search
main
0

Дополнительное образование. Весь мир – театр. И дети в нем актеры

Татьяна ЛЕВИНА, педагог дополнительного образования Центра образования №1452 «Богородский», руководитель студии, обладатель гранта мэра Москвы в области образования: Театральная студия «Весь мир – театр» существует 7 лет и включает 3 возрастные группы. Студия вырастала вместе со своими воспитанниками. Начиналось все с младшего возраста (3-4-й класс). Когда первый набор вырос и перешел в среднюю школу, появилась средняя группа – 5-7-й класс. И опять-таки по мере роста этих детей появилась старшая группа – 8-11-й класс. Еще в самом начале работы я решила, что в качестве материала для постановок буду брать только классику.

Дети сейчас читают мало, мне же хотелось, чтобы, занимаясь в студии, они знакомились с лучшими произведениями мировой литературы, а потом уже сами, посредством спектаклей, знакомили с классикой своих одноклассников-зрителей. Младшая и средняя группы много занимаются этюдами, из которых получаются мини-спектакли. Со старшеклассниками вот уже четвертый год мы ставим «взрослые» спектакли. Но самые интересные, на мой взгляд, работы получаются, когда в одном спектакле заняты дети разных возрастных групп. Младшие с восторгом глядят на старших, а те им помогают. Особенно это ценно, когда мы выезжаем на конкурсы, и я могу доверить старшим присмотр за младшими и подготовку сцены к выступлению, в то время как мне самой приходится находиться в звукооператорской будке.

В результате накопленного за эти 7 лет опыта я сформулировала для себя главную цель своей работы – «Разностороннее воспитание учащихся средствами театра», подразумевая под этим не только обучение их азам актерского искусства, развитие индивидуальности, ее творческого и интеллектуального потенциала через включение в театральную деятельность, формирование общей культуры и эстетического вкуса воспитанников, но и стимулирование углубленного изучения иностранного языка через театральные постановки, развитие познавательной активности, включение воспитанников в активную художественно-творческую и социально полезную деятельность, профессиональную ориентацию и самоопределение.

За 7 лет было поставлено много номеров и спектаклей, но есть три направления работы, которые я считаю наиболее перспективными, потому что в них в полной мере проявляется принцип интеграции базового и дополнительного образования.

Прежде всего это театр на английском языке, который существует 5-й год. В нашем Центре образования ведется углубленное изучение английского языка, и это направление появилось вполне логично. Начинали с миниатюр, потом вышли на полноценные (40-50 мин.) спектакли по произведениям классиков английской и мировой литературы. Работа над ними ведется в тесном контакте с преподавателями кафедры иностранных языков. Причем в спектаклях играют не только дети, хорошо владеющие языком. Поскольку я сама английского не знаю, то главным считаю не блестящий разговорный английский со сцены, а такую постановку и актерскую игру, когда содержание спектакля было понятно любому зрителю. В прошлом учебном году мы добавили немецкий язык (второй изучаемый в нашем Центре образования) и поставили спектакль по сказкам Андерсена, в котором юные актеры говорили сразу на двух языках, в этом году показали спектакль «Снежная королева» также на двух языках.

Следствием такой работы стало:

повышение интереса к иностранным языкам и их изучению;

проведение в прошлом учебном году совместно с кафедрой иностранных языков на базе нашего ЦО окружного фестиваля театральных постановок на иностранных языках;

проведение в этом учебном году (в апреле 2009 года) окружного фестиваля театральных проектов, предполагающего показ мини-спектаклей и защиту проектов, рассказывающих о выбранном произведении, авторе, о работе над спектаклем.

Еще одним интересным направлением нашей деятельности стала совместная работа с преподавателями МХК. В программе есть занятия по истории театра, в 2005-2006 учебном году со старшей группой мы поставили спектакль по теме «Древнегреческий театр» и на его основе сделали проект, успешно участвовавший в конкурсе проектов по МХК «Культура XXI в. – между прошлым и будущим». В 2006-2007 учебном году мы взяли эпоху Возрождения и Шекспира, в 2007-2008 учебном году – эпоху Просвещения и Бомарше, в 2008-2009 учебном году работали над Романтизмом и пьесой Э.Скриба «Стакан воды». Это полноценные спектакли, в которых с огромным интересом играют старшеклассники, перед началом которых мы обязательно знакомим зрителей с особенностями театра данной эпохи и рассказываем об авторе пьесы. Я уже не говорю о том, что ребята прочитали Еврипида, Шекспира, Бомарше. И порой, проходя по школе, я с удовольствием слышу, как в обычный разговор старшеклассников вплетаются цитаты великих авторов.

Работа над спектаклями-проектами по истории театра привела нас к еще одному интересному направлению. С прошлого учебного года в нашем центре работает новая экспериментальная площадка по теме: «Становление субъектной позиции учащихся и педагогов как условие повышения качества образования». В рамках этой темы мы в содружестве со студией рукоделия «Хозяюшка» и ее руководителем, преподавателем технологии, работаем над проектом «Стилизация костюма эпохи барокко для спектакля «Стакан воды» по пьесе Э.Скриба», итогом которого стали костюмы к спектаклю. Над изготовлением костюмов работали ученицы 8-9-х классов, компьютерную презентацию готовили десятиклассницы.

За несколько лет работы театральной студии у нас появился свой зритель, и это не только учащиеся и преподаватели Центра образования, но и ветераны района Богородское, а также две воинские части, с военнослужащими которых нас связывает давняя дружба. Спектакли для младших школьников мы с удовольствием показываем многодетным семьям района и соседнему детскому саду. В плане на новый учебный год – обмен спектаклями с соседней школой, где также есть свой театральный коллектив.

Всегда приятно, когда работу детей (думаю, никто не будет спорить, что игра на сцене – это нелегкая работа) оценивают не только аплодисментами, но и заслуженными наградами. 3 года подряд, с 2005-го по 2007-й, коллектив принимал участие в организованном школой «Гармония» фестивале театральных постановок на английском языке и неизменно занимал там призовые места. На протяжении 2 лет юные актеры получали на этом конкурсе награды в номинации «Юный актер», «Юная актриса». Два года (2006-й и 2007-й) мы принимали участие в конкурсе проектов по МХК «Культура XXI в. – между прошлым и будущим», в 2007-2008 учебном году стали лауреатами фестивалей «Хрустальная капелька» и «Юные таланты Московии».

В мои задачи как педагога дополнительного образования не входит подготовка актеров. Но все-таки очень приятно, когда мои воспитанники избирают театр сферой своей будущей профессиональной деятельности. Пока двое учащихся после 9-го класса поступили в московские школы с театральными классами. В их дальнейших планах – поступление в театральные вузы.

«Весь мир – театр», – сказал великий драматург. И для меня очень важно, какими выйдут в этот мир мои воспитанники. Надеюсь, что они будут разносторонними и творческими людьми, уверенно чувствующими себя в наше нестабильное время.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте