Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Дорожная карта. У каждой стажировочной площадки – уникальный опыт

Учительская газета, №48 от 27 ноября 2012. Читать номер
Автор:

В соответствии с федеральной целевой программой развития образования (ФЦПРО) на 2011-2015 годы приказом Минобрнауки РФ №2184 от 4 августа 2011 года был утвержден перечень субъектов Российской Федерации – победителей конкурсного отбора региональных программ развития образования в целях предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку реализации в 2011-2013 годах мероприятия «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» ФЦПРО на 2011-2015 годы по направлению «достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» с указанием размеров предоставляемых им субсидий. Татарстан вошел в число 16 субъектов РФ – победителей конкурсного отбора. Высокий уровень готовности Института развития образования Республики Татарстан (ИРО РТ) к осуществлению функций стажировочной площадки обусловил решение правительства республики о назначении института центром ответственности за реализацию мероприятий по направлениям ФЦПРО на 2011-2013 годы. О деятельности стажировочной и базовых площадок в регионе рассказывает ректор Института развития образования Республики Татарстан Елена Германовна СКОБЕЛЬЦЫНА.

Основные задачи деятельности стажировочной площадки – осуществить подготовку ведущих консультантов и тьюторов по вопросам развития системы образования; разработать и внедрить в практику образовательной деятельности и управления дошкольным и общим образованием моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество дошкольного и общего образования; создать на основе информационно-коммуникативных технологий систему управления качеством дошкольного и общего образования; обеспечить условия для непрерывного и эффективного повышения квалификации педагогических и управленческих кадров для реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования; сформировать систему повышения квалификации и переподготовки работников образования на основе бюджетного сертификата педагога и модульного принципа его обучения.Стажировочная площадка ИРО РТ свою деятельность осуществляет совместно с базовыми площадками – 20 дошкольными образовательными учреждениями и 14 общеобразовательными учреждениями Татарстана.Каждая площадка обладает уникальным инновационным опытом в сфере образования, внутрифирменной культурой непрерывного профессионального развития, кадровыми, информационными и материально-техническими ресурсами. Важно, что среди базовых площадок доля сельских детских садов составляет 25 процентов. Разнообразие организационных форм (традиционные муниципальные, автономные, семейные, негосударственные дошкольные общеобразовательные учреждения) вызывает интерес не только коллег из городов и районов Татарстана, но и из других регионов Российской Федерации.Образовательные программы. По направлению «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» программа называется «Современные модели муниципальной системы дошкольного образования». В ее составе 4 модуля: «Внедрение вариативных форм дошкольного образования», «Обновление содержания дошкольного образования в соответствии с ФГТ», «Организация и управление автономным ДОУ» и «Реализация проекта «Электронный детский сад».В каждой из программ имеется модуль подготовки тьюторов – педагогических работников, способных выступить наставниками и помощниками для своих коллег по различным направлениям профессионального развития.В рамках ФЦПРО базовые площадки были оснащены оборудованием и учебно-методическими материалами, необходимыми для реализации программ на основе деятельностного подхода. Стажировочная площадка оснащена видео-конференц-связью (ВКС). Это позволило осуществлять дистанционное обучение – проводить вебинары, интерактивные лекции, телестажировки, развивать образовательный туризм – организовать экскурсии по лучшим общеобразовательным учреждениям и тем самым создавать условия для обмена педагогическим опытом, идеями.Использование цифровых технологий при организации проектной деятельности слушателей способствует развитию их информационной компетентности и коммуникативных навыков. Стажировочная и базовые площадки совместно с представителями поставщиков оборудования работают над проектом «Стартап «Что для чего». Консультационная поддержка в формате видеотренингов и постоянно действующего форума на базе сайта ИРО РТ irort.ru (ФЦПРО) обеспечивает эксплуатацию оборудования в штатном режиме.Дорожная карта (сетевой план-график) реализации направления «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» предполагает подготовку специалистов, в том числе тьюторов, на базе стажировочной и базовых площадок, проведение научно-практических семинаров и педагогических конференций, вебинаров и форумов по проблемам дошкольного образования. Анализ эффективности деятельности стажировочной площадки осуществляется на основе сопоставления достигнутых и планируемых показателей заранее определенных индикаторов.На данный момент обучено 615 специалистов из разных регионов России. Наиболее привлекательным для педагогов – слушателей курсов повышения квалификации на данном этапе является модуль «Обновление содержания дошкольного образования в соответствии с ФГТ». Ему отдали предпочтение 50 процентов слушателей.Слушатели курсов неизменно отмечают высокий уровень организации очных и дистанционных форм обучения. «Эти курсы дали нам возможность по-новому оценить роль повышения квалификации и стали стимулом к профессиональному совершенствованию», – пишут педагоги – слушатели курсов по теме «Обновление содержания дошкольного образования» 2012 года. Педагоги из Екатеринбурга отмечают высокий профессионализм организаторов и лекторов курсов по теме «Обновление содержания дошкольного образования: этнокультурный компонент». «Занятия проходили в комфортных условиях с применением нового оборудования и современных цифровых и педагогических технологий, узнали много нового и получили импульс к профессиональному развитию», – отмечают они в своих отзывах. Педагоги из Чувашской Республики выразили свое отношение к стажировке на базе детского сада №405 Казани такими словами: «Базовая площадка – это мир сказки, фантазии и творчества». Из отзывов слушателей из далекого сибирского города Надым следует, что опыт, распространяемый педагогами Республики Татарстан, уникален и представляет собой технологию развития предметно-развивающей среды в ДОУ: «Полученные представления о проектной деятельности будем обязательно использовать в работе. Это технология будущего». Многие слушатели нашли для себя единомышленников и установили контакты для дальнейшего профессионального общения. «Мы с вами будем дружить», – пишут педагоги из Ямало-Ненецкого округа.Семинары, конференции, вебинары. В рамках реализации мероприятия ФЦПРО «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» прошли республиканские и всероссийские семинары «Стратегия развития образования Республики Татарстан: состояние и перспективы», «Государственно-частное партнерство как альтернативная технология развития дошкольного образования в Республике Татарстан», «Реализация республиканской программы «Бэлэкэч» – «Малыш»: идеи, поиски, решения». Всего в них приняло участие более 1000 педагогов дошкольных образовательных учреждений Республики Татарстан и других субъектов Российской Федерации.Сетевая активность. Одной из главных задач ФЦПРО является развитие активности сетевого взаимодействия педагогов из различных регионов России с целью распространения передового педагогического опыта. Опыт развития инновационных процессов в системе образования Республики Татарстан вызвал интерес педагогов из многих субъектов Российской Федерации. Сегодня это наши партнеры и единомышленники, которые осознанно готовы применять опыт татарстанских учителей на практике.Реальная педагогическая практика остро нуждается в осмыслении, обобщении и популяризации опыта внедрения вариативных форм дошкольного образования, в разработке нормативно-правовой базы для реализации государственно-частного партнерства, научно-методического обеспечения и развития новых форм дошкольного образования, педагогических и управленческих кадров, способных эффективно работать в условиях реализации федеральных государственных требований. Всю эту работу выстраивает Институт развития образования Республики Татарстан в тесном сетевом взаимодействии с базовыми площадками – инновационными дошкольными и общеобразовательными учреждениями, в содружестве с педагогами из регионов Российской Федерации.Казань, Татарстан


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту