search
main
0

Доски&приставки. Мобильные интерактивные устройства: плюсы и минусы

Современный технический прогресс спешит на помощь школе. Сегодня интерактивные технологии и устройства прочно входят в систему образования. Что они собой представляют и чем могут нам помочь? С их помощью учитель и ученики получают возможность влиять на ход образовательного процесса, изменять представляемый материал и тут же видеть результаты. Взять, к примеру, интерактивные проекционные экраны, которые по школьной традиции называют интерактивными досками. Выбор таких изделий огромен – на рынке за последнее время появилось большое количество различных по качеству, цене и эффективности систем. К сожалению, предлагая оборудование и поставляя его в образовательные учреждения, никто не задумывается о степени его нужности, а также эффективности и удобстве использования в школах и классах.

Традиционные интерактивные доски представляют собой жесткий проекционный экран с электронной начинкой. Принципиально устройства очень схожи между собой: все они позволяют управлять компьютером дистанционно, рисовать произвольные рисунки и писать текст от руки. Однако и недостатки их тоже одинаковы – они громоздки (ведь чем больше экран, тем лучше видно изображение на нем издалека), да и цена достаточно высока.

Мы располагаем информацией и отзывами о четырех типах интерактивных устройств:

полноразмерные доски с резистивной технологией;

полноразмерные доски с инфракрасно-ультразвуковой технологией;

приставки к маркерным доскам/стенам с инфракрасно-ультразвуковой технологией;

приставки с технологией слежения за объектом с помощью угловых камер или инфракрасных датчиков.

Все эти технологии в разных воплощениях представляют, по сути, одну и ту же систему, работающую с мультимедийным проектором и компьютером. Маркер (стилус) каждой из них – аналог курсора компьютерной мыши, прикосновение к доске соответствует левому щелчку, правый щелчок осуществляется как программно, так и в виде кнопок на самом маркере в зависимости от типа доски.

Почему же, если все доски выполняют одни и те же функции, учителя отдают предпочтение какой-то конкретной фирме?

При использовании интерактивной доски с проектором на подставке можно избавить себя от монтажных работ и взаимодействовать с интерактивной системой как мобильной. Однако из-за особенностей системы любого проектора возникает огромнейшее неудобство – тень человека занимает почти всю поверхность устройства. А для некоторых типов интерактивных досок появляется и вторая проблема – появляется оптическое «горячее» пятно в различных областях проекции. (Избежать этого можно, подвесив проектор под максимально возможным углом между потолком и плоскостью проектора. Тогда тень вместе с пятном уходит вниз или совсем исчезает.)

От многих учителей приходится слышать претензии к работе устройств, не связанные с неполадками компьютера, – некоторые доски содержат огромное количество точек калибровки. С одной стороны, это вроде бы должно говорить о повышенной точности работы системы, однако на практике наблюдается обратная ситуация. У ряда традиционных интерактивных досок калибровка очень нестабильна.

Еще одна обсуждаемая проблема всех сенсорных тактильных технологий – возможность нажимать на экран пальцем или любым другим предметом. Хоть так и удобнее, все-таки это противоречит этике воспитания детей, поскольку мы постоянно говорим им о том, что показывать пальцем нехорошо.

Очень много жалоб от учителей поступает по поводу точности интерактивных досок. Производитель приводит цифры: 4000х4000 точек на всю рабочую поверхность. Но реализуется ли это на практике? Ведь натянутое полотно, прогибаясь, образует воронку, дающую достаточно большую поверхность для контакта, а размеры подушечки пальца намного больше, чем некоторые значки программных продуктов, и по ним трудно попадать. Все это затрудняет использование доски и затягивает урок.

Кроме того, при написании в режиме обычной доски многие люди пишут маркером, облокачиваясь при этом запястьем или другой рукой о поверхность и вызывая тем самым сбой системы. Вместо текста появляются каракули. Сбои в работе возможны, и когда на нижнем лотке неправильно лежат маркеры и губка. Подобных мелочей довольно много, причем у каждого устройства они свои и, разумеется, всегда компенсируются прочими достоинствами.

Какие же интерактивные системы сегодня пользуются у учителей популярностью и лишены большинства перечисленных недостатков? Альтернатива интерактивным доскам – интерактивные приставки. С помощью этих небольших легких устройств можно превратить любую поверхность в интерактивную. Например, можно прикрепить его на обычную маркерную доску и тут же начать работать.

Наибольшей популярностью у учителей пользуются именно приставки к обычным маркерным доскам, например, система МИМИО XI от американской фирмы Virtual INC и пока еще малоизвестная система Ebim. Они используют одну и ту же технологию – комбинацию ультразвукового и инфракрасного излучений. Управляются не только пальцем, а специальным электронным маркером (стилусом), что исключает полностью моменты с неожиданными эффектами на доске. МИМИО давно и успешно используется представителями системы образования и бизнеса во многих странах. Успех объясняется просто. Это устройство выполняет все функции интерактивной доски, но при этом имеет еще и ряд преимуществ.

Во-первых, мобильность. Изделие легко перенести, установить и снять, его габариты составляют всего 45 см в сложенном виде, а вес – не более 500 г. При наличии блока беспроводной связи можно работать от батареек или аккумуляторов, что очень важно в аудиториях с неудобной планировкой. С доской так не получится, даже если ее установить на подвижную подставку. Обычной школе все это дает возможность использовать одно устройство в различных аудиториях. Ведь интерактивная доска, как правило, эксплуатируется только в одном кабинете и лишь одним преподавателем. А мобильное устройство позволяет использовать его намного более интенсивно и предоставить доступ к интерактивным технологиям большему числу учителей.

Другое достоинство мобильной приставки – размер поверхности, которую она может сделать интерактивной. Ведь чем больше доска, тем она дороже. Интерактивная же приставка может охватить площадь 120х240 см – это больше, чем у самых крупных досок. А если и этого мало, то на одном экране можно одновременно работать сразу с несколькими приставками.

Заявленная точность устройств вполне оправдывает себя, так как при небольшом количестве точек калибровки системы не меняют своих настроек, и настройку при стационарном положении проектора и доски нужно произвести только один раз. Точность зависит только от видеокарты компьютера, а также от разрешения проектора – чем оно выше, тем точнее работа систем, которые при отсутствии картинок и заложенных презентаций показывают новые возможности и просто необходимы в повседневной образовательной жизни. Сюда относятся: запись в реальном времени всего урока со звуком, распознавание рукописного русского и латинского текстов и преобразование их в печатный, наличие всевозможных экранных шторок, которыми можно скрывать части экрана на время контрольных мероприятий, и так далее.

Кстати, МИМИО можно использовать и без проектора, в режиме копирующей доски. Дополнительный набор из четырех маркеров и ластика позволяет рисовать четырьмя цветами и переносить рисунки в компьютер, который даже не обязательно подключать к приставке. МИМИО имеет встроенную память, рассчитанную приблизительно на 10 часов презентации.

Немаловажный критерий выбора – это цена. При всем обилии достоинств устройства, она примерно в четыре раза ниже, чем у любой другой интерактивной доски, где зачастую используются дорогостоящие экраны.

Но есть удачные решения и у традиционных интерактивных комплексов. Например, не отстают по популярности изделия Hitachi Star Board серий FX – 77/82. Это доски с технологией, аналогичной системам МИМИО, но имеющие при этом собственную поверхность и возможность использования как копи-доску. Hitachi, так же как и МИМИО, почти лишена минусов и тоже снабжена программой распознавания рукописного текста: имеется приложение, записывающее все, что происходит на доске со звуком. Интерфейс программного обеспечения красочный и достаточно простой. Стоит отметить, что об этих двух системах учителя никогда не отзываются плохо.

Революционно новый продукт фирмы Hitachi – Star Board FX-77 DUO. Это поколение интерактивных досок, которые совмещают две технологии – на ней можно работать как пальцем, указкой или другими предметами, так и электронным маркером. Причем эти режимы легко меняются, что сводит к нулю возможность возникновения ошибок при письме от руки – просто отключается сенсорный режим и производится работа электронным маркером, и теперь уже ладонь, попавшая в поле зрения датчика, не собьет работу системы.

Еще одно преимущество – повышенная точность, легкость нажатия электронного маркера, возможность работать у доски двум ученикам одновременно, возможность управлять размерами картинок и видео двумя пальцами. Для удобства пользования все основные инструменты для письма и рисования, а также работы с приложениями вынесены на боковые части. Эта интерактивная доска только-только входит в систему образования, но уже завоевала большую популярность среди учителей, пользующихся возможностями мультимедийных технологий.

По мнению большинства учителей, интерактивные системы действительно повышают мотивацию к обучению у детей, а также упрощают и сокращают время подготовки к урокам. И выбор конкретной – более удобной – модели играет довольно важную роль.

Андрей РАХОВ, эксперт по интерактивным комплексам в образовании; Виктор ТРУШИН, методист по обучению работе с интерактивными комплексами

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте