search
main
0

Дошкольная образовательная организация в период обновления предметно-пространситвенной среды

Система дошкольного образования в настоящее время проживает период обновления, начиная с внешнего облика дошкольной организации, и заканчивая введением профессионального стандарта педагога.

Играем вместе с детьми: развитие игровой деятельности у детей. Программа по обучению, воспитанию и развитию детей дошкольного возраста / под ред. С.. Лебедевой. – М.: ИЛЕКС, 2009. – 165 с. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателей / Н.Я. Михайленко, Н.. Короткова. – М.: ЛИНК-ПРЕСС, 2009. – 96 с. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Е.Н. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.. Васильевой. – М.: МОЗИК-СИНТЕЗ, 2011. – 336 с.

Вопросы обновления содержания дошкольного образования безусловно волнуют сообщество педагогов-практиков дошкольного образования. Изменились программы дошкольного образования, форма организации деятельности в дошкольной образовательной организации, сама социальная ситуация и среда ребенка дошкольного возраста. Несмотря на все перечисленные изменения, сохранились условия, источники и движущие силы психического развития, проблемы возраста и возрастной периодизации развития ребенка дошкольного возраста, которые сегодня требуют обновленных подходов, в т.ч. с учетом введения федерального государственного стандарта дошкольного образования.

Кроме того, с формулировкой новых задач в системе организации дошкольного образования возникла необходимость толкования целого комплекса понятий, таких, как «инфраструктура детства», «предметно-пространственная среда для детей», «предметно-развивающая среда». В статье речь пойдет о некоторых принципах и подходах к организации предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации, а именно сконцентрируемся на часто возникающих ошибках при «проектировании» такой среды в дошкольной образовательной организации. Напомним определение понятия «развивающая предметно-пространственная среда».

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития, обновляемыми образовательными ресурсами, в том числе расходными материалами, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (пункт 3.6.3 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384, Российская газета, № 265, 2013).

Безусловно, сейчас накоплено достаточно большое количество практик по организации в дошкольной образовательной организации предметно-пространственной среды, которая подразумевает создание благоприятных условий для развития детей дошкольного возраста в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, педагогами и другими детьми, в процессе игры и других условий, перечисленных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Но, довольно часто, на практике сталкиваемся с тем, что воспитатель и педагог из многообразия представленных компонентов предметно-пространственной среды не может выбрать и систематизировать необходимые для конкретной дошкольной образовательной организации и для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Зачастую при широком выборе средств и компонентов наполнения предметно-пространственной среды образовательная организация сталкивается с их излишней дороговизной или навязыванием комплекса средств со стороны производителей. В этом, случае, при наличии достаточного объема финансирования для, например, осуществления закупки целого комплекса средств и предметов, основная дилемма, которую необходимо решить и обосновать с помощью финансовых критериев, какому из вариантов следовать: использовать более совершенное и дорогостоящее оборудование, увеличивая капитальные издержки; приобрести менее дорогое оборудование и увеличить текущие издержки; выбрать только недостающее количество оборудования, средств, материалов. Поэтому, после принятия решения и определения основной образовательной программы дошкольного образования основным предложением выступает проведение инвентаризации групп дошкольной образовательной организации на наличие или отсутствие необходимого количества оборудования, средств, материалов, решающих задачи программы. Нам, кажется, что именно необходимое количество позволяет гармонично формировать пространство дошкольной организации и групповых комнат, именно необходимое количество обеспечивает экологичность обстановки и оптимальную эмоциональную нагрузку на ребенка дошкольного возраста. Принцип эмоциональной насыщенности среды обеспечивается ее воздействием на эмоциональную сферу ребенка, вызывают эмоциональный отклик от впечатлений и отражают их в деятельности. При применении данного принципа следует учитывать психологически оправданное и педагогически целесообразное воздействие среды на эмоциональную сферу ребенка, так как существующая возрастная особенность детей раннего и дошкольного возраста, связана с психо-эмоциональной лабильностью. В этой связи существует риск психо-эмоционального перенапряжения ребенка. Поэтому соблюдение принципа эмоциональной насыщенности среды целесообразно в сочетании с принципом «психо-эмоциональной экологичности», который обеспечивается чередованием пассивных и активных форм деятельности, деятельностных и созерцательных состояний детей, умеренным использованием стимулов на разные органы чувств детей дошкольного возраста. Зачастую наблюдается обратная картина, когда в дошкольных образовательных организациях, при наличии хорошей финансовой базы, закупается большое количество современных средств и оборудования функционально не связанных между собой (например, не выполняющих ни визуальную, ни информационную, ни эстетическую нагрузки или наоборот, когда одна игрушка несет в себе множество функций, например, «телефон-паровоз», игрушечный «паровоз-сортер с телефоном – собачка» и др.), не являющихся важной основой для использования в повседневной жизнедеятельности ребенка (например, одноцветные типовые конструкторы, одноцветные типовые кубики, одноцветные типовые фигуры). Такой подход, безусловно позволяет обеспечить каждого ребенка дошкольного возраста достаточным количеством комплектов одинакового оборудования, но совершенно не учитывает развивающую его сторону, когда более интересными и менее дорогостоящими, а иногда и не требующими финансовых затрат представляются наборы из природного материала (ракушки, шишки, глина, песок, вода, дерево, бумага, желуди, орехи, семена и др.), а также дополнительные детали, аксессуары, например, для кукол (посуда, техника, одежда).

По данным Росстата России в сентябре 2016 года среди детских товаров наибольшим спросом среди игрушек пользовались мягкие игрушки, далее следуют учебные и дидактические материалы.

Поэтому безусловно в дошкольной образовательной организации необходимо наличие мягких игрушек, а также кукол. Чаще всего родителей (законных представителей) волнуют вопросы определения требований к детским мягким игрушкам и куклам, возможности их использования в дошкольных образовательных организациях (в т.ч. медицинских, экологических (качество материала и степень обработки), эстетических, психоэмоциональных (радость и удовольствие), педагогических (развитие способностей, умений), нравственных требований), требований к срокам коллективного использования детьми, к определению «срока эксплуатации» при коллективном использовании в дошкольной образовательной организации.

Использование мягких игрушек в дошкольной образовательной организации ограничено требованиями СанПин, мягкая игрушка может быть задействована исключительно в качестве дидактического материала, но, тем не менее, в связи с тем, что рынок мягких игрушек и кукол перенасыщен дешевыми и разнообразными товарами азиатских стран, можно наблюдать картину поступления в некоторые дошкольные организации мягких игрушек и кукол, которые могут оказывать губительное, а иногда и травмирующее влияние на психическое здоровье ребенка, не соответствовать культурным архетипам той страны, где проживает ребенок или культурным и религиозным ценностям семьи, в которой воспитывается ребенок.

Например, зафиксировано поступление в дошкольные образовательные организации, так называемых натуралистических игрушек-пупсов или кукол, имеющих явные половые признаки (так называемых анатомически правильных пупсов или кукол), или игрушек-монстров (в т.ч. скелеты, черепа), а также мягкие игрушки, по которым, например, невозможно определить реалистичное представление ни по цветовому решению, ни по визуальному образу о животном или птице, которое они воплощают. Такие игрушки нарушают принцип работы дошкольной образовательной организации, обеспечивающей сохранность не только физического, но и психического здоровья ребенка, гармоничного его развития.

Основными системными проблемами является создание безбарьерной среды, учитывающей потребности большинства детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации, не имеющей специализированной направленности.

Необходимым представляется планирование закупки реабилитационно-коррекционной продукции и изделий медицинского назначения, обеспечивающих на удовлетворительном уровне реабилитацию и образование детей с ОВЗ. При недостаточном финансировании дошкольной организации предлагается сделать акцент на закупку недостающего спортивно-игрового оборудования и инвентаря, детских игр и игрушек, выполняющих культурологические и коммуникативные функции, развивающих и обучающих игрушек, в т.ч. наборов Монтессори (предполагающих определенный уровень прочности, возможность гигиенической обработки и образовательной ценности).

Статья 13 Федерального закона № 273-ФЗ предусматривает, что образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации, тем не менее, для дошкольного образования, полагаем в полной мере не рациональным и может быть использован, например, при работе с родителями (законными представителями) осуществляющими дошкольное образование в семейной форме. Основной тенденцией в этом направлении в дошкольном образовании сохраняется интеграция информационно-коммуникационных технологий в традиционную предметно-пространственную развивающую среду. Необходимо отметить, что основное влияние на использование информационно-коммуникационных технологий с дошкольного возраста оказывает влияние, так называемый «феномен быстрого взросления детей». Новое поколение детей оказывается в мире видеоигр и компьютеров с доступом в сеть «Интернет» практически с рождения, довольно быстро осваивает этот «мир». Именно это и заставляет производителей создавать более сложные продукты. Важно использовать именно развивающую продукцию, в дозированном виде, чтобы не подменить или вытеснить традиционную деревянную, пластмассовую игрушку, игры на детских и дворовых площадках.

Полагаем, что предлагаемая продукция должна быть лицензируемой, ориентированной на систему дошкольного образования, включать в себя игры-эксперименты, творческие игры, аудиовизуальный контент (знания об окружающем мире, о животных, птицах, цветах, счете и др.). Также тенденцией в этой области может стать использование популярных отечественных детских мультфильмов и фильмов, детских программ, национальных культурных образов в развивающем электронном контенте для воспитания и обучения детей дошкольного возраста. При этом, спорным вопросом остается возможное время использования информационного визуального контента, а также обучающих программ для дошкольников в группах дошкольных образовательных организаций.

В этой связи, полагаем, что руководитель образовательной организации и сотрудники должны определить для себя основные критерий выбора необходимого количества и перечня средств и компонентов, способствующих наполнению или дополнению предметно-пространственной среды. Безусловно, они зависят от специфики программы, которую реализует дошкольная образовательная организация, а также возрастного контингента детей (например, наличие групп младшего дошкольного возраста, групп кратковременного пребывания, групп ранней помощи, консультативных пунктов, «центры развития» и др.). Перечислим основные критерии, учет которых, на наш взгляд сохраняет свою актуальность:

1. Возможность формирования средств обучения и воспитания в функционально-связанные системы (модули) под конкретные виды детской деятельности (активности) детей. Такой критерий обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих предметно-пространственной среды (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской деятельности.

2. Возможность использования средств обучения и воспитания для выполнения различных функций обучения и воспитания (применение элементов предметно-пространственной среды для реализации парциальных программ (чем для большего числа направлений они могут быть использованы, тем выше развивающий потенциал)).

3. Доступность использования средств обучения и воспитания. Обеспечивает свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской деятельности.

4. Адаптированность средств обучения и воспитания к предметно-пространственной среде. Обеспечивает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей.

5. Безопасность использования средств обучения и воспитания. Все элементы предметно-пространственной среды должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими, как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, правила пожарной безопасности и эмоциональной безопасности.

6. Соответствие основной общеобразовательной программе дошкольного образования.

7. Соответствие материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в дошкольной образовательной организации.

Таким образом, создавая предметно-пространственную среду любой возрастной группы в дошкольной организации, важно помнить о том, что необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников образовательных отношений, дизайн и эргономику современной среды дошкольной образовательной организации, психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

NB! Статья подготовлена в рамках выполнения работ (оказания услуг) по Государственному контракту от 9 сентября 2016 года №. 08.022.11.0069 «Создание механизмов для развития инфраструктуры дошкольных образовательных организаций в условиях изменения законодательства в сфере образования», под редакцией авторского коллектива: Е.Ю. Ложкина (начальник отдела Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России), Т.В. Гаврикова (научный сотрудник ФГАУ «Федеральный институт развития образования», к.п.н.), Л.Т. Потанина (профессор кафедры начального образования психологического факультета ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет», д.психол.н.).

Список использованной литературы:

Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Загвоздкин В.К. Организация пространства в детских садах Гамбурга и Веймара // Научно-публицистическая газета Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации «Горизонты современного образования». – 2013. – Март. – № 3 (66). – С. 1, 4.

Играем вместе с детьми: развитие игровой деятельности у детей. Программа по обучению, воспитанию и развитию детей дошкольного возраста / под ред. С.А. Лебедевой. – М.: ИЛЕКСА, 2009. – 165 с.

Комарова Т.С., Филипс О.Ю. Эстетическая среда в ДОУ: учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.

Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателей / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 96 с.

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Е.Н. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336 с.

Радионова О.Р. Педагогические условия организации развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении: дисс. соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. – 187 с.

Радионова О.Р. Развивающая предметная среда в дошкольном воспитании. 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12–14 апреля 2000 г.). – М.: Экопсицентр РОСС, 2000. – С. 208–209.

Радионова О.Р. Педагогические условия организации в дошкольном образовательном учреждении развивающей предметной среды по формированию у старших дошкольников основ гражданской идентичности // Образовательная политика. – 2009. – № 12. – С. 74–78.

Радионова О.Р. Особенности организации развивающей предметной среды как части образовательного пространства дошкольников. Стабильность и безопасность жизненного пространства человека // Материалы I Международной конференции. Берлин. 2011. (Stabilität und Sicherheit des menschlichen Lebensraumes. Materialien der 1. Internationalen Konferenz. – Berlin: West-Ost-Verlag, 2011. – 318 S.).

Распоряжение Правительства РФ от 11 июня 2013 г. № 962-р (ред. от 17 февраля 2014 г.) «Об утверждении Стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 года и плана первоочередных мероприятий на 2013 – 2015 годы по ее реализации»

Фото Ольги Максимович

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте