search
main
0

Дорога от «надо» к «хочу». Урок умер. Да здравствует игра!

Чегем сегодня, конечно, совсем не такой, каким вспоминал его Кайсын Кулиев. Впрочем, несмотря на статус города, полученный недавно, немногое изменилось в его облике. Джанетта Кулиева приехала сюда работать из Нальчика, где закончила педагогический институт. Не скрывает: сначала испугалась. Дети отличались и отличаются от городских. Может быть, больше практицизма, меньше стремления читать, мало интересны отвлеченные, абстрактные сферы бытия. Все нужно подавать конкретно. А у нее – история, любимые темы связаны с культурой и культурологией. Но выручало умение играть на клавишных, находить контакты. Она старалась это делать по-разному, в том числе и с помощью анонимных анкет, в которых просила высказать отношение к имущественному неравенству, к ценностям, которые ученики предпочитают в жизни. А еще очень помогала ей искренность.

Как будто застыло время,Я вижу: белы домаИ снегом пишет в ЧегемеБелую повесть зима…

– Что нужно, чтобы вести за собой детей?

У Джанетты Шахлановны уже немалый опыт накоплен (все-таки учитель года Кабардино-Балкарии). Но отвечает не сразу. Задумывается.

– Даже со своими учениками у меня случаются и взлеты, и падения. То они прекрасно воспринимают, спорят, потом уходят. Замыкаются, их невозможно вывести на диалог. Но с ними нужно быть искренними. Это обязательное правило для контакта.

Чегемская школа №4, где работает Джанетта Кулиева, удалена от центра города. Раньше в этом здании была картонажная фабрика. Детей не много и не мало, около четырехсот. Есть компьютерный класс, интернет.

– Нужно не пугаться и постоянно повышать квалификацию. Ведь дети чувствуют учительские пробелы. Если я не могла ответить на вопрос, прямо в этом и признавалась. Говорила: «Давай до завтра». Дома готовилась, искала ответ. Лучше не прикидываться, быть искренним. Дети же специально ищут вопросы.

Начинала Джанетта Кулиева в младших классах. Потом был перерыв в работе. Когда она вернулась в школу, поняла, что многое ей нужно менять, пересматривать. Время стало другим. Ей предстояло преподавать в старших классах, но смущал ее, молодую учительницу, не возраст учеников, а что-то другое. То традиционное, что раньше использовала она на уроках, отошло. Она поняла и увидела, что принцип, когда учитель должен передавать, закладывать знания, устаревает, а следовать другому принципу – учить учиться – сложно. Но «сложно» не значит «не нужно» или «невозможно».

И она стала искать…

Педагогическим девизом Джанетты Кулиевой стали слова учителя истории из Ленинградской области, принимавшего участие в конкурсе «Учитель года-2000» Евгения Травина: «Ропщите и плачьте, любезные мои коллеги. Наш любимый, наш близкий, привычный и такой родной урок умирает. Урок умер. Да здравствует игра!!!»

– Я хочу, чтобы эти слова полностью соответствовали моей работе. Урок должен стать игрой в хорошем смысле слова. Однажды мой сын (ему было восемь лет, он учился в третьем классе), ложась спать, сказал: «Какое счастье, я завтра не иду в школу». Это было перед каникулами. Я задумалась, почему для этого маленького человечка, от природы любознательного, подвижного и не ленивого, школа стала самым ужасным в жизни. Скорее всего он потерял веру в себя, решила я, он понял, что многого не умеет… Я вспоминала своих учеников. Всех вместе и каждого по отдельности. С того момента моей педагогической философией стало – научить детей верить в себя. А для этого я должна верить в них, отдавать им свою любовь и теплоту. Я отказалась от авторитарной педагогики, которая не раскрывает до конца творческий потенциал человека. У большинства ребят отсутствует мотивация, требования к личности сейчас другие. Я провела социологическое исследование с целью лучше узнать своих воспитанников, разработала анкеты. Их темойстали ценностные ориентации старшеклассников. Я сделала вывод: нашу молодежь нельзя назвать потерянной. Вопреки общественному мнению она пытается понять время, в котором живет. Какой же выход? На мой взгляд, он единственный: заменить самое нелюбимое у детей слово «надо» на любимое «хочу».

Собственный педагогический поиск привел к идее интеграции предметов, к совместной проектной деятельности на уроке. В основу методики легли проблемные задания, игровые элементы, работа в малых группах, использование компьютерных технологий. Инициативу Джанетты Кулиевой поддержал директор школы Салим Мамбетов.

– Мне нравится идея интеграции предметов. Прочитала брошюру Валицкой о культуротворческой школе. Там тоже говорится об интеграции. Это школа моей мечты… Развитие способностей, которыми в той или иной мере наделен каждый человек – работа сложная, одному учителю истории тут не справиться. Поэтому я стараюсь сделать своими союзниками коллег, ищу и нахожу единомышленников. Уже два года работает созданная мною вместе с учителями биологии, физики, литературы и информатики лаборатория «Интеграция». Мы стремимся формировать у ребят целостную картину мира, чтобы полученные знания не лежали бесполезным грузом, развиваем творческую личность. Мы не отвергаем принципов классического образования: доступность, научность, прочность. Но пытаемся внести новое в школьный план.

Старшие классы – это возраст, когда впору учиться находить и принимать самостоятельные решения. История в пятых, шестых, седьмых классах привлекает красотой и образностью мифов, тайнами далеких стран. Сказания о нартах – древних богатырях – воспринимаются на уроках на ураў. Очень интересен поиск параллелей с мифами других народов. История чем-то похожа на сказку. Но вот все заканчивается и начинается иной виток. Требуется умение анализировать, вырабатывать и отстаивать собственное мнение. И теперь уже на это направлены уроки. Нужно побудить ребят думать, а не просто следовать за учебником.

В апреле Джанетта Шахлановна провела в девятом классе интегрированный урок (история + физика + литература) по теме «Создание ракетно-ядерного щита». Эпиграфом стали строки Кайсына Кулиева:

Открытие всегда необратимо, –

Что сделано, того назад не взять.

Когда Эйнштейн узнал

о Хиросиме,

Он ничего не в силах был

сказать…

Во все столетья путь открытий

труден, –

Что сделано, того не взять назад.

И Прометей, огонь принесший

людям,

В том, что дома горят,

не виноват.

На уроке ставились не только научные, но и моральные проблемы. Этот прием побуждал ребят к выработке собственной позиции. Они разделились на группы, высказывали разные точки зрения. Интеграция, конечно, не самоцель, а средство пробудить интерес к предмету, к самостоятельному поиску решений.

-Я пробую интегрировать уроки с внеклассными мероприятиями, что, возможно, приблизит мою школу к школе моей мечты – к культурологической школе. Еще одним открытием для меня стала организация проектной деятельности школьников. Особенно интересно, когда это происходит на основе интернет-технологий. К счастью, в нашей небольшой школе это реально. Так как особое внимание я уделяю темам, связанным с развитием культуры, я постаралась увлечь ребят работой над проектом «Культура древней Руси – образы духовной чистоты». Его конечная цель – осмыслить промежуточное положение русской культуры между культурой Запада и Востока. Это достигается посредством работы в малых группах. Мы сравниваем архитектуру, музыку, живопись Руси, Западной Европы, Востока и народов Кабардино-Балкарии. Подобная форма работы очень эффективна для погружения в мир родной культуры, особенно в среднем звене обучения. Здесь органично интегрируются история, музыка, родной язык. Я стараюсь показать ребятам целостность мира. Конечно, для успешной работы мало хорошо знать своих учеников. Необходимо хорошо знать и себя, повышать свое мастерство. Я никогда не говорю ребенку: «Ты не прав». Наоборот: «Если ты прав – докажи». Дети находят иногда такие аргументы, что их версия получается вполне обоснованной. Раз на уроке мы рассматривали музыку России, хотели определить ее положение между Западом и Востоком. Один мальчик заявил: «Я мусульманин, я не хочу христианскую музыку изучать». Мы разделились на группы. Я дала возможность поработать, изучить литературу. Стали прослеживать и выявлять истоки. В итоге этот же мальчик обнаружил, что у той и другой музыки есть общие корни. Он отыскал точки взаимного соприкосновения двух культур. Говорит мне: «Знаете, что я узнал, Джанетта Шахлановна?» – «Что?» – «Что моя прапрапрабабушка была христианкой». Он совершенно по-другому стал воспринимать и музыку, и историю, и себя.

После участия в конкурсе «Учитель года» Джанетта Кулиева начала работать методистом по инновационным технологиям в роно. Своими знаниями, открытиями, педагогическими приемами она с удовольствием делится с учителями района на семинарах и «круглых столах». В педагогической деятельности Джанетту Кулиеву поддержали местная газета «Голос Чегема» и глава администрации Чегемского района Михаил Мамбетов.

– Джанетта Шахлановна. В анкете, представленной для участия во Всероссийском конкурсе «Учитель года», вы написали, что ваша отличительная черта – преданность работе. Что вам дает силы?

– Меня захватывает, когда я вижу сдвиги у детей. Я не жалею своего времени. Мне очень хочется заниматься тем, что я делаю. Когда видишь отдачу, горящие глаза, втягиваешься…

Вот это и есть, наверное, счастье: работа, приносящая радость, отклик. Для счастья надо мало, надо, как писал Кайсын Кулиев, постичь «блаженство быть умелым и делать дело, нужное другим».

Фото автора

Чегем, Кабардино-Балкария

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте