Все мы, так или иначе, знакомы с системой дополнительного образования. Нет, наверное, ни одного человека, который не посещал бы какие-либо секции или кружки, учась в школе.
Драмкружок, кружок по фото, // Хоркружок – мне петь охота, // За кружок по рисованью // Тоже все голосовали» – строчки из известного стихотворения Агнии Барто. Действительно, что же делать, если хочется всего и сразу? Причем очень часто хочется родителям, а не самим обучающимся. На мой взгляд, очень хорошо, что хочется, а когда еще желания можно воплотить в реальность – получается отлично! Лучше, конечно, когда ребенок ходит на тот кружок, который выбрал он сам, а не папа с мамой, потому что на занятия он будет ходить с большим удовольствием. Поэтому, когда родители приходят записывать свое чадо к нам на кружки, я стараюсь поговорить с ребенком, чтобы узнать, чего хочет он сам. Если он сам хочет попробовать себя сразу во всех наших направлениях (такое бывает крайне редко, обычно все-таки предпочтения меняются постепенно, с возрастом), мы не можем отказать в реализации его познавательных интересов. Конечно, необходимо рассчитывать нагрузку, которая ложится на ребенка в таком случае, но что делать, если у него есть такая потребность, некоторые способности для реализации этой потребности?Дополнительное образование вроде так и называется дополнительным, потому что необязательно, как будто дополняет школьное образование. А если посмотреть с другой стороны, не со стороны системы образования, а со стороны ребенка? В школе он изучает те предметы, которые стоят в учебном плане, по которым он будет сдавать обязательные экзамены. Очень много разных предметов, которые просто необходимы, чтобы вырастить разносторонне развитую личность. Но не все эти предметы в одинаковой степени интересны обучающимся. У кого-то математический ум, а кто-то интересуется гуманитарными предметами. Вот тут-то и возникает вечный вопрос: «Что делать?». Что делать, если ребенок хочет заниматься музыкой, а приходится учить физику? Что делать, если он хочет заниматься спортом, а нужно готовить домашнее задание по истории? Каждый отвечает на этот вопрос сам, но именно поэтому возникает необходимость в индивидуальных образовательных траекториях. Именно тут появляется вопрос о том, где же реализовать потребности обучающихся, и на помощь приходит система дополнительного образования: музыкальные школы, спортивные секции, художественные школы, кружки, студии, клубы – все, лишь бы воплотить мечты ребенка в жизнь, все, чтобы он смог реализовать свои способности, довести их до совершенства.Я работаю в дополнительном образовании, веду кружки, занятия в лабораториях, на выставке интерактивных экспонатов «Зазеркалье», в передвижной учебной лаборатории «НАНОТРАК». Ко мне приходят обучающиеся, которым интересно то, что у нас происходит, которые хотят делать проекты, ставить опыты и эксперименты, которые не боятся задавать вопросы. Мне интересно вместе с ними, ведь я всегда должна быть готовой сразу ответить на любой их вопрос, а для этого мне нужно подготовиться, дополнительно поискать информацию, чтобы объяснить иногда совершенно необъяснимые на первый взгляд вещи, события, явления.Итак, дополнительное образование – ведущее направление? Или ведомое? Смотря куда идти. И зачем.Камила ХАЛИКОВА, педагог дополнительного образования школы №439
Комментарии