search
main
0

Дорога к храму или полоса препятствий?

Когда в Советском Союзе был запущен искусственный спутник Земли, в Соединенных Штатах схватились за голову. Надо же, научно-техническая мысль русских скакнула так далеко вперед, что они сумели первыми выйти на орбиту! Практичные американцы недолго предавались эмоциям. Быстро сообразили, где их «слабое звено», и бросили клич: «Если не хочешь говорить по-русски – учи математику!».

В США была разработана специальная программа, по которой в учебных заведениях с помощью тестов шел многоступенчатый отбор талантливой молодежи. Самым одаренным создавали все условия для учебы. Через некоторое время в США была взращена научно-техническая элита. Результат ее деятельности на благо США хорошо известен всему миру. А что же происходит у нас? Стремится ли Россия догнать Америку или хотя бы сделать серьезную попытку выйти из затянувшегося кризиса? В последнее время – да. Не все просто, не все накопившиеся проблемы можно решить с ходу. Возьмем систему подготовки научных кадров в военных вузах…

Как известно, наклонности людей, в том числе и научные, проявляются в юношеском возрасте. На этом и основывается система отбора научных кадров. Опытные педагоги военных вузов выявляют смышленых курсантов, привлекают их к участию в работе кружков военно-научного общества (ВНО). Так, в Военном университете Министерства обороны РФ слушатели и курсанты проявить свои способности к научной работе могут в 83 военно-научных кружках самого разного профиля.

– Раз в год на всех факультетах и общеуниверситетских кафедрах, а затем в вузе мы проводим итоговые научно-практические конференции, конкурсы на лучшую научную работу, – рассказывает старший помощник начальника научно-исследовательского отдела Военного университета подполковник Д. Янгез. – Лучшие работы отправляем на всеармейский конкурс. Завершающий этап – всероссийский. И там наши курсанты и слушатели показывают себя с лучшей стороны.

В прошлом году 12 питомцев Военного университета, а также их научные руководители были награждены медалями «За лучшую научную студенческую работу» по разделу «Военные науки и техника». 52 военнослужащих удостоены дипломов Министерства образования РФ.

При этом важно отметить, что труды конкурсантов имеют актуальное научное и прикладное значение. Взять реферат подполковника Ю. Козловского «Педагогическая профилактика агрессивного поведения военнослужащих». Его хоть сейчас можно тиражировать и отправлять в войска в помощь командирам и офицерам-воспитателям. Курсант И. Игнашев исследовал социально-психологические особенности восприятия информации в компьютерных сетях. Как говорится, комментарии излишни. Достойны похвалы и многие другие работы. От Вооруженных Сил в прошлом году 76 человек были награждены медалями, а 423 – дипломами. Согласитесь, колоссальный потенциал на будущее.

Не берусь судить о пользе конкурсов и научно-практических конференций для большой науки, военного ведомства, а вот вузам прок немалый. Ведь таким образом выявляются наиболее способные к исследовательской работе военнослужащие, из них готовится резерв. Эта система обкатана годами, работает весьма эффективно и во всех высших военных учебных заведениях. Как правило, проявившие себя на научном поприще поступают в адъюнктуру, затем становятся преподавателями или офицерами научно-исследовательских структур. Наиболее целеустремленные и талантливые со временем защищают докторские диссертации.

А курсанты? Для них актуальны написанные в позапрошлом веке слова о том, что «у науки нет широкой столбовой дороги, и только тот может достичь ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам». Да, карабкаться приходится. И еще как! Только вершин удается достичь далеко не всем.

Конечно, говорить, что всех лауреатов конкурса ждет блестящее научное будущее, по крайней мере наивно. Наука, военная в том числе, переживает далеко не лучшие времена. Финансируется недостаточно. Научно-педагогическая деятельность тоже потеряла былую привлекательность. Труд тяжелый и не всегда благодарный. Положенные преподавателям льготы на практике реализуются слабо. Курсанты видят, что их научные руководители, среди которых немало кандидатов и докторов наук, ютятся в общежитиях или снимают чужие углы. Надбавка за ученую степень даже после недавнего повышения весьма незначительна. Поэтому неудивительно, что иной преподаватель после занятий в своем вузе спешит читать лекции в другом. Естественно, такая жизнь не станет привлекательной для современной молодежи.

Приезжая по распределению в войска, молодые офицеры нередко спешат уволиться в запас, чтобы заработать на жизнь в других сферах, более высокооплачиваемых, нежели военная служба.

Но и тем, кто видит свое будущее в армии, найти себя в науке непросто. Например, занимался курсант научной работой, блистал на конкурсах, но в самый неподходящий момент научный руководитель уволился в запас. Станет ли другой преподаватель «возиться» с «не своим» курсантом, к тому же если сам не вполне компетентен в данной дисциплине?.. Бабушка надвое гадала… Но эту проблему при желании можно решить. Есть гораздо серьезнее.

После выпуска подавляющее большинство лейтенантов уезжают в войска. А там им предстоит решать задачи, мало связанные с тематикой научных исследований. Конечно, можно попытаться поступить в адъюнктуру по выпуску. Теоретически возможно. А практически весьма затруднительно. На всех желающих, разумеется, мест не хватит. К тому же при равных показателях предпочтение при приеме в адъюнктуру отдается офицеру, имеющему опыт службы в войсках. Такой подход, на мой взгляд, обоснован. Офицер хорошо знает армейские нужды и проблемы, поэтому свои знания, способности может гораздо эффективнее применить в научной работе, основываясь на войсковой практике.

Так или иначе подавляющее большинство молодых людей, проявивших себя на научном поприще в курсантские годы, поедут по выпуску постигать практику в войска. И там скорее всего затеряются. По разным причинам. Одни, попав в хорошее место и получив жилье, не захотят менять устроенный быт на скитания ради науки. Другим будут чинить препятствия командиры, которые остро нуждаются в молодых грамотных офицерских кадрах. А когда все-таки удастся годков через 5 получить от них долгожданное «добро», окажется, что на ведущей кафедре многое поменялось. Ушли в запас или перевелись по службе научный руководитель и знакомые преподаватели. А новые, не знающие потенциала бывшего лауреата конкурса, не особенно горят желанием брать «кота в мешке».

Такова жизнь. Под ее ударами может выстоять не всякий. Одни, махнув рукой, покоряются судьбе, другие борются до конца, поступают в военные академии или университеты, затем становятся адъюнктами. Путь непростой, довольно долгий, но зато более надежный, проверенный.

Верно сказано: дорогу осилит идущий. Дошли – молодцы. Честь и хвала упорным. Но, увы, таких немного. Система подготовки научных и научно-педагогических кадров, к сожалению, приобретая одного, теряет десяток. Может быть, за минувшее десятилетие не смогли реализовать себя молодые люди с потенциалом Ломоносова, Курчатова, Капицы, Королева? А в накладе остались все, прежде всего – государство, Вооруженные Силы.

На мой взгляд, проблему можно решить по-другому, с меньшими потерями. Главное, во-первых, поднять престиж науки, не жалеть денег на содержание научных и научно-педагогических кадров: обеспечивать жильем, повысить в несколько раз денежное довольствие, установить надбавки преподавательским кадрам, как это сделали, например, для сотрудников главных управлений. Последнее не потребует больших затрат, поскольку военнослужащих, имеющих ученую степень, не так много. Ну и, во-вторых, усовершенствовать систему подбора и подготовки военных ученых. Первоначально «взять на карандаш» курсантов, ставших дипломантами всероссийских конкурсов. Затем не терять их из виду, может быть, даже делая специальную отметку в личном деле. Кадровые органы научных учреждений и вузов должны отслеживать перемещение по службе офицеров, имеющих склонности к научной деятельности, и по мере освобождения вакансий предоставлять им возможность для поступления в адъюнктуру. К примеру, в штаб округа приходит разнарядка направить для сдачи кандидатских экзаменов капитана такого-то. Отказался, передумал – его дело. А если нет – командиры не должны чинить ему препятствий на пути в науку.

Конечно, предложенный вариант – не панацея. Однако он, на взгляд автора, поможет сохранить научный потенциал Вооруженных Сил и других силовых ведомств. К сожалению, нынче дорога к храму науки нередко представляет собой полосу препятствий. А фундамент завтрашнего дня надо закладывать сегодня. Иначе будет поздно…

Николай КИРМЕЛЬ, подполковник, старший преподаватель кафедры журналистики Военного университета, кандидат исторических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте