Наталья КУЗНЕЦОВА, заведующая Центром развития ребенка – детским садом №2452 Северо-Западного окружного управления образования:
– Физическое воспитание – основа спортивных достижений, здоровья и правильного физического развития. В детском саду мы видим потенциал для воспитания здоровой и успешной личности, раскрытия способностей каждого ребенка и задатков наших будущих олимпийцев. Но есть ли достойное место спортивному воспитанию в современном детском саду?
С одной стороны, мы создаем условия для развития спортивных талантов ребенка, с другой – стараемся привить ему любовь к спортивным играм, воспитать отношение к спорту, сделать все, чтобы спортивные игры вошли в жизнь ребенка и стали органичным продолжением его досуга в последующей жизни.
Спортивное воспитание дошкольников должно быть направлено на содействие ориентации ребенка в мире спортивных явлений, на использование элементов спорта в качестве средства и метода достижения эффекта здорового отдыха – развлечения, организации интересного эмоционально-настроенного досуга. Нам необходимо активнее включать родителей в процесс спортивного воспитания. Если мы вместе с семьей сможем привить ребенку любовь к спорту в детском саду, то в дальнейшем это станет нормой его жизни.
Сегодня уже созданы условия, которые способствуют развитию спортивного воспитания в московских ДОУ. В столице растет сеть дошкольных учреждений с приоритетным осуществлением физического воспитания детей, созданы и работают экспериментальные площадки по реализации инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий, экспериментальное и инновационное пространство охватывает 29 дошкольных ДОУ в рамках действующих 6 городских и 8 окружных экспериментальных площадок, которые имеют 11 научных руководителей, регулярно проводится общегородской мониторинг здоровья и физической подготовленности детей, обновляются формы и методы физкультурно-оздоровительной работы, создаются условия для создания здоровьесберегающей среды.
Московские детские сады продолжают работу по увеличению числа спортивных секций и кружков, на сегодняшний день их уже 952, в них занимаются 23 тысячи дошколят. Новый импульс нашей работе даст программа модернизации системы столичного образования на 2008-2010 годы, а также городская комплексная программа «Спортивное воспитание в дошкольных образовательных учреждениях города Москвы на 2008-2010 годы».
Значит ли это, что есть нерешенные проблемы? Да, проблем хватает. Материально-техническая база многих ДОУ не отвечает современным требованиям для проведения полноценных занятий физической культурой и спортом, требуют пересмотра программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров физкультурно-спортивного профиля для ДОУ, не ориентировано на различные виды ДОУ и программно-методическое обеспечение физического и спортивного воспитания.
Убеждена, что Департамент образования должен выйти в Минобрнауки РФ и Минздравсоцразвития РФ с предложением о введении в реестр профессий профессии «воспитатель по физической культуре», внести коррективы в проектную документацию на строительство спортивного блока в ДОУ с учетом требований СанПиНа, открыть экспериментальные площадки по апробации моделей физкультурно-спортивного воспитания дошкольников. Поскольку Департамент физической культуры и спорта – партнер Департамента образования, думаю, им вместе нужно создать рабочую группу по разработке концепции и программы «Спортивное воспитание детей дошкольного возраста», кроме того, московскому «спортивному» департаменту следовало бы провести стандартизацию спортивного инвентаря и оборудования, мест проведения занятий по физической культуре и спорту в ДОУ.
Важная роль отводится детским оздоровительно-образовательным центрам и окружным методическим службам, которые, на мой взгляд, должны обеспечить научно-методическую поддержку всем категориям работников ДОУ, проведение мероприятий по профилактике травматизма во время физкультурно-спортивных занятий с детьми и психофизическую поддержку детей «группы риска» средствами физической культуры и спорта через дальнейшее развитие секций, групп здоровья в детских садах, расширить принцип интеграции занятий по физической культуре с формами дополнительного образования и оздоровительными мероприятиями в режиме дня, усилить контроль за качеством физкультурно-спортивного воспитания детей, совершенствовать систему дополнительного физкультурного воспитания, увеличить контингент детей, задействованных в сфере физкультурно-спортивных услуг ДОУ. Крайне актуальным и полезным будет, думаю, проведение «круглых столов», участники которых рассмотрят вопросы преемственности в работе детских садов, образовательных учреждений и спортивных школ.
Для осмысления всех проблем необходимо четко определять значение понятий, касающихся физического воспитания в дошкольных учреждениях. Создать единую инфраструктуру, позволяющую объединить усилия образовательных учреждений, муниципальных служб и оздоровительно-образовательных центров.
Комментарии