой режим», «Путь к доброму здоровью», «Сказка о зарядке «Репка», «Добрым быть приятней, чем злым и жадным».

Самым неожиданным событием этого года стало участие в видеосъемках урока. К нему шла кропотливая подготовка. Ребятам было поручено рисовать плакат «Зрительные иллюзии». Плакат был нарисован, но зародилось желание больше узнать об этом явлении. Семиклассники прочитали множество занимательных книг по физике, у них появился интерес к учебе. К данному проекту была подготовлена фотовыставка. Она показала, что ученики Кузнецовской основной школы имеют все возможности хорошо учиться, заниматься своим самообразованием и самовоспитанием, вести здоровый образ жизни. Они надеются окончить школу с хорошими результатами, стать успешными во взрослой жизни. Хорошо, что ребята это понимают.

Принято считать, что ученики сельской школы имеют невысокий уровень знаний. Однако в образовательном мире стремительно происходят позитивные изменения. Мы имеем возможность усердным трудом улучшать качество знаний и принимать участие в школьных, районных, областных и российских конкурсах.

Проект «От успешного учения в школе – к успешной карьере взрослого человека» был признан лучшим учебным проектом, представленным на районном конкурсе-презентации «Проект 2007 года».

Говоря о школьном образовании, необходимо определить, что является его конечной целью. Традиционная концепция «фундаментальных и прочных» знаний в условиях информационно-коммуникационной революции или успешная социализация молодого человека после окончания образовательного учреждения? Мне думается, что образование должно обеспечить в первую очередь успешность человека во взрослой жизни.

Образовательное учреждение – центр воспитательной работы на селе. Традиционные линейки, разнообразные вечера, тематические концерты собирают в школе молодое поколение и тех, кто постарше. Наши исследования показали, что после окончания основной школы 14% остались работать в колхозе, 3% вернулись в село, получив высшее образование, 6% – получив среднее специальное образование, и 6% – после ПТУ (от общего числа выпускников). Это еще раз доказывает, что до тех пор, пока будет жить школа на селе, будет жить и село. Закроется школа – и ниточка, связывающая молодых с отчим домом, станет тоньше.

Следующие цифры такие: только 16% после окончания основной школы пошли учиться в среднюю школу, и только 6% смогли получить высшее образование.

Большинство наших учеников получили высшее образование после окончания колледжа и училища. Это наводит на мысль, что средняя школа сегодня в меньшей мере востребована выпускниками основной школы в силу многих объективных причин. Мне думается, что с учетом современной действительности приемлема более гибкая формулировка: «Каждый имеет право на бесплатное среднее образование». Слово «обязательное» здесь лишнее. Любая школа решает не только обучающие, но и социальные задачи. Поэтому есть надежда, что в связи с принятием закона об обязательном среднем образовании у основной сельской школы появится возможность сохранить социальные функции для тех выпускников, кто бы хотел продолжить обучение, но не имеет такой возможности. Предлагаю создать при основной сельской школе, имеющей свой автобус, так называемый социальный класс, чтобы не родители, а основная школа продолжала «вести» своих выпускников к получению среднего образования, используя различные формы образования: ПТУ, средние специальные заведения, среднюю и вечернюю школы.

Ольга ЮРЧЕНКО, учитель математики Кузнецовской основной школы, Волгоградская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте