Татьяна КАТНИКОВА, учитель музыки школы №723, руководитель образцового детского коллектива фольклорного ансамбля «Русский сувенир»: Педагогический коллектив школы №723 накопил большой опыт решения задач воспитания средствами искусства в процессе взаимодействия учебной, внеклассной и внешкольной работы. Уроки музыки и творческие конкурсы «Каждый класс – хор», хоры гимназических классов и хоровые фестивали, большая работа в объединениях дополнительного образования, участие в вокальном ансамбле «Надежда» и фольклорном ансамбле «Русский сувенир» позволяют развить музыкально-творческие способности у детей, художественный вкус, эмоциональную сферу, формируют патриотические чувства. Вокальный ансамбль «Надежда» как объединение дополнительного образования существует в нашей школе 4-й год. Им руководит молодой специалист, выпускница Государственного музыкального училища имени Гнесиных, а ныне студентка
Российской академии музыки имени Гнесиных Ольга Катникова.
В коллективе постоянно проводится большая музыкально-просветительная, музыкально-образовательная, воспитательная деятельность наряду с концертной. Это и беседы о композиторах, знакомство с их жизнью и творчеством; беседы о знаменитых русских певцах и хоровых коллективах, просмотр и прослушивание их записей.
Как известно, хоровое пение – искусство массовое, оно предусматривает коллективное исполнение художественных произведений. А это значит, что большая группа людей объединена одной идеей, подчинена единому художественно-исполнительскому замыслу; это значит, что чувства, идеи, заложенные в словах и музыке, выражаются не одним человеком, а массой людей. Хорошее, красивое пение – результат правильно построенного процесса освоения детьми хоровой песни, когда техническое и художественное начала тесно переплетены. Эмоционально воспринятое содержание песни, ее музыкального материала на долгие годы останется в сердце и в сознании юных певцов.
Большую роль в деле воспитания играет репертуар. Вот «соловушко» тоскует по широким полям России – образ изгнанника, стремящегося возвратиться на родную землю, гениально воплощен Чайковским в удивительно проникновенном хоре «Соловушко». В нем мы словно слышим слова самого Петра Ильича Чайковского, написанные им в Италии: «…я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь… я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русские обычаи». Дети с глубоким чувством поют это сочинение.
А вот песня Глинки «Москва»: «Здравствуй, славная столица, сердце Родины, Москва!» С какой гордостью за свой любимый великий город поет маленький москвич эту песню! Гимнообразный, хоральный склад хоровой партитуры интерпретируется нашими школьниками как современная «Слава» великому городу.
Большое искусство, рожденное национальной культурой, воспитывает уважение к культурам других народов, других наций, рождает чувство восхищения художественными шедеврами мировой классики. Чувство патриотизма, нравственность, духовность воспитываются у детей в процессе концертной и социально значимой деятельности. Участники вокального ансамбля «Надежда» часто выступают перед жителями района Восточное Измайлово. Это концерты, посвященные Году ребенка, Году семьи, Дню пожилого человека, Дню матери; встречи и концерты для ветеранов Великой Отечественной войны и труда, на праздниках, посвященных Дню Победы, Дню защитника Отечества, юбилею разгрома немцев под Москвой; это и конкурсы, и фестивали «Песни военных лет», «За что и с кем мы воевали» и др.
Ежегодно учащиеся школы принимают участие в творческом фестивале «Каждый класс – хор», становятся лауреатами и дипломантами этого конкурса. Ежегодно весной в Восточном Измайлове проходит выставка «Московская школа», на которой каждая школа района представляет свои достижения и культурную программу. В 2005 году я дала мастер-класс по фольклору – «Использование элементов фольклора в учебном процессе», а в 2006 году в актовом зале школы №723 проходил хоровой фестиваль для начальной школы «Здравствуй, песенка» в рамках выставки «Московская школа». Звучали произведения современных композиторов и композиторов-классиков, песни из кинофильмов и мультфильмов, песни о Родине, о природе. Гости мероприятия, учителя литературы, музыки, изо отметили хорошую подготовку, высокий профессиональный уровень исполнителей.
В течение 20 лет большим успехом у учащихся, их родителей пользуется наш фольклорный ансамбль «Русский сувенир», коллектив стал лауреатом и дипломантом, обладателем Гран-при многих всероссийских, межрегиональных, городских и окружных фестивалей и конкурсов, таких как «Одаренные дети», «Мир детства», «Разноцветная мозаика», «Эхо Артека», «Юные таланты Московии», «Хрустальная капелька» и другие. Педагог тщательно и грамотно подбирает репертуар. Это и колыбельные песни, и потешки, пестушки, плясовые, хороводные и игровые песни, в которых дети становятся непосредственными участниками театрально-игрового действа. В детских фольклорных текстах скрыты огромные культурно-исторические пласты, которые позволяют направить детское сознание на воспитание общего и частного, местного, обычного, архаичного и нового. Педагогические возможности детского фольклора безграничны. Глубокие нравственные и эстетические начала заложены в большинстве произведений русского фольклора.
Благодаря местным диалектизмам в детском сознании закрепляются понятия, связанные с трудом:
«Я повырощу тебя,
да повзрощу молодца,
Да во чисто поле севца,
да во зернышко ловца».
«На полоску жнеюшку,
да на лужок грабеюшку».
«Пойди к нам на денек –
к нам работки работать».
Совершенно особый языковой пласт составляют собственно фольклорные слова, сочетания, звуковые единства в зачинах типа тренди-бренди, чели-чели-чели, а также образования по модели общеизвестных слов: «У кота-воркота», «Бабка-ежка – костяная ножка». Такого рода упражнения закрепляют в сознании ребенка систему языка.
Корни всего древа культуры, связывающие человека с почвой, питающими соками, – это традиции. О необходимости основательного знания национальных традиций своего народа убедительно говорили классики русской литературы и музыки. В частности, А.С.Пушкину принадлежат слова, что уважение к прошлому отличает образованность от дикости. Очень важно, чтобы наши дети развивались гармонично и чтобы, кроме всего нового, что получают они от современной жизни, активно усваивали и то, что было прекрасно в прошлом. Тогда они вырастут настоящими культурными людьми с активной жизненной позицией.
Именно народные игры, оставаясь в своей основе традиционными, и есть живые, ныне живущие, развивающиеся. Педагогика издавна осознавала важность игры для общего развития ребенка и необходимость использования ее в воспитании, ибо главные принципы воспитания как раз и заложены в самом содержании игры. Да и сами правила игры учат нравственным принципам: честности, ответственности, верности слову, благородству, гуманизму. Они вызывают активную работу мысли ребенка, способствуют расширению его кругозора, совершенствованию психических процессов (городки, «краски», жмурки). Соблюдение правил игры формирует волю, самообладание, выдержку, внимание, развивает ловкость, эмоциональную сторону личности ребенка.
Связь игр с любыми сферами искусства одновременно и связь с ее эстетическим, художественно-нравственным воспитанием. Благодаря игре рождаются такие формы воспитательного воздействия, которые становятся доходчивыми для детей и подростков, доступными для детского уровня восприятия. «Обратить внимание на эти народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство – задача будущей педагогики», – писал К.Д.Ушинский. Игры обнаруживают уровень умений, сноровки, проявляющихся в игре знаний, творческие склонности, организованность, воспитанность, характер, то есть позволяют судить об индивидуальных качествах ребенка.
В играх ярко раскрывается характер народа. Например, за русскими играми прочно закрепились эпитеты «молодецкие», «удалые».
Следует подчеркнуть воспитательную роль самих народных образов, педагогическую направленность песен, игр, сказок – мира, в котором живет и формируется ребенок. Участвуя в обрядах, дети осваивают жизненный опыт старшего поколения, традиции, обычаи и приобщаются к родной национальной культуре.
Таким образом, воспитание средствами народного искусства по праву не только неотъемлемая, но и главная часть эстетического, патриотического и нравственного воспитания детей.
Воспитание нравственности, любви к Родине осуществляется не только за счет репертуара и репетиционных занятий в фольклорном ансамбле, но и через концертную деятельность, участие детей в фестивалях, конкурсах, в социально значимой деятельности.
На окружной панораме «Дополнительное образование в системе учебно-воспитательной деятельности образовательных учреждений», проходившей 12 декабря 2008 года в ЦРТРЮ им. Косарева, наша школа представила стенд, на котором показала взаимодействие дополнительного образования, внеклассной, внешкольной работы в воспитании у учащихся духовности, нравственности, любви к Родине на примере образцового детского коллектива фольклорного ансамбля «Русский сувенир».
Такая работа ведется не только в коллективе фольклорного ансамбля, но и на уроках музыки, и в объединениях дополнительного образования. Ансамбль взаимодействует со всеми коллективами, в результате чего идет успешный процесс интеграции, способствующий духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.
Сегодня особо звучат слова прекраснейшего педагога Василия Александровича Сухомлинского из книги «Сердце отдаю детям»: «Родина начинается для ребенка с куска хлеба и нивы пшеницы, с лесной опушки и голубого неба над маленьким прудом, с песен и сказок матери… Только песня может раскрыть красоту души народа. Мелодия и слово родной песни – это могучая воспитательная сила, раскрывающая перед ребенком народные идеалы и чаяния… Песня утверждает поэтическое видение мира. Песня как бы открывает глаза на красоту родной земли, и эта красота становится еще роднее, еще дороже…»
Комментарии