search
main
Топ 10
В новом учебном году российские школы перейдут на единую программу русского языка и литературы Дети – в истерике, родители – в шоке: в Новороссийске разгорелся скандал из-за ЕГЭ по русскому языку Результаты ЕГЭ некоторых новороссийских школьников аннулировали из-за использования словарей С 2024/25 учебного года в школы вернется черчение В Иркутской области объявили имена первых стобалльников ЕГЭ В Москве огласили дату и место празднования Общегородского выпускного ЕГЭ-2023: экзамен по обществознанию напишут почти 300 тысяч человек В регионах появились первые стобалльники На Ямале впервые ученикам педклассов вручили сертификаты на целевое обучение Рособрнадзор: ЕГЭ по истории и физике прошли без сбоев Более 202 тысяч выпускников напишут ЕГЭ по истории и физике В шести пилотных регионах пройдет эксперимент по сокращению бюрократической нагрузки на педагогов Глава Рособрнадзора заявил, что ЕГЭ по физике должен быть более привлекательным Школьников на уроки физкультуры будут допускать после медосмотра Химическая формула лагмана: челябинские школьники создали уникальную кулинарную карту России Бакалавриат, специалитет, магистратура – в чем разница, разъяснили специалисты РАНХиГС В Абакане назвали имя первого обладателя 100 баллов за ЕГЭ Президентская библиотека и АО «Издательский дом «Учительская газета» развивают партнерские отношения Педагогам ЮФО рассказали, как использовать конструктор рабочих программ и учебных планов «История в учебниках и за пределами учебников»: в Подмосковье прошел педагогический интенсив
0

Дорога в тупик или путь из тупика? Упрощение профессии педагога – трагическая неизбежность настоящего

Окончание. Начало в №13-20.

Это как раз тот самый случай, когда вспоминаешь Чацкого:Ах! Если рождены мывсе перенимать,Хоть у китайцев бынам несколько занятьПремудрого у них незнаньяиноземцев.Но будем справедливы и по отношению к американцам. Они ведь не только путаники, но и распутывать тоже умеют.Мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг настоял на том, чтобы по результатам ученических тестов составить и опубликовать рейтинг 18000 учителей. Правительство штата спешно отменило закон, запрещающий использовать результаты тестов для оценки качества работы учителей. Но восстала общественность (она и в Америке существует). Против выступил Билл Гейтс. Известный специалист по вопросам качества педагогической деятельности Линда Дарлинш-Хамсонд писала, что результаты тестов больше зависят от того, какие ученики собрались в классе, чем от компетентности учителя.Но Блумберг настоял на своем. Все окончилось конфузом. В одном месте уволили победителя конкурса «Учитель года», в другом обнаружили, что лучшие учителя показали низкие результаты.А профессор Дайан Рэвич, чья статья в русском переводе напечатана во втором номере журнала «Вопросы образования» за 2012 год, написала: «Ни в одном государстве, если только оно не следует дурному примеру США, не подходят к оценке качества педагогической работы так грубо. Тесты – не критерий, не инструмент научного исследования. Пытаться измерить профессионализм с помощью разрядов и рейтингов – значит совершенно не понимать, насколько сложна совокупность качеств, которые делают человека профессионалом». Нет, нет, не безнадежны американцы. Да и мы вот начали это все понимать.А ведь эти у нас до половины столь желанных школами и руководителями народного образования 220 баллов всего за три экзамена дают тесты. А добрая четверть вообще заработана репетиторами.Вместе с тем я убежден, что не только форма контроля, но прежде всего содержание его определяет и содержание образования. В своих статьях и книгах я приводил множество примеров заданий С, которые были педагогически безграмотны и даже нередко ущербны в нравственном отношении (и ни разу не был опровергнут!). Речь идет не только об экзаменах, но и о всякого рода мониторингах, многочисленных пособиях по подготовке к экзамену, в том числе, и особенно, выпущенных в ФИПИ. Да и в этом цикле статей я два таких примера привел.Недавно в трех одиннадцатых классах я провел работу по заданию С, которое было на экзаменах 2013 года, и убедился, насколько порочен данный текст. А тут вижу: этот вариант уже предложен в открытом доступе на 2014 год.Но могут сказать: ведь после текста С стоит вопрос: согласны или не согласны вы с позицией автора? Так что у выпускника есть полное право оспорить предложенное. Так-то оно так, но не так по существу.Спрашиваю после мониторинга у своей ученицы: «Но ведь ты так не думаешь?» А она отвечает: «Конечно, не думаю. Но я решила: раз они прислали такое, значит, я и должна именно так написать». В другой раз меня на уроке спрашивает ученица: «А разве на экзамене можно говорить НЕТ? Разве не обязательно только говорить ДА, соглашаясь с предложенным текстом?»И я понимаю их вопросы. Во всех книгах по подготовке к заданию С экзамена по русскому языку (а их я прочел, наверное, все) я не нашел ни одного примера, в которых ученик хоть в чем-нибудь усомнился. Но главное, что именно на это ориентирует методическое письмо ФИПИ: «Смысл аргументации ученика будет заключаться в том, чтобы в очередной раз показать актуальность, важность, жизненность, нравственную состоятельность, незыблемость доказанной этической аксиомы». А если это не аксиома и если она вовсе не незыблема? А если ученик думает иначе? Или экзамен не место для размышления?А еще мы удивляемся, что у нас сдать важнее, чем знать, знать важнее, чем понимать, а понимать куда важнее, чем чувствовать. И тут не могу не сказать вот о чем.На экзаменах этого года будут предприняты беспрецедентные меры для обеспечения честности проведенных экзаменов. Полностью понимаю и принимаю все эти усилия. Как и всем, мне стыдно за бесстыдство при проведении экзаменов. Но когда мне говорят, что все это обеспечит ОБЪЕКТИВНУЮ проверку знаний наших учеников, я с этим согласиться не могу. Потому что эта объективность прежде всего определяется содержанием экзаменационного материала. Нельзя измерять знания учащихся умением найти парцелляцию, о которой в литературной энциклопедии сказано, что это малоупотребительный литературоведческий термин и о которой я сам узнал только тогда, когда началась эпоха ЕГЭ. Нельзя о знаниях судить по текстам, где ученик бодро пересказывает заранее выученные шпаргалки и про честь, и про совесть, и про патриотизм.Я теперь проверяю все мониторинги только с открытым ноутбуком и беспощадно искореняю, хотя и не победно, эту методу написания сочинений. К моему предложению вот так же хотя бы выборочно проверить работы по ЕГЭ, естественно, отнеслись негативно.Объективность – категория не только процессуальная, организационная, но прежде всего СУЩНОСТНАЯ. И самое главное, ЧТО будет в спецпакетах и КАК будут потом их проверять.Рособрнадзор выпустил к экзаменам плакат: «Мы за честный ЕГЭ». Там в кружочках дорожных знаков перечеркнутые мобильный телефон и другие средства связи. И написано: «Рособрнадзор предупреждает: «Соблюдайте правила ЕГЭ!»Но все это не относится к учащимся. А это, как говорят математики, условие необходимое, но явно недостаточное.Константин Михайлович Ушаков прав: все упирается в профессионализм и ответственность учителя. Добавлю: всех работающих в образовании – от верха до низа и от низа до верха.P.S. 12 мая 2014 года я прочитал в «Российской газете», что 2 мая Президент России Владимир Путин подписал указ, согласно которому губернаторов больше не будут оценивать по результатам госэкзаменов в регионах. Комментируя этот указ, министр образования и науки Дмитрий Ливанов сказал, что теперь «российские школы не будут находиться в состоянии погони за результатами ЕГЭ, а смогут сосредоточиться на качестве образования». Нужно ли говорить о том, как я воспринял и этот указ, и этот комментарий к нему? Ведь проблема результата и качества в образовании – одна из самых главных проблем в моих размышлениях о судьбах современной нашей школы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте