Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Дополнительное образование. Литература + театр – содружество, ведущее к знаниям и творчеству

УГ - Москва, №31 от 4 августа 2009. Читать номер
Автор:

Наталья КОРЯБКИНА, заместитель директора по воспитательной работе школы №1021 История первая… Экспозиция… Как повысить заинтересованность ученика в знаниях и усилить воспитательный потенциал школьного пространства, каждый педагогический коллектив решает самостоятельно. Путей для решения этих задач множество, но каждая школа выбирает свой, учитывая особенности своего ученического коллектива и творческий потенциал педагогов. Однако следует отметить, что неисчерпаемыми возможностями в системе учебно-воспитательной деятельности любого образовательного учреждения обладает путь объединения учебной и внеучебной работы с возможностями блока дополнительного образования. Порой эти сферы развития ученика действуют автономно, задача администрации школы состоит в том, чтобы всемерно способствовать творческому поиску педагогами новых решений в сложившихся жизненных ситуациях, поддерживать начинания, заниматься своевременной коррекцией и созданием условий для максимальной реализации и самых неожиданных проектов.

Виктория КОРОБОВА, учитель русского языка и литературы, классный руководитель и руководитель «Литературной студии» школы №1021:

История вторая… Завязка действия…

Семь лет назад я стала классным руководителем 5-го «А» класса. Ребята были отобраны из двух классов для обучения по гимназической программе. Зная это, я не надеялась, что первого сентября ко мне придет дружный класс. Мои предположения оправдались. Я сразу заметила, что при первой же возможности ребята делятся на две группы. Вместе оказывались те, кто раньше учился в одном классе. Они даже стремились занять два ряда, первый и третий, а второй оставляли пустым. Внешне в коллективе все было благополучно: учащиеся успевали по школьным предметам на «хорошо» и «отлично», занятия не пропускали, дисциплину не нарушали, были окружены любовью и заботой родителей. На переменах бегали, шалили, но строго объединялись в свои две группы. Внутри каждой были свои лидеры, симпатии и антипатии. Стало ясно: чтобы сплотить ребят, надо найти им общее дело.

На помощь пришла литература. Как известно, современные дети мало читают, и можно предположить, что это становится одной из причин низкого ценностного уровня развития. Проникая в художественный текст, внимательный читатель становится очевидцем событий, учится им сопереживать, чувствовать и сострадать, испытывает и радость, и горечь, и обиду. На классных часах мы стали обсуждать прочитанное ребятами самостоятельно, и им это понравилось. Во время таких занятий я обратила внимание, что мои дети умели и знали немало, они успешно решали логические задачи, учили два иностранных языка, много и вдумчиво читали, но мало чему удивлялись и никем не восхищались. Они принимали любую информацию как данность и старались ее понять и запомнить, но ни сопереживания, ни удивления она у них не вызывала. В педагогической литературе я нашла разъяснение: такое поведение детей обусловлено недостатком развития творческого воображения, несформированностью у них эмоциональной сферы. Исходя из этих наблюдений была продумана дальнейшая работа: обретение общего дела для всех – чтение внеклассной литературы и обсуждение прочитанного, театральная деятельность – самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению, формирование чувства успешности – выступление на сцене позволяет каждому ребенку пережить чувство радости от достигнутого, успех, признание зрителей.

На следующий год на базе своего класса я начала проводить занятия в литературной студии по программе Т.Завадской «Художественное чтение». Деятельность классного руководителя была объединена с работой педагога дополнительного образования. Мы читали лучшие произведения мировой и отечественной литературы, анализировали их, учились декламировать. Речь моих воспитанников становилась богаче, художественный вкус ярче. Мы украшали своими выступлениями школьные концерты, создавали литературные и тематические проекты, но со временем нам стало тесно в рамках программы.

Настало время для следующего этапа – мы решили в наши занятия привнести элемент театральной деятельности. Для первой постановки я выбрала пьесу по сказке Джанни Родари «Чиполлино», каждый ребенок получил роль, мы все старались делать сами и вместе: рисовать афишу, делать декорации и подбирать необходимый инвентарь. Накануне премьеры я обратила внимание, что мои воспитанники делают все вместе, не разделяясь, как раньше, на группы, бегут в школу по первому зову и явно получают радость от совместной деятельности. Первыми нашими зрителями стали родители и учителя. Все в один голос заявили, что такую работу нужно продолжать, позже был «Сказ про Федота-стрельца» по пьесе Леонида Филатова, с течением времени стало очевидно, что деятельность приносит свои плоды, что классный коллектив превратился в союз единомышленников.

Во время работы над литературным произведением (обсуждением житейских ситуаций, нравственных аспектов и проблем), созданием декораций и костюмов и, безусловно, в ходе репетиций стали меняться отношения между воспитанниками и классным руководителем. В совместной работе дети и взрослые видят друг друга иначе, порой отмечая в своем партнере новые черты характера, скрытые душевные качества. Учитель становится доступнее детям, ребенок – понятнее педагогу, растут взаимный интерес и симпатия, появляются желание и необходимость помочь друг другу. Постепенно работа в литературной студии стала выходить за рамки кружка. Детей все радовало в работе, но стремились они, без сомнения, к самому спектаклю. В коллективе четко ощущалась потребность в зрительском одобрении. И это, конечно, не ново и неудивительно, потому что именно выступление как конечный результат приносит ощущение успеха. Оно позволяет каждому ребенку пережить чувство радости от достигнутого. И это очень важно, потому что для развития человека необходимо наличие постоянной системы стимулирующих и направляющих факторов, в роли которых выступает успех. Именно он придает силу, веру в возможность преодоления любых препятствий, создает основу для формирования высокой самооценки, проявления неординарности и индивидуальности ребенка.

Репертуар класса рос вместе с воспитанниками. Ребята из потешных пятиклассников с косичками и хвостиками превратились в подростков, они учились уже в 8-м классе, и играть им хотелось что-то принципиально другое. Так, в репертуаре появилась пьеса Бернарда Шоу «Пигмалион». При работе над текстом пьесы складывалось четкое ощущение, что чего-то не хватает. Ответ пришел после просмотра одноименного фильма: в этом спектакле не обойтись без музыкального оформления.

История третья… Кульминация…

Театральная студия «Золотое руно» существует два года и насчитывает более пятидесяти воспитанников. Занятия проводятся внутри двух объединений дополнительного образования: литературной студии и театрально-хоровой. Освоение наследия литературы и музыки органически сочетается с раскрытием индивидуальности каждого воспитанника во всех аспектах: нравственном, творческом, с тем чтобы на протяжении последующих лет раскрыть и вырастить эту индивидуальность во всем ее неповторимом своеобразии. Одновременно с раскрытием индивидуальности идет объединение всех участников творческой мастерской вокруг общих идейных основ, вырабатывается общая для всех эстетическая платформа, рождаются единые нравственные нормы развития коллектива.

Занимаются в коллективе воспитанники разного возраста: 15-17 лет, 11-14 лет, 8-10 лет. Очень важно раскрыть и воспитать личность воспитанника, для этого надо организовать учебный процесс, в котором свободно проявилась бы сущность воспитанника. Это становится возможным только в атмосфере требовательности и уважения к ученикам, при подлинной благожелательности и искренности. Безусловно, работа строится с учетом особенностей возраста и уровня обученности каждого воспитанника.

Таким образом, занятия в студии «Золотое руно» направлены на то, чтобы активизировать инициативу воспитанника, выявить качества его дарования, способность «аккумулировать» события духовной жизни народа, чувство жизненной правды и самобытность образного мышления, характер творческого темперамента, подвижность воображения и фантазии, наблюдательность, художественный вкус, организаторские способности.

За годы существования студии и работы, предваряющей появление такого коллектива, можно сказать, что воспитанники студии добились немалых результатов.

У студийцев изменилось отношение к литературе и, что очень важно для современной действительности, изменилось отношение к литературному чтению. Воспитанники стали не только с интересом относиться к процессу чтения литературного произведения, но и научились делать это вдумчиво, уметь обогащать процесс чтения ассоциациями. А богатство ассоциаций, умение мгновенно вызывать в своем воображении примеры из жизни, произведений искусства, сходные ситуации, образы, по мнению многих художников, является первым признаком одаренности, развития одаренности и таланта.

Постепенно приобщаясь к великому наследию всемирной литературы (работа в литературной студии не ограничивается только русской литературой), воспитанники учатся разбираться в жизни, постигают глубину нравственных проблем. Вместе с тем они могут прикоснуться к прекрасным речевым образцам. Таким образом, у воспитанников студии формируется грамотная и образная речь, с годами появляется художественный вкус, формируется и культура речи, и культура межличностного общения, и культура чтения.

«Музыка начинается в слове, продолжается в движении, в ритме, в мелодии речи… Музыка – величайшее искусство, искусство тонкое… Музыка учит нас слышать то, что называется атмосферой спектакля», – говорил Юрий Завадский. Необходимо развивать ребенка всесторонне, поэтому большую роль играет и формирование музыкального вкуса. Руководитель театрально-хорового объединения развивает не только музыкальные способности воспитанников, но и умело вводит их в великое наследие искусства. Студийцы знакомятся и с народной музыкой, и с классикой. Таким образом формируется их музыкальный вкус.

За годы существования студии воспитанники получили огромный опыт различных выступлений, научились владеть собой, справляться со своим волнением, научились контролировать эмоции и чувства. Общее дело воспитало в них чувство личной ответственности, сформировало в них команду. Поскольку воспитанники студии – это дети разных возрастов, внутри коллектива происходит обмен умениями и навыками, младшие перенимают опыт старших, а последние учатся бережно относиться к малышам, оказывать им посильную помощь.

Студийцы принимают активное участие в жизни школы. Практически ни одно мероприятие (концерты, беседы, различные вечера и встречи, литературные гостиные и многое другое) не проводится без их участия, потому что многие из них добились очень высоких результатов и теперь демонстрируют хороший уровень актерского и музыкального дарования, поэтому во многом могут служить образцом для подражания.

Студия «Золотое руно» активно сотрудничает с управой района и муниципалитетом, помогает им осуществлять различные мероприятия узкого и широкого профиля. Это различная шефская работа: спектакли для детских садиков и солдат срочной службы, участие в мероприятиях, посвященных многодетным семьям, а также приуроченным к Дню матери…

Студия живет и работает. Как можно определить значение такой работы? Возможно, показателем может и будет то, что за эти годы ни один студиец не покинул объединения, в коллектив ежегодно вливаются новые воспитанники. Именно по многочисленным просьбам в этом году была набрана еще одна возрастная группа – 7-9 лет. Поэтому нам кажется, что до глав «Развязка действия» и «Эпилог» нашей театральной студии еще очень далеко.

Екатерина Гриненко, педагог дополнительного образования, руководитель театрально-хоровой студии школы №1021

История четвертая… Развитие действия…

С 2002 года в школе работает театрально-хоровая студия по авторской программе «Музыкальный театр». Основная цель авторского проекта – развитие потенциала каждого участника независимо от его природной одаренности и уровня музыкальной подготовки. На занятиях я стремлюсь формировать у детей способности к восприятию лучших образцов театрального и музыкального искусства, освоению классического репертуара и привлечению к проектной деятельности. Воспитанники студии проходят два этапа подготовки: первый – развитие вокально-хоровых навыков и минимальная театрализация музыкальных произведений, вторая – создание театральных проектов.

За время работы студии в школе были показаны разные творческие работы: «Любовь к трем апельсинам» по сказке К.Гоцци и опере С.С. Прокофьева; «Пир во время чумы» по пьесе А.С.Пушкина; постановка «Салон XVIII века» (муз. Моцарта, Шопена, Гайдна и др.), проведен хоровой фестиваль «Весна идет» (муз. Бетховена, Чайковского, Моцарта, Шуберта, Гречанинова), поставлена детская опера «Муха-цокотуха» по сказке К.И.Чуковского, муз. В.Карасева, и спектакль «Щелкунчик» на музыку П.И.Чайковского.

Студийцы – главные воспитатели общественного музыкального вкуса в школе. Многие ребята из класса Виктории Александровны совмещали занятия в литературной студии с занятиями в театрально-хоровой студии. Концепции работы двух студий удалось удачно совместить. Итогом совместной работы стал музыкально-драматический спектакль «Моя прекрасная леди». При обсуждении планов на будущее мы достигли договоренности – объединить деятельность и готовить совместные проекты.

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту