Звезда сборной, Герой России, пятикратная олимпийская чемпионка Лариса ЛАЗУТИНА возглавляет Комитет по вопросам образования, культуры, спорта, делам молодежи и туризма Московской областной Думы. В свое время темой ее диплома в Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации стало законодательство по защите прав ребенка, вопросы опеки и попечительства. Социальная поддержка тех, кто действительно нуждается в помощи, всегда ее волновала. Беседуя с ней, я еще раз убедилась, что олимпийские чемпионы «бывшими» не становятся.
– Лариса Евгеньевна, какую команду вы собрали рядом с собой? – В комитете работают 6 депутатов. У меня заместитель – народный артист СССР, художественный руководитель Московского областного государственного театра «Русский балет» Вячеслав Гордеев. Вообще в комитете работают очень интересные люди, прошедшие хорошую школу жизни, которая помогает им в парламентской деятельности. Это председатель Совета директоров некоммерческой организации «Ассоциация развития отечественного производства «Триколор» Владимир Аристархов. Заведующий кафедрой физики и МПФ Московского государственного областного пединститута Шахбала Вердиханов. Марина Захарова до 2008-го была директором апрелевской школы №3 с углубленным изучением отдельных предметов. Сергей Кравченко – председатель Ассоциации студенческих профсоюзных организаций Московской области, председатель Московского областного союза Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ – Общероссийского объединения профсоюзов. Обеспечивают деятельность комитета 6 сотрудников его аппарата. Это хорошо подготовленные специалисты, большинство из которых имеют большой опыт практической работы и в сферах деятельности комитета, и в законотворческой деятельности. – Что входит в круг ваших парламентских интересов? – Само название нашего комитета определяет направления его деятельности. Это совершенствование законодательства Московской области в сфере образования, культуры, молодежной политики, в области защиты прав детей, в первую очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также физической культуры и спорта. Сфера образования в Московской области – самая большая из бюджетных сфер, поэтому большая часть законов Московской области, над которыми комитет работает, представляют именно ее. Прежде всего это закон Московской области «Об образовании». Он и целый ряд других законов регламентируют образовательный процесс, меры социальной поддержки педагогическим работникам и учащимся, финансирование образовательных учреждений, вопросы оплаты труда педагогов. Комитет совместно с Министерством образования Московской области и Министерством финансов Московской области постоянно совершенствует законы «Об образовании» и «О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях Московской области за счет средств бюджета Московской области». Анализ финансирования муниципальных и государственных образовательных учреждений в условиях сложившейся экономической ситуации остается одной из важнейших задач, стоящих перед комитетом в 2011 году, наряду с постоянным анализом ситуации с переходом образовательных учреждений на различные организационно-правовые формы, такие как казенные, бюджетные, автономные учреждения. Комитет планирует продолжить работу по совершенствованию законодательного обеспечения правового положения бюджетных, автономных и казенных учреждений в сфере образования.В области культуры действуют закон Московской области «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)», которых в Подмосковье насчитывается свыше 6500, а также законы о музеях, о библиотеках и народных художественных промыслах. Основные направления формирования и реализации политики в области физической культуры и спорта определены в законе Московской области «О физической культуре и спорте». А вслед за изменениями федерального законодательства вскоре нам предстоит большая работа по внесению в него существенных изменений. В комитете ведется работа по анализу и разработке законов Московской области, а также анализу и представлению предложений в федеральное законодательство. Мы участвовали в парламентских слушаниях по темам «О концепции проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и «О проекте нового базового федерального закона об образовании в Российской Федерации», которые проводились Советом Федерации и Госдумой. По итогам рассмотрения законопроекта в Московской областной Думе были подготовлены и направлены предложения в части социальной поддержки обучающихся и педагогических работников. В Концепции проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», утвержденной Комиссией Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности, подчеркивалось, что новый законодательный акт призван сохранить лучшие достижения действующего закона и расширить гарантии прав граждан в сфере образования. Несмотря на это, в законопроекте отсутствовал ряд положений, направленных на социальную поддержку обучающихся, в частности, не устанавливался размер стипендий в системе профессионального образования, не было нормы по предельной плате за общежитие, не прописано предоставление единовременной материальной помощи нуждающимся обучающимся. Вообще члены и работники аппарата комитета активно взаимодействуют с министерствами и ведомствами Московской области и Российской Федерации, регулярно встречаются с работниками образования, культуры, спорта, родительской общественностью, работают с обращениями граждан. – Как, по-вашему, все-таки обеспечить социальное благополучие жителям Подмосковья? – Важно не только сохранить систему мер социальной поддержки, но и совершенствовать ее на законодательном уровне. Это особенно важно в сложившейся ситуации, повлекшей за собой уменьшение объема финансирования системы образования. В 2010 году в закон Московской области №41/2009-ОЗ «Об образовании» были внесены изменения в части усиления мер социальной поддержки обучающихся, а именно установления льгот по тарифам на проезд школьников и студентов железнодорожным транспортом пригородного сообщения, оказания нуждающимся учащимся и студентам единовременной материальной помощи, обеспечения аспирантов и докторантов научной литературой, обеспечения культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с учащимися и студентами. Был увеличен корректирующий коэффициент, используемый при расчете норматива по финансовой поддержке негосударственных общеобразовательных учреждений. В закон Московской области «Об образовании» были внесены нормы, предусматривающие воспитание и обучение детей-инвалидов как в образовательных учреждениях, так и на дому. Если родители или иные законные представители согласились на это, то на помощь ребятам приходят дистанционные образовательные технологии. В Московской области существует система законодательства (6 законов), регулирующая права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таких детей у нас около 16 тысяч, и нужно сделать все необходимое, чтобы помочь их социальной адаптации. В целях защиты прав детей, а также для улучшения ситуации с безнадзорностью детей и снижения уровня подростковой преступности был принят закон Московской области «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области». С правоприменением этого закона есть проблемы. И мы очень надеемся на вашу действенную поддержку, чтобы он заработал оптимально. – Законотворчество – это основная деятельность парламентариев? – Работа над законами не заканчивается с их принятием. Очень важен мониторинг правоприменительной практики, то, как закон «работает на земле», важна обратная связь, инициатива с мест. Например, в настоящее время комитет проводит мониторинг законов, направленных на защиту детей-сирот с точки зрения обеспечения их жильем и организации служб сопровождения для замещающих семей. Со времени принятия и вступления в силу в конце 2009 года закона «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области» комитет внимательно следил за его реализацией, активно взаимодействуя с его правоприменителями. Мы провели «круглый стол» по реализации закона «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области». Участвовали депутаты, представители исполнительных органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований и всех заинтересованных ведомств. Обсуждались проблемные вопросы, появившиеся при реализации данного закона. По итогам работы «круглого стола» было решено продолжить анализ его правоприменительной практики. Прошел «круглый стол», посвященный духовно-нравственному воспитанию молодежи. Проблему обсуждали депутаты, представители исполнительных органов государственной власти Московской области, уполномоченный по правам ребенка в Московской области, начальник отделения по работе с гражданами военного комиссариата, заместитель председателя Совета Московского областного отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство». В выступлениях участников «круглого стола» были затронуты проблемы военно-патриотического воспитания молодежи, сохранения и приумножения культурных и исторических традиций, дополнительного образования детей и воспитания правовой культуры, укрепления материально-технической базы в сферах культуры и образования. Неоднократно поднималась тема информационной безопасности детей и молодежи, а также наносимого вреда подрастающему поколению. Большинство участников мероприятия поддержали мнение о том, что проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи требуют координации сверху, поэтому на федеральном уровне должна быть разработана единая программа, в которой будут объединены все аспекты духовно-нравственного воспитания молодежи. На «круглом столе» по правовому обеспечению государственной поддержки в области материнства и детства, которое способствовало бы эффективному функционированию детских дошкольных учреждений в области, мы обменялись конкретными предложениями и опытом по решению проблемы дефицита детских дошкольных учреждений. Многие из выступающих поддержали идею о создании в Московской области специальной программы по решению проблемы дефицита детских дошкольных учреждений, в финансировании которой принимали участие как региональный, так и федеральный и муниципальные бюджеты. – Расскажите о принятом в декабре законе «О защите несовершеннолетних от угрозы алкогольной зависимости и профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних в Московской области». Какова его цель? – Закон устанавливает систему мер в Московской области, направленных на защиту несовершеннолетних от угрозы алкогольной зависимости, регулирует правоотношения, возникающие в сфере профилактики алкоголизма, определяет основные принципы профилактики и защиты несовершеннолетних от угрозы алкогольной зависимости, основные направления деятельности органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований. Закон направлен на превентивную профилактику потребления алкоголя несовершеннолетними, в том числе совершения ими правонарушений в состоянии алкогольного опьянения. – В конце 2009 года были внесены изменения в закон Московской области «О государственной молодежной политике в Московской области». Что это дало? – Создало правовую основу для создания молодежного парламента в Московской области. В соответствии с данным законом комитетом был разработан, внесен на рассмотрение Московской областной Думы проект закона «О Московском областном молодежном парламенте». Закон определяет цели формирования, статус, задачи, полномочия, порядок формирования молодежного парламента, права и обязанности его членов. Закон призван сыграть значительную роль в привлечении молодежи к участию в политической жизни Подмосковья, а также позволит Московской области стать полноправным участником различных молодежных парламентских структур. В настоящее время члены Московского областного молодежного парламента – члены профильной комиссии регулярно посещают заседания комитета, они являются связующим звеном, представляя интересы подмосковной молодежи, и одновременно обучаются законотворческой деятельности.
Комментарии