Цели: развить у учащихся представление о достоинствах человека, ценность которых признается в обществе; раскрыть нравственное содержание доброты и гуманности, способствовать развитию мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.
Материалы к уроку: учебник “Граждановедение” Я. Соколова, тексты сказок А. Пушкина, карточки с проблемными заданиями для групп, памятные медали.
Оформление доски
Эпиграф:
Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.
Дмитрий Лихачев
Ход урока
Урок начинается с обсуждения эпиграфа. Что для нашего знаменитого ученого является главным в человеке? Что значит быть человечным? Здесь же объясняется понятие “гуманность”.
Согласны ли вы с мнением Лихачева?
Учащиеся читают библейскую легенду о Каине и Авеле. Затем идет обсуждение. Кто из героев этой легенды является добрым? Какого человека называют добрым? Какова основная мысль этой легенды? Следует подвести к такому выводу: хотя зло иногда и берет верх над добром, оно обязательно будет наказано. Только добрый человек находит признание в обществе. Сравните его с народной мудростью, выраженной в пословицах: “Жизнь дана на добрые дела”. “Нам добро, никому зло – то законное житье”. Учащиеся объясняют смысл пословиц.
Беседа учителя литературы: Тема добра и зла – вечная тема нашей художественной литературы. Обращался к ней и Александр Сергеевич Пушкин. Он слушал сказки еще в детстве, но свои создал в зрелом возрасте. После 1830 года писал их каждый год по одной.
Шестиклассники перечисляют сказки Пушкина.
Но сегодня мы будем говорить только о четырех из них: “Сказке о попе и работнике его Балде”, “Сказке о рыбаке и рыбке”, “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”, “Сказке о золотом петушке”.
Как начинаются эти сказки? (“Жил-был поп…”, “Три девицы под окном…”, “Жил старик со своею старухой…”). Почему у Пушкина нет традиционного зачина? (Пушкину незачем отправлять своих героев в тридесятое царство, они живут здесь, рядом, это окружающие нас люди. Их волнуют те же самые проблемы, что и нас).
Кого из героев пушкинских сказок вы бы назвали добрыми? Каким предстает перед нами Балда? (Ловкий, смекалистый, трудолюбивый). Как вы думаете, на чьей стороне автор, когда описывает соревнования Балды с бесенком? (“Мордка”, “весь мокрехонек, лапкой упираясь”, “хвостик поджал”, “бедняжка” – эти слова говорят о том, что автор сочувствует бесенку).
А как Балда расправляется с попом? (“Вышибло ум у старика”, “жив остался, но без ума”).
Вывод. Балда хитер, но жесток, несмотря на то, что и поп далеко не положительный герой. Нет в Балде всепрощения, которое есть в другой сказке.
Каким вы видите царя Салтана? Почему Пушкин назвал его славным? (Царь доверчив, отзывчив, добр).
Что помогло князю Гвидону и его матери выжить на острове? (Лебедь платит ему добром за добро).
Когда у Гвидона появилось чувство злости? (“А комар-то злится, злится…”) За что он наказывает своих теток и бабушку? Справедливо ли это наказание? Как поступает с провинившимися царь Салтан? Было ли достигнуто всеобщее счастье в первой сказке? (Нет). А во второй? (Да). Когда же все бывают счастливы? (Когда торжествует добро, когда все прощены).
Почему же несчастлив старик из “Сказки о рыбаке и рыбке”? Кто противостоит доброму старику? (Злая, жадная старуха). Прощает ли старик старухе эти ее отрицательные качества? (Да, иначе он не исполнял бы ее желания).
Чем отличается доброта старика от доброты героев “Сказки о царе Салтане”? (Доброта старика превращается в покорность, а это не приводит к счастью).
Кто является олицетворением зла в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”? (Царица).
Когда зло берет верх над добром? (Когда царевна умирает от отравленного яблока).
Как изменяется окружающий мир? Что мы видим вместо моря и чудесного острова, где все счастливы? (“…высокая гора, в ней глубокая нора; в той норе во тьме печальной гроб качается хрустальный”)…
Но Пушкин не мог смириться с победой зла. В сказке, как и положено, совершается чудо. Как добро побеждает зло?
Но зло должно быть наказано. Как наказана царица? От чего она умерла? (От злобы).
Вывод. К счастью можно прийти через испытания, горе, зло, которое должно быть наказано.
За сказочным жанром у Александра Сергеевича Пушкина скрываются серьезные рассуждения о жизни, о добре и зле. Сказки выстраиваются в цикл:
Первая сказка: умейте прощать.
Вторая сказка: и тогда все будут счастливы.
Третья сказка: но прощение не должно превращаться в покорность.
Четвертая сказка: к счастью приходят через испытание, горе, зло, которое должно быть наказано.
И тогда… Тогда ты увидишь свою волшебную страну, в которой нет места злу.
Учитель граждановедения: Такую страну не надо искать, ее нужно создавать самим. А теперь попробуйте составить “словесный портрет” жителя этой страны, где царит доброта.
Учащиеся работают в группах. В процессе обсуждения групповых работ создается общий “портрет” доброго человека.
В качестве закрепления группам предлагается продолжить следующие ситуации:
Первая группа. Коля взял у Сережи из сумки жевательную резинку без разрешения, а Сережа заметил и…
Вторая группа. Бездельник позавидовал успешному предпринимателю и написал на него лживое письмо, а тот…
Третья группа. Хулиганы пристали на улице к школьнице, мимо шел ученик другой школы и…
На заключительном этапе урока учитель знакомит учащихся с советами Дмитрия Лихачева (Д. Лихачев, “Письма о добром и прекрасном”).
Все дурное и мелкое в жизни быстро забывается, стирается в памяти. А люди, бескорыстно служившие другим, служившие по-умному, по-доброму, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки. О них рассказывают.
В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта – самое ценное в человеке, самое в конечном счете верное на пути к личному счастью. Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно.
В конце урока ребятам дарятся памятные медали с пословицами о добре.
Домашнее задание. Найти в сборниках по три пословицы о добре, объяснить письменно смысл одной из них. Перечитать “Сказку о золотом петушке”. Она будет использована на уроке о злобности и жестокости.
Елена КОНДРАТЬЕВА,
учитель граждановедения
Максатинский район,
Тверская область
Комментарии